Конспект занятия "Травушка-муравушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: познакомить с народными названиями птичьего горца: Спорыш, птичья гречишка, гусятница, трава-мурава; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном.

 

Ход занятия

 

Педагог: Как вы думаете, что делают воробьи в траве?

Дети: Ищут корм. Они едят какую-то травку!

Педагог: Возьмите её в руки, внимательно рассмотрите, Воробьи клюют воробьи клюют вот эти маленькие зернышки-семена. А что мама готовит из крупы, т. е. зерен?

Дети: Кашу.

Педагог: Как же мы назовём растение, зерна которого так охотно клюют воробьи?

Дети: Воробьиная каша.

Педагог: А в народе её называли птичьей гречишкой, почти гречкой.

(показывает на плакат) Посмотрите на травку ,она в природе растет чудесным ковриком. Назвал её народ ласково: Травушка-муравушка, трава-мурава.

Дети: Она высокая  или низкая, если она маленькая может поэтому её так назвали.

Педагог: В деревне эту траву называют гусятницей. Как вы думаете, почему?

Дети:  Наверно её гуси щиплют.

Педагог: Да, её любят щипать и не только гуси, но и куры, телята, козлята. Вот такая это травка. Итак, она называется…

Дети: Трава-мурава, птичья  гречишка, гусятница

Педагог: А еще эта трава весной быстро  растёт. Вот и четвертое название Этой травки от слов «скоро, быстро, споро» - «спорыш». Рассмотрите её стебли, листочки. Давайте нарвём этой травки, высушим, чаю попьем. А я вам сказку расскажу. Только сначала скажите, какая травка-муравка?

Она как коврик и хочется её погладить. Листочки маленькие ,гладкие. Стебли небольшие, тонкие, изогнутые.

Педагог: Послушайте, как маленьких детей по утрам будят мамы « Травка- муравка со сна поднялась, птица- синица за зерно взялась». А какое название этой травки вам больше всего понравилось?

Дети: Травка- муравка-название красивое и ласковое. Птичья гречишка: гречневая каша у птиц и у нас. Гусятница. Сразу видно, что гуси любят.

Дети: Птичий завтрак! Маленькая травка. Трава-малышка.

Педагог: Эту травку в народе еще называют топтун- трава. Она растет вдоль тропинок, у колодцев, по ней все ходят. А она не боится, стебелек свой прижмёт к земле и вновь поднимется. По-научному её называют птичий горец.

( педагог предлагает нарисовать эту травку)

Теперь поиграем в игру « Ходит свинка по бору»

«Ходит свинка по бору,

Рвет траву-мураву,

Она рвёт, и берет, и в корзиночку кладет.

Этот выйдет,

Вон пойдет

( Через  некоторое время чаепитие из птичьего горца, а затем чтение книги М. А. Кузнецовой,  А. С. Резниковой « Сказание о лекарственных растениях)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....