Методическая разработка конспекта " квеста" " В поисках домика Муравьишки"( по мотивам произведения Бианки В.В. " Как Муравьишка домой спешил")
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Кондрусова Анжела Михайловна

" Квест"  для детей старшего дошкольного возраста по реализация образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное и физическое развитие( с использованием здоровьесберегающей и игровых технологий, детского эксперементирования, трудовой деятельности).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_domika_dlya_muravishki.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 90 Приморского района Санкт- Петербурга

Методическая разработка

конспекта «квеста»

для  детей  старшего дошкольного возраста

по реализации образовательных областей:

познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

( с использованием  здоровьесберегающей и игровых технологий, детского эксперементирования , трудовой деятельности).

« В поисках домика Муравьишки»

( по мотивам произведения Бианки В.В.

 « Как Муравьишка домой спешил»).

Подготовила и провела: воспитатель

первой квалификационной категории

 Кондрусова  А.М. 

Санкт-Петербург

2018

Цель: Заложить основы экологической культуры: воспитывать у детей гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

Познавательное развитие: Развивать  представления  о жизни насекомых, расширять и систематизировать знания детей об их характерных особенностях ( внешний вид, места  обитания, образ жизни, способ передвижения, польза  и вред  для жизни других обитателей природы). Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Способствовать развитию внимания, творческого мышления. Развивать  в детях познавательно-исследовательский интерес.

Социально-коммуникативное развитие:  Развивать коммуникативные качества и  навыки, способы общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Создать атмосферу праздника, настроить детей на радость от общения друг с другом, от совместной деятельности. Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать  и в команде.

Речевое развитие: Обогащать активный и пассивный словарь терминами по теме «Насекомые»; совершенствовать умение отвечать на вопросы. Прививать любовь к чтению художественной литературы. Развивать фонематический слух, чувство ритма.

Физическое развитие: Создать условия для двигательной активности детей, развивать точность движений, ловкость. Совершенствовать двигательные навыки детей, умение подражать. Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закреплять знания о способах передвижения насекомых. Способствовать развитию координационных способностей, умению ориентироваться на местности.

Предварительная работа:

1.ЧХЛ: - Пушкин А. С. « Сказка о царе Салтане», Бианки В. В.«Как муравьишка домой спешил», "Репортаж со стадиона "Жукамо" и другие лесные истории", Чуковский К.И. « Муха-цокотуха», Пивоварова И.М. « Паучок и лунный свет», Бонзельс В. « Пчела Майя и её приключения» (отрывки), « Кузнечик и Муравей» (грузинская народная сказка).

-Заучивание и чтение  стихов о насекомых: В. Бардадым «Хитрая бабочка», Л. Мирошникова «Паучок»; В. Степанов «Осы».

- отгадывание загадок, чтение  пословиц и поговорок  на тему.

 - чтение статей  из детских энциклопедий на тему ( например, Вайнхольд А. « Кто такие насекомые»).

- организация книжной выставки.

2. Игра-драматизация « Муха- Цокотуха», « Как муравьишка домой спешил» (отрывки).

3. Рассматривание и чтение наглядно-дидактического  пособия (Емельянова Э.Л. «Расскажите детям о насекомых»), рассматривание иллюстраций на тему « Насекомые в природе».

4.Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара», «День и ночь»,; игры-эстафеты; гимнастика пробуждения ; дыхательная гимнастика «На лесной полянке».

5.Дидактические игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Что сначала, что потом», «Что изменилось", «Насекомые», «Где ты живешь?», «Удивительное превращение». «Игра в слова» «Четвёртый лишний» «Найди ошибку художника».

6. Беседы на тему «Насекомые, какие они?»», «Таинственный мир насекомых».

7. Рисование на тему « Бабочки на лугу», раскраски на тему.

  8.Наблюдение за насекомыми на прогулке.

   9. Слушание  музыкальных произведений:  Римский – Корсаков Н. А.«Полет шмеля»,   Чайковский П.И. «Вальс цветов»; аудиосказки « Приключение кузнечика Кузи»( аудиосказка).

10. Конструирование шапочек- масок для подвижных игр ( совместно с родителями).

Материалы и оборудование:

Игрушка- муравей, четыре части плана – схемы игровой площадки, пронумерованные в левом верхнем углу ( обратные стороны оформлены соответственно задачам станций- полянок), атрибуты для костюмов разных насекомых, шапочки-маски, карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, заранее построенный взрослыми  (в укромном месте, там, где водятся муравьи) «муравейник», « письмо муравьишки», « послание муравьишки», карточки с заданиями, сахар- рафинад, мешки для мусора. 

Ход квеста

( проводится на улице):

Воспитатель:

Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится
. ( В. Берестов « Весёлое лето»)

Ребята, сегодня я предлагаю и вам повеселиться, ведь лето- это замечательная пора, ждут её не только Маринки, Наташки и Серёжки. Ребята, как по-вашему, кто ещё ждёт лета?

Ответы детей.

Воспитатель, принимая все ответы (например, « Лета ждут растения, птицы»), акцентирует внимание детей на том, что ещё с ранней весны с нетерпением лета ждут насекомые.

Воспитатель:

На проталинке жучок
Грел на солнышке бочок,
Жук, червяк и паучок.
Будут греть ДРУГОЙ бочок.( Т. Гусарова «Загораем!»)

Предлагает пройти на лужайку к берёзам и  поиграть в подвижную игру «Хоровод насекомых».

«Вдруг» воспитатель замечает в ветвях берёзы игрушечного муравья, конверт и обращает на них внимание детей.

Воспитатель (читает « письмо»): « Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, я  опять попал в беду: забрался слишком далеко от дома!  Даже с высоты берёзы не вижу я своего дома. «У Муравьёв ведь строго: только солнышко на закат — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь». Помогите мне найти свой дом и добраться до него!» 

Воспитатель: Ребята , мне кажется, что этот муравьишка- наш давний знакомый. Поможем ему? Что мы будем искать? Как называется дом муравья?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: Ребята, мы, конечно же,  поможем муравью, но мы не знаем, где находится муравейник. Нам необходима карта. Мы сможем получить одну из четырёх её частей, если верно выполним задания.

Воспитатель:  Но кто же нам поможет найти эти части?  Давайте вспомним, кто помог муравьишке,  когда он в первый раз опаздывал домой?

Дети перечисляют: гусеница- землемер, паук-сенокосе, жужелица, жучок-блошачок, кузнечик, водомер, майский хрущ, гусеница.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, к кому из них мы сейчас обратимся за помощью?

Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец.   (Паук)

Воспитатель: Я предлагаю вам ненадолго  превратиться в бабочек и перелететь на следующую полянку. Муравья мы, конечно, возьмём с собой.

На следующей полянке детей встречает физинструктор. Он - « Паук». 

Инструктор по физкультуре : Паук охотиться предпочитает в ночное время, днем затаивается, может просидеть много часов полностью неподвижно, распластавшись вдоль стены. А вы смогли бы оставаться неподвижными длительное время для того, чтобы не стать добычей паука?

Предлагает детям поиграть в игру « Пауки и мухи», где он - водящий, « паук ».

Инструктор по физкультуре: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Получите  часть карты.

На обороте карты занимательная информация о пауке - сенокосце. Воспитатель зачитывает её детям.

Воспитатель: Теперь, ребята, я предлагаю вам превратиться в комаров и, исполняя песенку « з-з-з», перелететь на следующую полянку- станцию.

На следующей полянке детей встречает логопед. Он  проводит с детьми логопедическое упражнение « Насекомые над лугом» и пальчиковую гимнастику « Пчела».

Логопед: Молодцы, ребята, весело поиграли. Получите мою часть карты.

На оборотной части карты – занимательная информация о сороконожке. Воспитатель читает её детям .

Воспитатель: Ребята, вы догадались, к кому мы теперь обратимся за помощью? Правильно, к сороконожке. Сороконожка - это насекомое гусеничного типа.

 На рассвете

 По дорожке

 В класс бегут

 Сороконожки.( В. Орлов « Сороконожки»)

Ребята, давайте и мы переберёмся на следующую полянку- станцию как сороконожки.

( Выполняется упражнение «Сороконожка» ( прыжки на правой ноге 5 раз, на левой ноге 5 раз, на двух ногах 5 раз. Повторить несколько  раз).

Воспитатель:  Вы сейчас сороконожки и пришли в «класс». Здесь мы проверим ваши знания о насекомых. Уверена, вы ответите правильно на все вопросы!

Воспитатель задаёт детям вопросы вопросы.

Варианты вопросов:

- Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи).
- Какую пользу приносят муравьи лесу и людям? (Они уничтожают вредных насекомых).
- Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (Медведь, дятел) .
- Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с растениями-медоносами) .
- Где строят гнездо шмели? (На земле : в норках, ямках, трещинках) .
- Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми).
- Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений? (Особые крючки на ножках).
- Чем поёт кузнечик? (Крыльями).
- Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног).

-О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки? (О том, что жучок несъедобный).
-На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых – тлей, паутинных клещей, щитовок).
- Какие птицы уничтожают личинок майских жуков? (Вороны, скворцы, грачи) .
-Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы? (Пчёлы, шмели, бабочки) .
-Почему возле водоемов много комаров? ( Комары откладывают личинки в воду).
-Где у комара уши? (В усах).

- Кто из насекомых вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются). Кто  полезен? (Те, кто уничтожает вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед).
- Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия? (Так они расселяются).

Воспитатель: Молодцы, ребята, постарались, ответили на вопросы. Получите и мою часть карты.

Отдаёт карту, на оборотной стороне которой необходимо выполнить условия следующего задания : « Соедини точки и узнай, что получится». Воспитатель подтверждает результат, загадывая загадку:

Не жужжу, когда сижу, 
Не жужжу, когда хожу, 
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда сажусь.    (Жук)

Воспитатель: Превращаемся в жуков и перелетаем на следующую полянку.

Там детей встречает логопед и проводит  «Игру в слова».
Логопед: Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью . Объясните выбор каждого слова.

Словарь:
Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник, пыльца, рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска, отпугивающая окраска…

Логопед: Молодцы ребята, получите последнюю, четвёртую, часть карты, на оборотной стороне - инструкция « Как собрать карту».

Дети вместе с воспитателем «собирают» карту. На ней план- схема площадки, где крестиком отмечено местоположение муравейника. Вместе с воспитателем дети находят заранее « построенный» взрослыми « муравейник». В нём спрятано « послание муравьишки» : « Дорогие ребята! Спасибо вам большое за заботу, за то, что помогли мне добраться домой быстро. В благодарность я открою вам один  секрет: муравьи всегда находят дорогу домой, даже если они ушли от дома очень далеко. В этом нам  помогает специальная пахучая жидкость, которую мы  разбрызгиваем, уходя из дома . Обратную дорогу муравьишки находят по запаху. Помните, что все насекомые- живые существа, не игрушки, обращаться с нами необходимо бережно.

В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа –мать им жизнь дала.

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути-

Не обижай, а отойди!»

Воспитатель: А где же другие муравьи- обитатели муравейника? Хотите их увидеть?

Проводит  опыт: Оставляют  на некоторое время сахар- рафинад на земле около  «муравейника». Через некоторое время вы сможете наблюдать появление муравьёв. Пока дожидаются результатов, воспитатель предлагает детям побыть трудолюбивыми муравьями и собрать на участке все сухие ветки, бумажки, камни в мусорные мешки .











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для детей 4-5 лет «Пересказ по опорным картинкам по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Конспект занятия для детей средней группы ОНР по развитию связной речи. На занятии отрабатывается умение пересказывать текст по опорным картинкам....

Методическая разработка "Конспект НОД "Украсим посуду по мотивам гжельской росписи".

Занятие по декоративному рисованию знакомит дошкольников с гжельской росписью, воспитывает уважение к народным умельцам. В конспекте подобраны простые и доступные стихи для детей по теме занятия....

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада "Как Муравьишка домой спешил"

Конспект НОД по « Познавательному развитию» в подготовительной группе « Пчелка»Цель образовательной деятельности: Формирование у детей элементарных математических представлений, речевого развития чере...

Методическая разработка конспекта квест -игры по экологии в старшей группе "Выросли на грядке, чтобы съели ребятки"

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.Одной из таких технологий является квест-игра....

Методическая разработка конспекта квест -игры "Поможем Лешему добраться до дома"

Квест - игра в увлекательной форме поможет детям закрепить знание правил дорожного движения, дорожных знаков, сигналов светофора....

Методическая разработка. Конспект квест-игры в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) «ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЛЕСУ»

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (ТНР) в форме квест-игры, с использованием ИКТ технологий....

квест игра для детей старшего дошкольного возраста "Переполох в муравейнике, или в поисках Муравьишки", по произведению В.Бианки "Как Муравьишка домой спешил.

Данный материал будет интересен воспитателям или педагогам дополнительного образования экологической направленности. Через выполнение разлиных заданий дети закрепляют на практике полученные ране...