занятие по развитию элементарных математических представлений "Цветик - многоцветик"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель занятия: Развивать навыки количественного счета (прямого и обратного) в пределах десяти;

                            Закрепить знание порядка следования чисел в натуральном ряду;

                            Закреплять знание прямого счета двойками;

                            Закреплять знание цифр.

                            Развивать навыки сложения и вычитания чисел в пределах десяти;

                           Развивать логическое мышление, умение находить недостающий элемент, найти по двум признакам;

                           Развивать социативные навыки детей, умение работать в команде;

                           Закрепить знания о временных понятиях (дни недели, времена года, месяцы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

       Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе

МДОУ д/с № 296            

« Цветик- многоцветик».

 

Воспитатель: Пенина Е.И.

                               г.Челябинск 2011г.

Цели

.Развивать навыки количественного счёта ( прямого и обратного) в пределах  

 десяти.

. Закреплять знание порядка следования чисел в натуральном ряду, соотношение количества предметов- числу.

. Закреплять знание прямого счета двойками ( четными и нечетными ).

. Закреплять знание цифр.

. Развивать логическое мышление детей, умение находить недостающий элемент по двум признакам.

. Закреплять знание детей о временных понятиях ( дни недели, времена года, месяцы ( данного времени года ) .

. развивать социальные навыки детей, умение работать в команде, радоваться не только своим успехом, но и успехам своих друзей.

                                                 -2-

Ход занятия

                                            Часть 1

Введение : игра « Найди свою группу»

( предложить детям взять по одной карточке с цифрами со стола, перевернутые вниз, внимательно рассмотреть их. Построиться от 1 до 10 в шеренгу; построиться от 10 до 1, от 2 до 10 четные цифры, от1 до 9 нечетные числа.  Получились две команды. Дети расходятся каждая команда к своему столу: четные- красный стол, нечетные- синий. Дети находят свой стульчик на котором наклеена картинка с кружочками соответствующая цифре на карточке).

                                           Часть 2

                          Прогулка по цветочному лугу

  • Ребята, я предлагаю вам сегодня совершить прогулку по цветочному лугу. Для этой прогулки проложим маршруты по лугу. Вам предлагаются карты. На них изображены цветы, около каждого цветка цифры.
  • Если цифры красные, вы должны проложить тропинку по порядку следования цифр от 1 до 10.
  • Если цифры синие- тропинка пройдет в обратном порядке от 10 до 1.
  • (Задания выполняются подгруппами. После того как маршруты проложены капитаны команд закрепляют их на доске и показывают как они проложили маршрут и почему именно так.)
  • (команды получают жетоны за правильно выполненное задание).
  • На доске  в центре расположен цветик- многоцветик с 7 лепестками.

                                            Часть 3

(Счет по кругу. Начало отсчета.)

  • Тропинка привела нас к необыкновенному цветку. Все лепестки у него разного цвета. А вот сколько их всего? Давайте попробуем посчитать. Кто из вас пересчитает лепестки ? ( 2- 3 детей пригласить, спросить у каждого как он считал? Откуда начинал отсчет? Если результаты у детей получились разными, выяснить причину.)
  • Как вы думаете, почему результаты получились разными? Кажется никто не ошибся , все считали правильно. В чем же дело?
  • Дело в том, что когда мы считаем предметы расположенные в ряд, мы знаем, что начинать надо с первого в ряду. А с какого предмета начинать если они расположены по кругу? Ведь здесь нет ни первого, ни последнего.
  • Значит , мы должны сами отметить какой лепесток будет первым. Пусть это будет красный лепесток ( еще нескольким детям предложить начать отсчет с синего, желтого, зеленого лепестка. Дети должны убедиться, что результат счета всегда будет одинаковым, независимо от начала точки отсчета. ) ( За ответы дети получают фишки).
  •                                             -3-
  • Физкультминутка
  • (дети встали в круг , вопрос- ответ)
  • Какое сейчас время года ?
  • Какой месяц ?
  • Что о нем можно сказать?
  • Зимой снега и морозы, весной прилетают птицы, летом стрекочут стрекозы, осенью ветер злится. (слова с движениями)
  • Какой сегодня день недели?
  • Что о нем можно сказать?
  • Какое сейчас время суток?
  • Утром встаем умываемся, днем играем, гуляем, вечером спать собираемся. (слова с движениями)
  • (дети получают фишки за правильные ответы)
  •                                       Часть 4
  • игра на развитие внимания детей.
  • Дети давайте немного отдохнем от подсчетов и вопросов и поиграем в игру: « Какого лепестка не стало?» (командная игра ).
  • Запомните расположение лепестков. Закройте глаза команда за красным столом, затем за синим).  
  • Какого лепестка нестало? ( За правильный ответ дети получают жетон. Усложнение  по два лепестка убирать, как назвать цвет двух лепестков одним двухсложным словом?)
  •                                               Часть 5
  • Развитие мелкой моторики рук , развитие внимания, усидчивости, умение повторить узор. Для этого  раздать детям карточки.
  •   Следующее задание как будто тоже попало к нам прямо с цветущего луга. Нужно продолжить предложенный вам узор до конца строки.
  • Обратите внимание, каким должно быть расстояние между цветками. (Выполняют простыми карандашами. За выполнение получают фишки.)
  •                                 Часть 6
  • Решение  логических таблиц.
  • В заключении я предлагаю вам командное соревнование .
  • Задание для него - тоже с цветущего луга. Это всем вам хорошо

                                                      -4-

  •  известные логические таблицы. Одна клетка в них пустая.
  • Вы должны решить каждая команда, какого именно цветка недостает в вашей таблице. Условие такое, ни в одной в вашей строке, ни в одном столбце  не должно быть двух одинаковых цветков.
  • ( При определении  команды победителя учитывать: правильность решения, четкое объяснение, быстроту.) При объяснении дети должны выделить два признака, которые отличают цветки в таблице; цвет лепестков и цвет сердцевины.
  •                                              Часть 7

  • подведение итогов занятия.

  • Что понравилось?

  • Что было трудно выполнить?

  • Что было интересно?

  • (подсчет жетонов, объявить команду победителя.)

  • (подсчет фишек, выходят дети у кого больше всех фишек, дети им хлопают, затем отсчет вниз до следующей цифры, дети выходят…итак три первых места.  

                                                       -5-

 



Предварительный просмотр:

«Дары природы на страже здоровья в

  Стране Витаминия!»

-   Дети,сегодня к нам пришел гость,отгадайте кто?

     Мальчик в шапке голубой,

     Любопытный и смешной.

     Очень любит он мечтать,

     Сочинять и рисовать.

     Только ничего не знает

     Этот маленький…(Незнайка.)

Н.-Здравствуйте,девченки и мальчишки!

-    Здравствуй Незнайка!

Н.- А что,это у вас какие-то картинки лежат?

-    Это Незнайка-выставка»Дары природы»,

     Всё что вырастили люди и в каждом из них

     Есть витамины.

     Ребята,давайте,познакомим Незнайку с этими

     Дарами.

     

     Игра:»Овощи,ягоды и фрукты-витаминные

                 Продукты.»

Отгадываем загадки и раскладываем по группам

И называем какой витамин в этом продукте.

Загадки:

              1-Черных ягод пышный куст-

                  Хороши они на вкус!(Черная смородина)

-Какой витамин в ней ?- Витамин С

             

                                -2-

             2-Бусы красные висят,

                Из кустов они глядят.

                Очень любят бусы эти-

                Дети,птицы и медведи.(Малина.)-Витамин-С

            3-Девица укуталась в листья над грядкой,

               Выбилась только кудрявая прядка.

               Одета она в золотую кольчугу-

               Плотно прижаты колечки друг другу.

               (Кукуруза.) Витамин-РР.

             4-Кругла,а не месяц.Желта,а не масло.

                С хвостом,а не мышь.(Репа.)-С.

              5-Золотая голова велика и тяжела,

                 Золотая голова отдохнуть прилегла.

                 Голова велика,Толька шея тонка.

                 (Тыква.)-С.

              6-Красный нос в землю врос,

                 А зеленый хвост снаружи.

                 Нам зеленый хвост не нужен,  

                 Нужен только красный нос.

                  (Морковь.)-А.

               7-Красная мышка с белым хвостом.

                   В норке сидит под зелёным листом.

                   (Редиска.)-С.

                8-Лето целое старалась-

                    Одевалась,одевалась…

                    А как осень подошла,

                    Нам одёжки отдала.

                   

                        -3-

                    Сотню одежонок

                    Сложили мы в бочонок.

                   (Капуста)-А,С.

               9-Развалились в беспорядке

                  На своей перине -грядке

                  Сто зеленых медвежат,

                  С сосками во рту лежат,

                  Беспрерывно сок сосут

                  И растут,растут,растут.

                  (Огурцы)

Нез.- Ух,сколько у вас даров!

          А я знаю пальчиковую гимнастику

            «Капустка.»-сделаем?

           Мы капустку рубим,рубим,

           Мы капустку солим,солим,

           Мы капустку жмем,жмём.

Вос.-Незнайка,помоги детям отгадать

         Кроссворд»Овощи и фрукты»

         

         Молодцы!

Нез.-А в каких продуктах еще есть

        Польза и витамины?

Вос.-Реята,давайте расскажем Незнайке.

         Назовите какие ещё продукты полезны

         Людям,в которых много витаминов

         И каких.

Загадки:о мясе,рыбе.злаках-перечисляют дети.

Нез.-Ох,вот это да!Сколько всего,а где же эти

         Продукты можно найти?

                      -4-

Вос.-А мы сейчас тебе расскажем и

        Кроссворд разгадаем

        «В каких магазинах можно купить эти продукты?»

Нез.-Молодцы ребята,спасибо что научили меня.

         А я хочу поиграть в игру:

«Это я,это я,это все мои друзья!»

Нез.-Кто играет со мной? Кто танцует и поет?

Дети-Это я!это я!это все мои друзья!        

Нез.-          Кто подарки получает,малышей

          Не обижает?

Дети-Это я!Это я!Это все мои друзья!

Нез.-Кто любит прыгать и смеяться?

        Летать,шутить и кувыркаться?

Дети-Это я!Это я!Это все мои друзья!

Нез.-И кому совсем не лень на голове

         Стоять весь день?

Дети-\-\-\-

Нез.-кто сегодня будет с нами вместе шевелить ушами?

Дети-   -\-\-\-

Нез.-Мяукать,квакать и реветь,как кот,лягушка

         И медведь?

Дети-    -\-\-

Вос.-Незнайка,садись и послушай как дети будут

         Рассказывать»съедобные» скороболтушки.

         В каждой из них есть какая-нибудь

         Вкуснятина.потому ,что это и скороболтушки

         И скоровкусняшки одновременно!

                       -5-

         У царя король обедал

          И зелёных щей отведал.

          С той поры для короля

          Варят щи из щавеля.

2) –коту прекрасно спится,

      Коту котлета снится.

      А рядом спят котята-

      Им снятся котлетята!

3) – есть такая рыба ерш,

       Вся в колючках,будто еж.

       А уха из ёршиков

       Лучше всяких коржиков!

4) – Подружился квас с окрошкой-

       С мясом,луком и картошкой,

       Со сметаной.и с яйцом,

       И с зеленым огурцом.

5)-Хороша окрошка?-

     Спросит поварешка.

     И ответит ложка!

   -Дай еще немножко!

6) – Мы едим кисель черничный,

       Аппетит у нас отличный,

       И усы черничные

       Очень симпатичные.  

Нез.-Стоп!Я так не играю.Так не честно.Вы всё

         Говорите,а еды никакой я не вижу!

Вос.-Незнайка!Не торопись!

         Мы сейчас поиграем в игру

          «Конкурс дегустаторов.»,ты тоже

                          -6-

 

 Можешь

участвовать,дети будут

          Пробовать разные продукты с закрытыми

          Глазами.

Конкурс:»Дегустаторы.»

Нез.-Спасибо!Вкусно!

         А я тоже расскажу вам бесполезную

         Скороболтушку

          «Едоки-бурундуки.»      

1)-Едоки едят еду

     И болтают ерунду,

     Вот такие едоки-

     Едоки-бурундуки!

Нез.-А вы знаете,почему её назвали

        Бесполезной скороболтушкой?

        Да потому,что вам бесполезно

        За неё и подобные ей браться…

        В них есть такие слова,которые никто не

        Выговорит.Только я это умею.

        Хотите посостязаться?

Дети-Да!

Нез.-Пожалуйста!Я только буду рад,

         Если у вас получится.

1)-Дуня дыню проглатила

     И другую смолотила

     И сидит на лавке,

     Требует добавки.

                   -7-

2)-Была печенка жареной

     Была девченка жадиной-

     Жевала и жевала

      Жевала и жевала

     Жевала и жевала

     Делиться не желала.

3)-Если с дерева упала макаронина,

     Значит эта макаронина воронина.

     Проворонила ворона макаронину,

     Съела галка макаронину воронину.

4)-Школьник Шура Шумаков

     Слопал десять шашлыков,

     К десяти прибавил шесть-

     И теперь ни встать,ни сесть.

Нез.-Молодцы! Хорошо повторяли

        Скоробалтушки.

Вос.-Молодец!Незнайка!Какую интересную

      Игру придумал!

Нез.-Мне очень понравилось у вас дети.

      Но мне пора уходить.

      Вы меня многому научили

      И я хочу угостить всех детей.

(Угощает соком.Уходит.)

                        -8-

 

   

Развлечение:»Дары природы на сираже здоровья

                         В стране витаминии!»

Цель.Закреплять и расширять знания о витаминах

         В дарах природы(овощах,фруктах,других

         Продуктах.Развивать речевой слух и правильное

         Произношение звуков.Закреплять представление

О роде имен существительных и умение согласовывать с ними прилагательные,совершенствовать умение соотносить

Звук и букву.Развивать зрительную память,логическое мышление.

Материал:Костюм Незнайки,картинки с изображени-

                  Ем овощей,фруктов,продуктов питания.

                  Кроссворды:»Овощи и фрукты»,»Где мож-

                  Но купить эти продукты»,картинки с наз-

                  Ванием витаминов,перчатки с пришитыми

                  На ней пуговицы.Сладкий приз.

Предварительная работа.Разучивание загадок,

                  Скороболтушек,проведение сюжетно-роле-

                  Вых игр в магазин :»Гастроном.»,»Булоч-

                  Ная.»,»Рыбный.»,»Овощи,фрукты.»,»Мо-

                  Лочный.»,»Мясной.»,»Кондитерский.»и др.

                  Чтение произведений по теме.

                        -1-

Развлечение»Дары природы на страже

                       Здоровья в стране Витаминии.»

                                           Воспитатель:Е.И.Пенина

                                           Старшая логопедическая

                                           Группа№3.МДОУ ЦРР

                                           №351.

           

                     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр на занятиях по развитию элементарных математических представлений с детьми с задержкой психического развития.

Задачи :- Закрепить знание детей в сравнении предметов по величине (широкий, узкий, длинный, короткий).- Счёт 1-5.- Повторить геометрические фигуры, видеть форму предметов, соотносить ее с назва...

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (тема: «Математический КВН»)

Программное содержание.Учить детей логически мыслить, опираясь на полученные знания и умения.Развивать смекалку, быстроту реакции.Закреплять умение самостоятельно делать выводы и умозаключения до...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений "Число и цифра 5. Состав числа 5" с использованием блоков Дьеныша и наборов Спектра "Математические кораблики"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 56» Подготовительная к школе группа 2019-2020 уч.г. учитель-дефектолог Цицарова С.Н. Конспект занятия по разв...