Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию "Зеленая аптека"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию, способствующий расширению знаний детей о лекарственных  растениях,закреплению понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитываем  у дошкольников бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyuba5.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зелёная аптека».

Цель: - Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях;

            -закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

           -учить детей правилам  сбора и сушки лекарственных растений.

Ход занятия:

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

-Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров – лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни  лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг- «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этим книг можно догадаться, чем можно                  лечиться- травами, цветами. Ягодами и  т д.

-Народные травники  за тысячу лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах. Таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы. Папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

-Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

-Кто видел в аптеке лекарственные растения?

-Кто собирал  со взрослыми лекарственные растения?

-А, кто пил чай с лекарственными растениями? ( Рассказы детей).

-Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород, от того она и жжёт. (крапива).

-Правильно крапива. Послушайте рассказ А.Плешакова «Подружись с крапивой. 

                                     Подружись с крапивой.

-Сегодня на обед будут крапивные щи,  - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.  – Крапивные?  Да ,да, -подтвердила бабушка. –А вы пойдёте сейчас и нарвёте крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную . И возьмите – кА  рукавицыЩи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной. (А. Плешакав ).

-Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из неё не только можно приготовить щи и салат. Но все – таки важнее другое:

«Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживёт». Так, писали  много лет назад врачи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

                                         -А.кто угадает это растение?

                                          Тонкий стебель у дорожки,

                                          На конце его- сережки,

                                          На земле лежат листочки-

                                          Маленькие лапотушки.

                                          Нам он - как хороший друг

                                         Лечит раны ног и рук.   (подорожник).

- Найдите это растение в нашей коллекции.

-Кто догадался, почему это растение так называется?

-Кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей).

- Подорожники люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболевания желудка, при простудах.

-Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (ответ детей).

Это растение всем знакома.  Отгадайте:

                                              Выпускает он листы

                                              Широченной широты,

                                              Держатся на стеблях крепких

                                              Сто плодов шершавых,

                                               Если их не оберешь,

                                               На себе их все найдешь. (лопух).

-Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

-А это что за растение?

                                                Носит этот мальчик

                                                Желтый сарафанчик.

                                                Подрастёт нарядится

                                                В беленькое платьице,

                                                Лёгкое, воздушное,

                                                Ветерку послушное. (одуванчик).

-Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

-А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

                                                Мох, клюква и морошка-

                                                Жильцы лесных болот,

                                                На кочке мох без ножки,

                                                 Куда не глянь ,растёт.

-Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

Педагог предлагает поиграть в игру:

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни: и доктор рекомендует для лечения различные травы.

                                     

Плохой аппетит-корень одуванчика.

                                     Заболел желудок-тысячелистник.

                                     Простуда- душица.

                                     Рана на руке - подорожник.

                                     Ангина-мать-и-мачеха.

                                     Ожог ноги - зверобой.

                                     Пятна на коже - чистотел.

-На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека- это Природа. Но необходимо знать. Что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети  могут только помогать.

                                  Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и  отличить их от ядовитых (вороний глаз и др.)

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет трава.

3. Нельзя собирать растения в огороде, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений  укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»

Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познавательное развитие» по теме МОП: «Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий» Тема: «Время суток»

Уточнить временные представления:утро, день, вечер, ночь, их последовательность. Развивать творческое мышление, воображение с помощью технологии ТРИЗ....