Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: «В гости к осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи  на тему:

                                               «В гости к осени»      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи  на тему:

        «В гости к осени»        

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие»,  

                                                                       «Речевое развитие».

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети с ЗПР).

Цели. Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом); закреплять знания осенних месяцев, знания о характерных признаках осени (похолодание, продолжительные дожди, первые заморозки, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых); учить устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание в жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); рассказать об осенних работах на огороде, в саду, в поле.

Демонстрационный материал. Рисунок-схема «ВРЕМЕНА ГОДА". Сюжетные картинки «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; картинки-опоры (солнце; символы дня и ночи (короткая желтая и длинная черная полоска); желтый лист дерева, жук, пруд, птицы, летящие клином; зонт).

Раздаточный материал. Карточки с изображением лиц человечков, на которых не нарисованы губы, и картинки в конверте (губы в трех положениях: улыбающиеся – дуга низ, грустные – дуга вверх, равнодушные – горизонтальная линия); 4 картинки (поля и рощи в разное время года).

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в длительное путешествие, но оно  у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные часы.

Педагог обращает внимание детей на рисунок-схему «ВРЕМЕНА ГОДА" (круг поделен на четыре части, в каждой четверти круга располагается символ времени года и каждая часть разделена на три сектора – месяцы).

- Дети, посмотрите на эти часы.

   Они показывают  все времена года и их месяцы.

- Сколько всего времён года? (Четыре)

- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.

   Месяцев двенадцать ровно составляют целый год.

   И у всех их свой черед.

   Только лишь один уходит, сразу же другой приходит.

На доске сюжетные картинки «Осень», «Лето», «Зима», «Весна».

- Рассмотрите картинки и назовите время года, изображенное на них.

2. Основная часть

Беседа

- Назовите самое холодное время года. (Зима)

(Педагог убирает картинку.)

- Про какое время года мы говорим «природа просыпается»? (Весна.)

(Педагог убирает картинку.)

- Какие времена года изображены на оставшихся картинках? (Лето, осень.)

- Почему вы решили, что на этой картинке изображено лето?

(Дети легко одеты, купаются, загорают, листья на деревьях и трава зеленого цвета.)

- Почему вы решили, что на этой картинке изображена осень?

(Дети одеты в кофты, курточки, листья на деревьях начинают желтеть и опадать, трава желтеет и увядает, птицы улетают в теплые края.)

- Мы назвали признаки лета и осени. Что одинаковое в этих картинках?

 (На обеих картинках есть солнце, небо, река, дети, дерево, трава.)

- Но вы определили, что на этих картинках изображены разные времена года.

- Чем различаются эти картинки?

На первой картинке…

На второй картинке…

дети одеты легко

дети одеты тепло

дерево и трава – зеленого цвета

дерево и трава – желтого цвета

небо ярко-голубое

небо серое

- Почему на второй картинке  изображены такие изменения в природе?  

  (Похолодание.)

- Сегодня мы с вами отправляемся в гости к осени.

  Подходит к схеме "ВРЕМЕНА ГОДА" и переводит стрелку на "осень".

-   А вот и  домик осени.

Прикрепляет на доску желтый домик с окошками и фигурку девочки – осень.

Работа с демонстрационным материалом

- Дети, почему произошло похолодание?

(Солнце греет меньше.)

(Педагог вставляет в окошечко опорную картинку «Солнце».)

- Солнце греет меньше, значит, стало меньше  света и тепла. Стало меньше света, значит, день стал короче или длиннее? (Короче.)

(Выставляется символ дня, короткая желтая полоска.)

- Как изменилась длина ночи? (Она стала длиннее.)

(Выставляется символ ночи – длинная черная полоска.)

- К чему приводит нехватка света и тепла? (Листья и трава меняют цвет.)

(Выставляется картинка с желтым листом дерева.)

- Какого цвета могут быть осенью листья деревьев и трава?

(Желтого, красного, коричневого; разных цветов, разноцветные.)

-Какие же еще изменения произошли в природе из-за похолодания?

(Насекомые прячутся в землю; замерзают водоемы; птицы улетают в теплые края.)  (Выставляются картинки – жук, пруд, птицы, летящие клином.)

- Осенью небо становится серого цвета. Почему?

(Часто идут холодные затяжные дожди.)

 Словарная работа  (затяжные –долго тянутся.)

(Выставляется картинка – зонт.)

- Назовите признаки осени. ( По опорным картинкам.)

- Ребята назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- В сентябре начали желтеть и опадать листья. Осень только началась: еще много зеленых листьев на деревьях, мало желтых; еще не очень холодно. Говорят, это – начало осени, или, по-другому, ранняя осень.

Физкультминутка

Ребята, закройте глаза, послушайте внимательно и скажите, что услышали: шуршание бумаги, шуршание сухих листьев, стук капель дождя.

Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

Капля раз,                                       (Прыжки на носочках, руки на поясе.)

Капля два.                                       (Прыжок.)

Очень медленно сперва.                 (4 прыжка.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.                 (8 прыжков.)

Мы зонты свои раскрыли,              (Руки разводят в стороны.)

От дождя себя укрыли.                   (Руки полукругом над головой.)

Работа по стихотворению

Дефектолог читает детям стихотворение А.Плещеева «Осенняя песенка»:

Миновало лето, осень наступила,

На полях и в рощах пусто и уныло.

Птички улетели, стали дни короче.

Солнышко не видно, темны, темны ночи.

- Ребята, какое время года прошло? (Лето.)

- Каким словом в стихотворении об этом сказано? (Миновало.)

- Какое время года наступило? (Осень.)

- Как об этом сказано в стихотворении? (Осень наступила.)

(Повторное чтение следующих двух строчек стихотворения. Одновременно педагог выставляет на доску 4 картинки с изображением полей и рощ в разное время года. дети должны выбрать картинку, подходящую по смыслу этим строкам стихотворения.)

- Как же стало на полях и в рощах поздней осенью? (Пусто и уныло.)

Словарная работа («пусто» - голо, пустынно, безлюдно; «уныло» - печально, грустно.

Повторение чтение следующих двух строчек стихотворения.

- О каких приметах осени говорится в этих строчках?

 (Улетели птицы в теплые края; ночи стали длиннее, а дни короче.)

Повторное чтение последних двух строчек.

- Почему не видно солнышка?

(Небо часто затянуто серыми, дождливыми тучами.)

Ночи стали не только длинные, но и очень темные.

Повторное чтение всего стихотворения.

-Какому настроению человека соответствует это  стихотворение? (Грустному, невеселому, унылому, тоскливому.)

- Изобразите на своих лицах такое настроение.

Работа с раздаточным материалом

Перед каждым ребенком на столе лежит карточка с изображением лица человека, на котором не нарисованы губы, а рядом в конверте – картинки с губами в трех положениях: улыбающиеся –дуга вниз, грустные – дуга вверх, равнодушные – горизонтальная линия.

- Дети подберите к лицу человека губы, передающие осеннее настроение.

Итог занятия

Вот и закончилось наше  путешествие.

Дефектолог обращается к детям:

- Ребята, в гостях у какого времени года мы с вами сегодня побывали?  

  (Осени.)

- Вспомните все, о чем говорилось про осень, и давайте нарисуем большую общую картину.

- Чтобы ты нарисовал?

- Что бы ты добавил?

- А что ты хочешь дорисовать в нашей картине?

(Педагог следит за правильным построением фразы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».

Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).    Закреп...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «В гости к Берендею»

Конспект занятия   «В гости к Берендею» для детей подготовительной  к школе  группы.  Интеграция областей: социализация, коммуникация, познание  по  лексической...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлениюс окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Птицы зимой"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «В гости к домашним животным»

Тема: «В гости к домашним животным»Цель: Создать условие для закрепления и расширения знаний детей о домашних животных, создать у детей радостное, эмоциональное настроение....