Конспект занятий по теме "Эх, лапти мои"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шарафутдинова Наталья Викторовна

Знакомство с лаптями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eh_lapti_moi.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №426

Конспект непосредственно – образовательной деятельности

В старшей группе

ТЕМА: «ЭХ, ЛАПТИ МОИ!»

Выполнила :

Воспитатель : Шарафутдинова Н.В.

Цель:

  1. Продолжать формировать потребность в познание рукотворного мира.
  2. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении).

Задачи:

  1. Уточнить и обобщить представления детей о современной обуви (сезонное назначение, способ изготовления, материал).
  2. Расширить представления детей о старинной русской обуви-лаптях.
  3. Средствами игры и сказки вызвать интерес к предметам русского быта прошлого.
  4. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, русскому фольклору.
  5. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать словарь названиями  предметов обуви.

Материалы и оборудование:

       Компьютерная презентация , 2 магнитные доски, картинки с на тему «Обувь»,  сундучок, лапти  разных размеров, кора березы, изобразительные материалы.

Ход занятия:

        Дети садятся  ( полукругом) .

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие  в прошлое. Хотите? Отправимся мы с вами на машине времени. Закрывайте глаза, в добрый путь! ( звучит подходящая для данной ситуации музыка).

Воспитатель . Ребята , посмотрите на экран. (Слайд №1) Сегодня мы с вами оказались в гостях у Ивана да Марьи . (На экране мальчик и девочка в русских народных костюмах). Они приглашают вас к себе в горницу. ( Слайд№2)  (На экране мужик плетет лапти).    Это необычная горница.  Давным -давно люди на Руси занимались ремеслами, много трудились. Как вы думаете, чем занят мастер? что он делает? Что он мастерит?

      Давайте мы с вами  и узнаем это.  Загадают Иван да Марью дети вам загадку, а вы ее отгадайте .

«Два котика, четыре хвостика», Как вы думаете что это? (При затруднении педагог обращает внимание детей и предлагает рассмотреть изображенные предметы и выбрать подходящую картинку-отгадку).(Слайд № 3) На экране картинки , среди которых прячется загадка.

Воспитатель: Молодцы ребята правильно нашли отгадку .

Воспитатель. В древние времена самой распространенной обувью  на Руси были «лапти» (показ).

Давайте  их рассмотрим . Возьмем их из сундучка ( Слайд №4) На экране с сундучок с лаптями.  Давайте их возьмем из сундучка( настоящий сундучок с лаптями) лапти и подержим их в руках. Какие они?   Правильно  вы заметили, лапти  очень легкие, мягкие , ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух.  (Достает из сундука лапти разного размера) . Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. А теперь мы попробуем и примерим их. Дима, подойди ко мне, надевай лапти на ноги. А теперь попробуй походить в этой необычной обуви. Ну как удобно?( Ответ ребенка)

     

Воспитатель: Где вы видели такую обувь? В магазинах видели такую обувь? Есть такие обувные магазины, которые называются «Лопоток». Какую обувь продают  в современных магазинах? ( Ответы детей). Я приглашаю вас зайти в магазин «Лапаток». Слайд 5. На экране изображены витрины с современной обувью.

                                                                                                                                 

      Иван да Марья   , хотели бы все узнать о современной обуви  и  мы с вами  им в этом поможем .

Воспитатель:. Зачем людям нужна обувь?

Ответы детей.

Воспитатель. Кто делает для нас обувь? Слайд №6

Ответы детей.

П. Где ее изготавливают? Слайд № 7

П. Из какого материала ? Слайд №8

П. Подумайте ,  на какие группы можно разделить обувь? Слайд №9

Ответы детей: для холодного времени года и для теплого.

   Дети отвечают на вопросы, педагог демонстрирует иллюстрации (фотографии).

П. Предлагаю вам поиграть.

Д.и «Распредели правильно картинки).

( На столе разложены карточки, с изображением обуви для холодного и теплого времени года.  Дети делятся на 2 команды. Каждой команде дается задание , например, прикрепить к магнитной доске  карточку с изображением обуви , которая соответствует холодному и теплому времени года. Пока играет музыка, дети выполняют задание. Выигрывает , та команда, которая прикрепит больше карточек на доску).

Воспитатель: Куда мы поместим лапти?

Ответы детей. В серединку

П. Почему именно сюда?

Ответы детей. Потому что их носили и зимой и летом.

В. Правильно, лапти носили и зимой и летом.

 (После подведения итогов игры дети рассаживаются на стулья.)

Воспитатель. Слайд 10  На экране «Мужик с лыком».

    Лапти - это старинная обувь., их еще называли лыченцы,-. Так их называли, потому что их плели из лыка- молодого подкорья деревьев.  Еще  плели лапти из коры деревьев – березы , ивы (показывает кору), вяза . Плели их обычно мужчины. . Носили лапти и взрослые и дети. Эта обувь была недолговечна, быстро изнашивалась. Если люди собирались в дальнюю дорогу, то брали с собой несколько пар лаптей . До наших дней дошла старинная пословица: «В дорогу идти –пятеро лаптей плести».

Воспитатель: Как выдумаете , почему летом лапти снашивались быстрее?

Ответы детей.

Воспитатель. Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти –это 22 февраля. На Никифора лапти и плетут. Пока лапти плетут, песни поют, частушки придумывают, играют на музыкальных инструментах. Слайд 11 На экране плетут лапти под песню «Лапти мои»

 Воспитатель. А вы  бы могли исполнить частушки.

Дети исполняют частушки

  1. Эх лапти мои,

Лапоточки мой.

Огороды вы пахали,

Танцевать сюда попали.

  1. Гуляй , Матвей,

Не жалей лаптей

До субботы доживем

Новы лапти наживем.

Воспиттаель :А где же вы видели лапти? В магазинах же их не продают.  (Ответы детей) . Посмотрите на экран . Что-то для вас приготовили Иван да Марья, заглянем к ним в сундучок? ( Слайд № 12).  На экране  иллюстрации к русским народным сказкам. 

Воспитатель: Догадались из какой  они сказки?

     Иван да Марья видят , что вы знаете много сказок и любите их.  Они  хотят вам рассказать русскую народную сказку  «Чудесные лапоточки». (видео сказка  6.5 минут)

Воспитатель : Сегодня мы с вами  побывали в гостях у Ивана и Марьи. Скажем «спасибо»  нашем гостям за рассказ  о лаптя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"

Конспект занятия на тему "Ох, лапти мои,лапти лыковые"...

Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет

Данное занятие направлено на формирование  представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия. Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Конспект занятия в старшей  группе.Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»...