Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе "Рыбки плавают в водице""
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Задачи:

Обучающие:

1.Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в водной среде (Познавательное развитие)

 2. Обогатить словарный запас детей, ввести слова: «плавательный пузырь», «нефтяное пятно», «нефтяные отходы» (Речевое развитие)

 Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

2.Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи, побуждать детей делать выводы (Познавательное развитие)

3. Развивать двигательную активность (Физическое развитие)

Воспитательные:

1.Воспитывать умение работать в команде

2.Формировать экологическую культуру и сознательность детей(Социально- коммуникативное развитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект706.5 КБ
Office presentation icon Презентация к занятию531 КБ

Предварительный просмотр:

Секция «Дошкольное образование»

Номинация «Методические разработки»

Конспект организованной  образовательной деятельности по ФЦКМ

«Рыбки плавают в водице»

Енякина Маргарита Николаевна

Воспитатель, высшая квалификационная категория

Средняя группа, СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» - Детский сад №3 «Красная Шапочка» с. Большая Глушица  Самарская область

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально –коммуникативное развитие, Физическое развитие

Задачи:

Обучающие:

1.Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни  в водной среде (Познавательное развитие)

2. Обогатить словарный запас детей, ввести слова: «плавательный пузырь», «нефтяное пятно», «нефтяные отходы» (Речевое развитие)

Развивающие:

1.Развивать  познавательный  интерес в процессе экспериментирования.

2.Развивать способности детей устанавливать причинно-следственные связи, побуждать детей делать выводы (Познавательное развитие)

3. Развивать двигательную активность (Физическое развитие)

Воспитательные:

1.Воспитывать умение работать в команде

2.Формировать экологическую культуру и сознательность детей(Социально- коммуникативное развитие)

Методы и приёмы:

Игровые  ( сюрпризный  момент, игры, игровые упражнения)

Наглядные  (просмотр презентации,   картинки, схемы)

Практические (опытно-экспериментальная деятельность, использование проблемных ситуаций)

Словесные (беседа,вопросы поискового характера, уточнения).
Художественное слово (чтение стихотворения, загадки)

Технологии:

ИКТ  технологии

Интерактивные технологии

Проблемного обучения

Здоровьесберегающие технологии

Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, презентация; для опытов: емкости с водой, предметы разной степени тяжести,  воздушный шарик, растительное масло, кусочки пластилина; мяч,   карточки: « Рыбы», «Мусорить  нельзя», « Воздух», «Плавательный пузырь»; для рефлексии:  картинки «Чемодан», «Мусорная корзина»

Логика образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Воспитатель:

-Ребята, сегодня утром я получила письмо.  Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, ребята!   Я -  сом Гоша,  хозяин  речных  глубин, приглашаю вас к себе в гости. Буду рад нашей встрече»

Воспитатель:

-Ребята, вы согласны отправиться в гости?  

-На чем можно опуститься на речное дно?

Дети:

-На батискафе, подводной  лодке, с помощью акваланга.

Воспитатель:

-Мы еще ни разу не путешествовали на батискафе, давайте опустимся на нем.

-Войти в  батискаф. Задраить люки. Внимание! Погружение!

Дети имитуруют  погружение под воду.

2. Основная часть

Воспитатель:

-Что мы видим в иллюминаторе?

Дети рассматривают слайд 1 (на  экране проецируется речное дно)

Дети:

-Воду, дно покрыто песком, камни, коряги, растут  водоросли.

Воспитатель читает стихотворение:

- Посмотришь на реку

И кажется в ней

Нет ни мальков, ни окуней.

Только бежит голубая вода.

Но если поближе в нее заглянуть,

Сразу видишь, что это не так.

Игровое упражнение  «Кто спрятался на дне реки?» ( слайд 2)

Воспитатель:

-Прежде чем вы увидите обитателей речного дна отгадайте загадки.

Педагог загадывает загадки, на экране  проецируются речные рыбы.

- Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)

- Колюч, да не еж, кто же это …? (ерш)

- К речке наш прикован взгляд:
Брызги в стороны летят,
В ясный день в воде резвясь,
Чешуёй блестит…. (карась)

- Кто там мечется повсюду,
Не замрет ни на минуту?
Непоседа и вертун,
Всех подвижней рыбка …..(вьюн)

- На дне, где тихо и темно, 
Лежит усатое бревно… (сом)

 Воспи татель:

-Как вы думаете,рыбам о удобно жить в воде?

Дети рассказывают об основных отличительных особенностях  рыб, используя модель «Рыбы»

Дети:

-У рыб вытянутое тело, покрытое чешуей,  есть плавники, хвост, дышат рыбы жабрами,  в воде  много корма: червяки, водные насекомые.

Воспитатель:

-Молодцы, много знаете о рыбах. А сейчас давайте немного отдохнет и поиграем в игру.

Игра   «Тонет – не тонет»

Дети   опускают  в емкость с водой разные предметы и определяют, что все тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Воспитатель:

- Почему дни предметы утонули, а другие плавают?

Дети:

-Утонули тяжелые предметы, а легкие плавают.

Воспитатель:

-Почему же рыба тяжелая, а не тонет?

Воспитатель выслушивает предположения детей.

Воспитатель:

- Давайте проверим ваши предположения.

Опыт 1

В емкость с водой  кладется надутый   маленький воздушный шарик.

Воспитатель:

- Что наблюдаем?

Дети:

-Шарик плавает

Воспитатель:

-Как вы думаете  - почему?

Дети:

-В шарике –воздух

Воспитатель:

-Какой можно сделать вывод?

Дети:

- Воздух   держит шарик на воде.

Воспитатель:

-Правильно.  У рыб   есть   специальное приспособление - плавательный пузырь. Плавательный пузырь  – это мешочек наполненный воздухом.  С помощью его рыбы плавают в воде. Если рыбам нужно опуститься на дно, то они тогда сдувают свой плавательный пузырь.

Воспитатель во время объяснения   ставит на мольберт  карточку  - плавательный пузырь рыбы.

Воспитатель:

-Чем дышит рыба  – воздухом или  водой?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Давайте  проверим ваши предположения.

Опыт 2

В  емкость с водой опускаем кусок пластилина.

Воспитатель:

- Что образовалось на кусочке пластилина?

Дети:

-Появились  пузырьки воздуха

Воспитатель:

-Какой вывод можно сделаать?

Дети:

-В воде есть воздух.  Рыбы дышат воздухом, который находиться в воде.

Воспитатель  ставит на мольберт  карточку - воздух в воде.

Воспитатель:

- Рыбам очень удобно жить в воде. Но человек  часто мешает рыбам: загрязняет  реки мусором,  нефтяными отходами: мазутом, соляркой, бензином.

Воспитатель:

- Как вы думаете, какой вред рыбам  от них?

Дети:

- Рыбы могут задохнуться, погибнуть, умереть.

Опыт 3

В емкость с водой  наливаем   масло растительное.

Воспитатель:

- Что наблюдаем?

Дети:

-Масло покрыло поверхность воды.

Воспитатель:

-Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами?

Дети: Они погибают

Воспитатель:

- Что нужно сделать, чтобы это предотвратить?

Дети:

-Нельзя  загрязнять реки.

 Воспитатель ставит  на мольберт  карточку - мусорить нельзя.

Воспитатель:

- В нашей реке чистая вода. Рыбам здесь живется хорошо и сом Гоша приглашает нас поиграть в игру «Караси  и щука».

Подвижная игра «Караси и щука»

Правила:

Выбирается “щука”,  остальные  дети  “караси”.

Дети  изображая рыбок, двигаются по группе,  сопровождая движения стихами:

Мы умеем быстро плавать,
Любим прыгать и нырять
Раз, два, три, четыре, пять- 
Ни за что нас не поймать.

Когда воспитатель  кричит: “Щука!” и дети - “караси” убегают, “щука” ловит их.

4. Заключительная часть

Воспитатель:

-Пришло время подниматься со дня реки.

- Войти в  батискаф. Задраить люки. Включить мотор.Внимание! Подъем!

Дети имитируют подъем в батискафе.

Рефлексия  «Багаж знаний»

Воспитатель:

-Вам понравилось  в гостях у сомика  Гоши ? Что  нового узнали?  

Дети отвечают. Если ответы детей положительные, то карточки прикрепляют на чемодан. Если отрицательные – то к мусорной корзине.

Используемая литература:

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 7 лет, Воронеж, 2006

2.Волчкова В., Степанова Н.В.  Экология. Конспекты занятий в средней группе, Воронеж, 2006


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект организованной образовательной деятельности детей среднего возраста с диагнозом ОНР по теме "Путешествие с Петрушкой."

Содержание:Организационный момент.Отгадывание загадки.Автоматизация - ЛЬ -  в  словах.Игры с Петрушкой.Подарки для главного героя.Оценка деятельности детей....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группепо образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). «Кто в Теремочке живет»...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественное творчество" Аппликация на тему: "Новогодняя открытка"

В преддверии Нового года, так важно подготовить для родных и близких подарки. Новогодняя открытка созданная маленькими, но довольно умелыми ручками - отличный подарок к празднику....