Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию "Моя родословная"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шилова Ольга Анатольевна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе.

 «Моя родословная»

Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилии, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление; активизировать словарь дошкольника.

Материал: Семейные древа каждого ребёнка, ватман-«зелёная поляна», бумажные цветы с фотографиями детей, 2 схемы, мяч, картина «старинная русская семья»

Предварительная работа: Изготовление «семейного древа»  детьми и родителями, беседы по теме, рисование на тему «моя семья»

Ход.

1)Игра «Кто я тебе?». (Дети стоят в кругу. Воспитатель в центре круга с мячом в руках. Бросает мяч ребёнку и говорит: «Я тебе мама, а ты мне кто?». Ребёнок: « Сынок» (дочка) и т.д.)

2) – Мы поиграли с вами в игру, где называли себя сыном, дочкой, папой, мамой, бабушкой, дедушкой. А как всех этих людей можно назвать одним словом?

-Семья.

Правильно. Сегодня мы поговорим о семье. А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей).

Вывод: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу с уважением, говорят друг с другом ласково.

-Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня.

(ребёнок читает стихотворение)

Мама с папой - моя родня,

Нет роднее родни у меня.
И сестра родня и братишка.

Я родных своих очень люблю.

Я им всем подарки дарю.

В нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья. Как вы думаете, семьи все одинаковые? Или, может быть, они разные? Чем они отличаются?

Семьи все разные- бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.

Семья-это главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. (Дети говорят пословицы и поговорки, объясняют значение некоторых).

3)Ребята, а теперь посмотрите на эту картину.

 Как вы думаете, художник отображает на ней современную жизнь или рассказывает о прошлом?

Почему вы решили, что на картине изображено прошлое? ( Старинная одежда, посуда, русская печь, прялка)

А к какой схеме можно отнести эту семью? Почему?

В старину семьи в основном жили в одном большом доме или по соседству.

Для чего люди создавали такие большие семьи?

Основным занятием для мужчин в то время было земледелие, охота, кузнечное и гончарное дело. Работа была тяжёлая и отец не мог один справляться с ней и поэтому, когда в семьях подрастали сыновья, они помогали своим отцам в их нелёгком труде.

А чем занимались женщины? (Готовили еду, шили, пряли, присматривали за детьми, убирали дома)

Найдите на картине самых старших. Почему они сидят, а сыновья стоят? (Уважение к старшим, внимательно слушают их, просят у старших какого-то совета)

Дети обращались к своим родителям на «вы», с почтением, уважением, ласково. Отца в старину называли «батюшкой», а мать – «матушкой».

Семьи в то время были дружные, родственники всегда помогали друг другу. Люди были отзывчивые, гостеприимные .Как говорили раньше- хлебосольными.

Любили в семьях и весёлые игры. Давайте  поиграем в старинную  весёлую игру «У дядюшки Трифона»

4)Ребята, давайте посмотрим на ваши семейные фотографии.

Как отличить одну семью от другой? (У них разные фамилии)

Давным   давно у людей не было фамилий, а были только имена. Но одинаковые имена встречались очень часто и чтобы было понятно о ком идёт речь, люди использовали отчества, прозвища. Но это было неудобно.

Тогда пришла идея придумать фамилии. Их придумывали по названию деревни, по имени отца, по профессиям.

Например, это семья Кузнецовых. Предком этой семьи был искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секреты кузнечного мастерства, но и от его ремесла произошла фамилия – Кузнецовы. Так появился род Кузнецовых.

Как вы думаете, что такое род? (Род-это родные люди, имеющие одну и ту же фамилию.)

Назовите свой род.(ответы детей).

С давних времён существовал обычай вести свою родословную. Что такое родословная? (Родословная- это рассказ о своей семье, родственниках, предках - это история семьи). С кого нужно начинать родословную? (С бабушек и дедушек)

А кто знает, что такое поколение? (Это люди примерно одного возраста)

В каждом роду несколько поколений: поколение бабушек и дедушек, поколение родителей, поколение детей.

Ребята, у вас было домашнее задание рассказать свою родословную. Давайте послушаем, что вы приготовили.

(3-4 рассказа детей)

5)Ребята, мы с вами ходим в одну группу. Все вместе мы похожи на одну большую, дружную семью. Предлагаю изобразить образ нашей дружной семьи. Наша группа – зелёная поляна, все дети – цветы, а мы – ваши воспитатели и няня лучики солнышка, которые вас согревают и заботятся о вас.

( дети наклеивают цветы на зелёную поляну).

6)Итог. Мы с вами сегодня много говорили о семье. А теперь давайте скажем, что вы желаете своей семье?

Пожелания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Непосредственно образовательная совместная деятельность по познавательному развитию и формированию естественнонаучных представлений в подготовительной группе.

Непосредственно   образовательная  совместная  деятельностьпо познавательному развитию   и   формированию  естественнонаучных представлений в п...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....