Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Тухватуллина Вера Петровна

    Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe_po_teme.docx 24.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Хлеб — всему голова»

    Автор: Тухватуллина Вера Петровна

    Организация: МБДОУ «Юлдузский детский сад»

    Населенный пункт: Республика Татарстан, Чистопольский район, п. Юлдуз.

     

    Образовательные области:

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Оборудование: экспозиция  в мини-музее «Русская изба» с подлинными предметами быта и орудиями труда, иллюстрации из русских народных сказок, опорные картинки. 

    Предварительная работа: организация выставки «Сказка ложь – да в ней намек…», чтение русских народных сказок «Мальчик-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», разучивание стихов и пословиц о хлебе, разгадывание загадок, рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь", экскурсия в Володарский Районный музейный центр.

    Форма проведения: путешествие по сказкам.

    Задачи:

    • Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба через русские народные сказки, предметы быта и орудия труда.
    • Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
    •  Активизировать в речи слова: нива, пашня, соха, цеп, серп, жернова, ступа, ухват, кочерга, коромысло. 
    • Научить детей видеть в предметах знаковые символы эпохи
    • Создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.

    Методы и приемы: использование сказок, загадок, пословиц,  игровых ситуаций, ролевой игры,  практическая работа,  вопросно-ответный метод.

     

     Ход НОД

    - Добрый день, ребята! Заходя в наш музей, вы попадаете в «машину времени», которая переносит вас  в прошлое. А какие еще вы знаете сказочные средства передвижения, которые могут перенести вас в другое время и в другую страну?

    Ответ детей: (ковер-самолет, сапоги-скороходы, метла, летучий корабль, ступа)

    - А вы любите сказки?

    Ответ детей

     Как, по-вашему, сказка – это только красивая выдумка?  

    Ответ детей

    Конечно,  в сказке много придуманного, т.е. много фантазии,  но вместе с тем она показывает (отражает) жизнь.  А кто придумывает народные сказки?

    Ответ детей

    - Правильно. Люди придумывали сказки о своей жизни, в них передавалась мечта  о счастье, доброте, осуждалась жадность, зависть. Добрый герой всегда побеждает злого.

    Русские народные сказки помогут нам  узнать о жизни  в старину, познакомят с предметами быта и орудиями труда. Сегодняшняя наша встреча называется «Земля на зернышке стоит». Сегодня мы с вами узнаем, какую  ценность представляет хлеб. И в этом нам помогут  наши любимые сказки.

    Давайте вспомним сказку «Лутонюшка». Некогда давным-давно и даже очень давно жили старик со старухой. И был у них сын, которому исполнилось семь лет. Но он был очень маленький,- ростом чуть больше пальца, и поэтому его прозвали Мальчик-с-пальчик.

    Как-то раз Мальчик-с-пальчик спрашивает у матери:

    - А где мой батюшка?

    - Поехал в поле на пашню.  (ПАШНЯ – вспаханное поле).

    - Я к нему поеду, помогать стану.

    Пришел он на пашню и кричит:

    - Бог в помощь, батюшка!

    Осмотрелся старик кругом, нет никого …

     - Что за чудо: голос человеческий слышу, а никого не вижу?  Кто таков говорит со мною?

    - Я твой сынок. Пришел тебе помогать, землю пахать. Садись, батюшка, закуси чем бог послал да отдохни немножко.

     Обрадовался старик, сел обедать, а Мальчик-с-пальчик залез лошади в ухо,  и  стал пахать землю.

     

    - А чем он пахал, ребята?   Вот и загадка: «Баба-Яга, вилами нога, весь мир кормит – сама голодна».  Перед нами СОХА  (картина). В соху впрягали лошадь. Вот едет барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха пашет, а человека нет.

     

    - Ребята, покажите, пожалуйста, где должен стоять крестьянин, а где лошадь? (показ детей).

    - СОХА – орудие легкое, т.к. из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.

     

    А вот и другая сказка – «Мужик и медведь».

    Пахал мужик ниву.  (НИВА – засеянное поле).

    Пришел к нему медведь и говорит:

     - Мужик, я тебя заломаю.

    - Не ломай меня, медведюшка. Я вот сею репу, себе возьму корешки, а тебе отдам вершки.

    - А что такое вершки?

    Ответ детей

     - ВЕРШКИ – верхняя часть (показ)

     

    - Быть так,- сказал медведь.

    Пришло время мужику репу копать. А медведь тут как тут.

    - Ну, мужик, давай делить.

    - Ладно, медведь, привезу тебе вершки.

    Медведь остался доволен честным разделом. Вот мужик свою репу повез в город продавать, а навстречу ему медведь.

    - Мужик, дай-ка попробовать твои корешки?

    Мужик дал ему репу. Медведь съел и как заревет:

    - А-а! Обманул ты меня! Твои корешки сладеньки.

    - Да как же я тебя обманул? Ты сам брал, что хотел. Давай, Мишенька, посеем теперь пшеничку.

     

    - А как ее сеять?

    Крестьянин с помощью лямки на плечо подвешивал берестяную корзину. В такую корзину насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне.  (Детям показывается, как сеялась пшеница, затем они сами пробуют )

     - У меня в руках колосья:  три разных букета - овес, пшеница и рожь.  Вы знаете,  что белый хлеб – пшеничный, а черный – ржаной. Давайте разберемся: где тут пшеница, где рожь, а где овес?  (с пучками колосьев объясняется детям, где какая культура).

    - Из этих разных зернышек, дети, делаются мука и крупы.

    - Манную крупу знаете? Из зерен каких колосков она делается? 

    Ответ детей

     Правильно, из пшеницы. Вот они эти колоски. (показ)

    - А хлопья «Геркулес» из каких зернышек? 

    Ответ детей

    Правильно, из овса. (показать колосья овса).

    - И остались у меня в руках  ржаные колосья. Из их зерен получается ржаная мука и выпекается вкусный ржаной хлеб.

     

    Эти колоски  подрезаны.    А вы, конечно же, знаете, какой высоты бывают стебли? Видели, как золотится пшеничное поле? (Дети показывают, какой высоты они бывают)

     

    Приехал мужик урожай собирать. Взял с собой вот этот предмет. Чтобы назвать его – отгадайте загадку:   «Согнута в дугу,  летом -  на лугу, зимой – на крюку».  Это КОСА.  (картина)  

    В старину мужчины косой скашивали пшеницу, а девочки и женщины  как вы думаете, чем? Вот вам в помощь  загадка:  «Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал».  Это СЕРП (показ)

     

    Убрал мужик пшеницу, тут и пришел к мужику медведь.

    – Как они теперь стали делить пшеницу?  (варианты ответов детей).

    - Так быть. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

    Повез мужик урожай на базар.

    - Как мужик продавал   пшеницу колосьями или зернами?  (варианты ответов детей).

    -  Правильно, зерном. А как он их отделил от колосков?  Посмотрите на этот предмет и отгадайте загадку:  «Над головой вертится,  в руках крутится, стучит, гремит и все говорит: то-то мы, то-то мы».

    Это ЦЕП.  Состоит из длинной палки –ручки (цапильни) и более короткой (била) с утолщением на конце.  Колосья укладывали длинной дорожкой и цепом оббивали колосья. От ударов зерна отделялись от колосьев. (показ)

     

    Теперь мы знаем, как сеяли  и как собирали урожай, а сказка «Жерновцы» расскажет о жерновах, при помощи которых мололи зерно.

    Жили – были дед да баба. Жили они очень бедно, и  часто у них дома не было никакой еды. Вот они поехали в лес, набрали желудей, привезли домой,  и начали есть, только старуха уронила один желудь в подполье. Пустил желудь росток и в короткое  время росток дорос до пола, а дальше-то некуда…  Пожалела бабка деревце, попросила деда прорубить пол: «Пусть мол растет. Бог с ним!»  Рос, рос дубок и дорос до крыши, прорубил дед и крышу. Стал дуб расти и выше, и выросло огромное дерево, макушкой в облака доставало. Полез дед за желудями, залез на самую макушку, а там… Что же там дед увидел? Петушка с волшебными жерновцами. Взял старик жерновцы, посадил петушка на плечо и стал спускаться.

           - Ну-ка, смотри, бабулечка, что я тебе принес-, говорит дед.

           - Да зачем нам жерновцы, нам и молоть-то нечего.

     

    - А что обычно мололи на жерновцах?  (варианты ответов детей).  - -- Правильно, зерно.

    У бабки зерна не было, но ручку жерновцов она все же покрутила. А из жерновцов вдруг выскочил блин. Крутнула еще раз – пирог. То блин, то пирог. Вот уж обрадовались старики, зажили счастливо: и сами сыты, и гостей есть чем угостить.

     

    Ребята, так случилось в сказке. А в жизни чтобы отведать вкус хлеба, надо потрудиться - зерно  превратить  в муку, например еще на таких жерновах, как КРУПОРУШКА.  (работа на крупорушке).

    Но чтобы испечь пироги, муку нужно просеять. Что для этого нужно взять?  Отгадайте загадку: «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой».  Конечно, это СИТО.

     

    Сказочные герои живут и работают в тех же условиях, что и крестьяне. Вспомним сказку «Колобок».  Жили-были дед да баба. А где они жили? В избушке. Однажды дед спрашивает: «Испеки мне, бабка, колобок».

       - Да из чего испечь-то, муки нет.

       -Ты по амбару подмети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

       Старуха так и сделала: по амбару подмела, по сусекам поскребла, набрала горсти две муки.

    А кто из вас знает, как пекут хлеб и что для этого нужно?  Нужна мука и вода. Вот мука уже есть. А откуда приносили воду?  С реки, из колодца. Тяжело два ведра нести, тут без коромысла не обойтись.   Загадка:  «Три братца пошли купаться. Два купаются, а третий на берегу валяется».

    Ответ детей

    - Покажите, пожалуйста, как пронести коромысло, чтобы не расплескать воду в ведрах? (Демонстрация).

     

    Ну вот, наносили воды. Теперь затопим печь. Когда прогорят дрова, нам понадобится… а вот что – отгадайте сами:  «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит». Это КОЧЕРГА. Давайте найдем ее.

     - А в чем кашу варили?

    Конечно же, в чугуне. Поставить его в печь  поможет некий предмет. Вот вам и  загадка:   «Рогат да не бык, хватает, людям отдает, а сам на отдых идет».   Это УХВАТ.

    Теперь пришло время бабке  тесто месить. Замесила на сметане, скатала колобок и положила в печку.

    Ну как, ребята, тяжело ли достается хлеб?

    Что сначала надо сделать? Давайте повторим.

    1. поле надо вспахать, чем? (сохой)
    2. засеять, как? ( короб, зерно)
    3. ухаживать (сорняки уничтожать)
    4. собрать урожай, с помощью каких предметов? (коса, серп)
    5. обработать его (цеп, жернова, крупорушка)
    6. испечь хлеб.

     

    Вот, ребята, как долго хлеб идет до нашего стола. Ведь засеять его надо весной, а на стол к нам попадет он только осенью.

    Так что и сказочным героям, и крестьянам немалых трудов стоил каравай хлеба.

     Можно ли выбрасывать несъеденный кусочек хлеба?

    Ответ детей

    - Хлеб надо беречь!

     

    Литература:

    1. Русские народные сказки «Мальчи-с-пальчик», «Мужик и медведь», «Жерновцы», «Колобок»
    2. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские /Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной – М.: ТЦ Сфера, 2011
    3. Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
    4. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: ««Хлеб – всему голова».

    Данная деятельность направлена на ознакомление детей с процессом приготовления хлеба...

    Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Хлеб всему голова».

    Задачи:Образовательные задачи:  Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.  Развивающие задачи:  Р...

    конспект тематического дня в подготовительной группе на тему " Хлеб - всему голова"

    Развернутое календарное  -планирование по образовательной деятельности в режимных моментах, об выращивании хлеба на Кубани....

    Информационно-исследовательский проект в подготовительной группе на тему: «Хлеб – всему голова»

    Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.Этот про...

    Конспект интегрированного занятия (по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе) на тему: «Хлеб всему голова»

    Конспект интегрированного занятия (по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе)   на тему: «Хлеб всему голова»...