Конспект НОД по речевому развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Загайнова Лариса Олеговна

тема:"Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию  в подготовительной группе

тема: «Зимующие птицы»

Задачи
* расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении); 
• совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговую структуру слова;
• упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме – модели;
Развивающие задачи:
• закреплять общие речевые навыки: слуховое внимание, зрительное восприятие;
• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
• продолжать развивать мышление, память, внимание;
• Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Оборудование: Письмо с заданиями, иллюстрации с изображением птиц, мнемосхема,план-схема(твистер), магнтитная   доска, силуэт  кормушки, силуэты птиц, аудио-запись голоса совы., конверт с птичками.
Ход занятия:   Воспитатель. Дети, сегодня к нам в гости прилетела Совушка, умная головушка. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй Совушка. Включить запись ее голоса. Ой, а что это у нее за конверт. Давайте откроем? Интересно, что в этом конверте? (Воспитатель открывает конверт,  а там задания. Но наши задания мы будем выполнять по плану карты

1 задание – загадки.

Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.
Воспитатель загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

  1. Птичка – невеличка                                                         5.  Непоседа хитрая

Ножки имеет,                                                                       Птица длиннохвостая,

А ходить не умеет.                                                               Птица говорящая,

Хочет сделать шажок,                                                       Самая болтливая.

Получается прыжок.                                                                        (сорока)        

           (воробей) Как вы догадались?

  1. Все время стучит,                                                             6.  Кто там прыгает,   

Деревья долбит,                                                                     Клювом шишки потрошит?  

Но их не калечит,                                                                  Голоском речистым, чистым -

А только лечит.                                                                     Клее, клее, клее, - поёт со свистом.

             (дятел)                                                                                     (клёст)

  1. Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют,                                                   7. Носит серенький жилет,

Не боится он простуды,                                                      Но у крыльев черный цве

С первым снегом тут как тут.                                          Видишь, кружат 20 пар

               ( снегирь)                                                               И кричат кар- кар – кар.

  1. Спинкою зеленовата,                                                                           ( ворона)

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска  шарфика. (Синица)


Воспитатель. Молодцы! Правильно отгадали загадки. Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему?
 2 задание:

А теперь давайте подробнее расскажем о каждой птице. Для этого мы будем использовать схему. (Воспитатель вывешивает на доску мнемотаблицу, по которой дети будут составлять описательный рассказ). 
На таблице схематично изображена последовательность рассказа.
Вначале изображён

  • знак вопроса – нужно сказать, как называется птица,
  • затем два круга – большой и маленький это обозначает размер,
  •  схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, разноцветные кляксы – надо рассказать об окраски
  • мисочка с кормом - чем питается птица. 
    По схеме дети составляют описательный рассказ о птицах.

 Например, о дятле:   

 Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья – чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек.(2-3 рассказа) Молодцы, а остальные детки , расскажут свои рассказы вечером.
Воспитатель. Вы все хорошо справились с заданием, а сейчас отдохнём.
Дети встают, выходят на ковёр.
Воспитатель. Представьте, что мы оказались на зимней, лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Физминутка«Снегири».
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири

(Опущенными руками, показывают грудку руками)
Распустили пёрышки
Греются на солнышке 
(
Хлопают себя по бокам)
Улететь хотят

(Головой вертят,)
Улетели! Улетели!
(
Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью. 

3 задание: Лариса Юрьевна
Ребята, а с
ейчас я загадаю вам загадку:

Что за стол среди берез под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. Что это?

Дети: Кормушка.

В: Для чего нужны кормушки зимой?

Дети: Люди развешивают кормушки, чтобы птицы не голодали зимой.

Воспитатель: Вот уже летят первые гости. Кто прилетел?

Дети: Это воробьи.

В: Куда сели воробьи?

Дети: Воробьи сели на кормушку.

В: Кто еще прилетел?

Дети: Это дятел

В: Давайте составим задачу про этих птиц.

Дети: На кормушке сидели 2 воробья. К ним прилетел дятел. Сколько всего стало птиц?

В: Назовите числа в этой задаче.

Д:Два и один.

В: Запишите решение этой задачи. Прочитайте решение задачи.

Д: К двум птицам прибавить один получится три.

В: Вот еще летят гости. Кто прилетел? Куда они сели?

Д: Это синицы. Они сели в кормушку.

В: А сейчас я придумаю 2 задачи. На кормушке сидело два воробья. Прилетело несколько синиц. Сколько всего стало птиц? Почему нельзя решить эту задачу? Исправьте ошибку. (Дети исправляют ошибку)

На кормушке сидело два воробья. К ним прилетели 2 синицы. Это задача?

Д: Придумайте вопрос к задаче. Запишите решение.

В: А еще мне Совушка - умная головушка сообщила потрясающую новость – птица клест вывела птенцов. Но у нее случилось несчастье, она потеряла перышки. Давайте поможем их найти. Я знаю , что на перышках есть метки , если сумма двух чисел равна пяти значит это ее перышки. (Дети решают примеры)

В:. Речь с движением .З. Александровой  «Новая столовая»

 Мы кормушку смастерили,                                       Мы не ждали их к обеду.

 Мы столовую открыли.                                            А в четверг со всех краев

 Воробей, снегирь – сосед,                                         Стая жадных воробьев.

 Будет вам зимой обед.                                             В пятницу в столовой нашей,

 В гости в первый день недели                                 Голубь лакомился кашей,

 К нам синицы прилетели,                                        А в субботу на пирог

 А во вторник, посмотри, прилетели.                      Прилетели 7 сорок.

 снегири.                                                                     В воскресенье, в воскресенье

 Три вороны были в среду,                                        Было общее веселье.

Ребята, пока вы искали перышки, все птенцы улетели из гнезда и спрятались в этих домиках.

4 задание:

Давайте поможем птичке их найти. Я знаю, что один спрятался в первом домике слева. Второй птенец спрятался во втором домике справа. Третий птенец спрятался в третьем домике слева .Молодцы всех птенцов нашли.

В: А вы знаете, ребята, что синички очень любопытные. Они любят подлетать и заглядывать в окна. Сейчас мы будем зажигать свет в окне, в которое синичка заглянет. Для этого вам понадобятся желтые карандаши.

Синичка заглянула в окно на 1ом этаже в третье окно справа; в окно на 3 этаже первое окно слева; в окно на 4ом этаже второе окно слева.

В: Давайте посмотрим на наших птичек и назовем их.

Д: Дятел, синица, клест, воробей, сорока, ворона, снегирь, соловей, сова.

В: Посмотрите какая птица лишняя?

Д: Соловей. Это перелетная птица, а остальные зимующие.

В: А на прощанье давайте угостим наших птичек вкусным пирогом. Сначала посчитаем сколько здесь птиц?

Д: Здесь 8 птиц.

В: На сколько частей надо поделить пирог, чтобы всем хватило?

Д: На 8 частей

В: Этим куском пирога мы угости дятла. Какую часть мы дадим дятлу?

Д:1/8 часть.

В: Сколько осталось?

Д: 7/8 и т. Д.

В: Молодцы  Всех птиц угостили, они говорят нам спасибо. (голоса птиц).

Итог занятия: Вы  сегодня просто молодцы, хорошо рассказали о птицах  и о том, что о них надо заботиться. А совушка - умная головушка, вам тоже приготовила (птички)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...