"Муравьишка спешит домой".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Копеева Елена Евгеньевна

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область "Познание" (формирование целостной картины мира), в старшей разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prikl._muravishki.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Отдел образования»

администрации  Шатковского муниципального района

МОУ  Смирновская  СОШ.

                                                                           

                                                                               

                                             

Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Познание  (формирование целостной картины мира)

в  старшей  разновозрастной  группе.                                                                                 

                                                                            Работу  выполнила:

                                                                                          Копеева  Елена  Евгеньевна,

                                                                                                 воспитатель   ГДО.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о растениях и животных леса; формировать у дошкольников  установку на защиту и сбережение окружающей среды.

Задачи:

Образовательные: систематизировать представления детей о растениях леса, насекомых. Закреплять умение анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки.

Развивающие: Развивать связную речь; расширять словарный запас: лиственный, хвойный лес, смешанный.  Развивать  интерес к жизни животных и растений. Формировать навыки экологически безопасного поведения. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным и растениям, заботливое отношение к природе; воспитывать чувство товарищества, сострадания, желание помочь попавшему в трудную ситуацию.

Область «Познание»: расширять кругозор детей, систематизировать  знание детей о лесе, насекомых.

Область «Социализация»: закрепить навыки взаимодействия в коллективе, правила  поведения в природе.

Область «Безопасность»: формирование представлений об опасных  для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.

Методы и приемы: Погружение в игровую ситуацию, игровой, наглядный,  словесный.

Предварительная работа:  

Игровая деятельность: лото «На лугу»,  д/и  «Что за насекомое?».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишко домой спешил»,  Р. Деснос «Муравей»,  Трутнева «Хвойный домик».

Наблюдения за насекомыми на прогулке.

       Ход деятельности.

Организационный момент:

Дети становятся в круг, читают стихотворение, выполняют соответствующие движения.

Утром солнышко проснулось,

Потянулось, улыбнулось,

Лучиком нам посветило,

В хоровод всех пригласило.

За руки скорей беритесь

И друг другу улыбнитесь.

I часть.

Появляется Муравьишка.

Муравьишка:  Ой, кругом все не знакомо,

                          Далеко же я от дома!

                          Ох, беда, беда,

                          Где же дом, идти куда?

Воспитатель:  Здравствуй, Муравьишка. Что случилось? Почему  ты так расстроен?

Муравьишка:  Заблудился я, попал в беду.

                          Домик свой я не найду!

                          А мне надо спешить.

                          Солнышко скроется, муравейник закроется.

Воспитатель: Ребята, Муравьишка  заблудился. Поможем ему найти свой дом?  Не плачь, мы с ребятами тебе поможем. Муравьишка,  где  ты живешь?

Муравьишка: Живу я в муравейнике, в лесу. Наш муравейник – целый город, где живет вся моя огромная и дружная семья. Муравейник находится недалеко от опушки, под деревом.  Справа еще дерево,  слева тоже дерево. В лесу я все тропинки знаю. А сегодня далеко от  леса ушел и заблудился.

Воспитатель: В каком лесу ты живешь? Под каким деревом?

Муравьишка:  Лес у нас не простой, а….. забыл, и дерево какое – забыл.

Я еще маленький  муравьишка. Старый  муравей  нас многому учит, но я не все еще знаю.

Воспитатель:  Не расстраивайся, Муравьишка. Ты опиши деревья, а ребята угадают.

Проводится игра «Узнай по описанию». Дети узнают по описанию сосну, осину, березу. Показывают изображения деревьев на картинках.

Муравьишка:  Вспомнил, лес наш называют смешанным, только не знаю почему.      (Слайд №5)

Воспитатель:  Ребята, давайте расскажем  Муравьишке, какой лес называют смешанным  и какие еще бывают леса.

(смешанный лес, хвойный, лиственный, рощи, дубравы, тайга)

Воспитатель:  Ребята, мы с вами узнали, что дом Муравьишки находится в смешанном лесу, недалеко от опушки  под сосной. Справа растет осина, слева – береза.  Давайте  проводим  Муравьишку домой.    (Слайд  №6)

       Физкультминутка.

         Мы поможем  муравью

         Разыскать его семью.

         Дружно топаем, идем,

         Муравейник мы найдем.

II  часть.

Воспитатель:  Ребята, вот уже лес близко.  А давайте вспомним, как нужно себя вести в лесу.

( не мусорить, не ломать деревья, не разорять гнезда  и муравейники  и др.)

Воспитатель:  Ребята, мы пришли.  Как тихо в лесу!

Муравьишка:  Нет, в лесу не тихо. Вы прислушайтесь, лес полон звуков.

(звучит фонограмма  «Звуки леса») Хорошо в лесу. А вот мой муравейник под сосной, и березка, и осинка. Спасибо вам, ребята, что помогли добраться домой.

Появляются Комарик и Бабочка.

Бабочка:  Муравьишка, ты нашелся! Мы так волновались.

Муравьишка:  Знакомьтесь, ребята, это мои друзья – Комарик и Бабочка.  Старый  муравей  говорит, что мы родственники – насекомые. А они  не верят, говорят, что у меня крыльев нет.

Проводится игра «Найди различия и сходства».  Дети называют отличительные признаки всех насекомых, различия.

Появляется сорока.

Сорока:    Беда, беда!

Воспитатель:  Что случилось?

Сорока:   Кто – то разжег в лесу костер, плохо  затушил его. Угольки разгорелись, загорелась трава. Так и до пожара недалеко.       (Слайд  №7)

Муравьишка:  Что же делать?

Воспитатель:  Ребята, как помочь? Что нужно сделать?

Дети:  Вызвать пожарных. Позвонить по телефону  01 или  911.

Появляется пожарный с огнетушителем, тушит костер.   (Слайд  №8)

Пожарный:

       С огнем не шутите,

       Огонь – не игрушки.

       В лесу от огня

       Гибнут растения и зверушки.

Появляется Старый муравей.

Старый муравей:  Спасибо  вам, ребята, за помощь. Муравьишка, тебе пора домой.       (Слайд  №9)

Воспитатель:  Нам тоже пора возвращаться в детский сад.

Дети «возвращаются» в детский сад. Воспитатель подводит итоги.

Дети рассматривают картинки, иллюстрирующие поведение человека в природе, обсуждают, закрепляют на магнитной доске.    (Слайд  №10)

Литература.

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду.- М.:ТЦ Сфера, 2006.
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Иванова А.И. Мир животных. Естественно научные  наблюдения и эксперименты в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Николаева С.Н.  Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы.- М.: Новая школа, 2005.
  5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  6. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа/ авт.- сост. Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова,- Волгоград: Учитель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для детей 4-5 лет «Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Конспект занятия для детей средней группы ОНР по развитию связной речи. На занятии отрабатывается умение пересказывать текст по опорным картинкам....

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"

Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...

Методическая разработка конспекта " квеста" " В поисках домика Муравьишки"( по мотивам произведения Бианки В.В. " Как Муравьишка домой спешил")

quot; Квест"  для детей старшего дошкольного возраста по реализация образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное и физическое развитие( с ...

Сказка Виталия Валентиновича Бианки «Приключение муравьишки. Как муравьишка домой спешил».

Цель: Познакомить детей с произведением В. В. Бианки сказка «Приключение муравьишки».Задачи: продолжать приучать детей внимательно слушать сказку; воспитывать эмоциональное восприятие сказ...

Звук ы. Ёж спешит домой.

Занятие в старшей группе по теме "Моя семья. Звук Ы"....

квест игра для детей старшего дошкольного возраста "Переполох в муравейнике, или в поисках Муравьишки", по произведению В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил.

Данный материал будет интересен воспитателям или педагогам дополнительного образования экологической направленности. Через выполнение разлиных заданий дети закрепляют на практике полученные ране...

«Маша спешит домой» ФЭМП

формировать у детей представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина...