План-конспект занятия с презентацией на тему: " Дерево умеет плавать"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель: 

 

Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

 

Задачи:

 

 Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

 

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

                               

Конспект занятия

по познавательному развитию (Окружающий мир)

в подготовительной группе детского сада

«Дерево умеет плавать»

Подготовила воспитатель:

                                                                     Иркалиева Асимгуль Канатовна

                                                 

Цель:  

Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

 Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования. 

Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием.

Оборудование:

-  брусок, небольшие срезы на каждого;

- краски и кисточки;

- емкость с водой, лупа;

- конверт с письмом;

- спички для воспитателя.

Ход занятия:

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить:

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

- Ребята, а где растут деревья? (участок, улица, лес, поле и т.д.)

Хорошо, а как узнать название деревьев?

Начинается разминка!

Отвечайте  чётко, ясно,

Чтобы было всем понятно.

Какое это дерево?  Отгадайте загадки,и мы узнаем названия деревьев. Слайды

- Как можно назвать эти деревья? А почему мы их так называем? Плодовые от слова-плод.

 

 Воспитптель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?

(Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день. Не позволяют образовываться пустыням, потому, что корнями держат в земле влагу).

- А чем дерево может нам помочь? Какие предметы изготавливают из дерева?

(Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома).

-  Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево? (Плотник).

- Ребята, сегодня я получила  письмо от Мальвины, давайте его прочтем.

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться.  Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение.  Мальвина.

Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет), то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.

-  «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.

 Воспитатель:-  А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?

 Дети: Провести опыт, эксперимент.

 Воспитатель:Слайд. Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.

- А что необходимо для опыта?

Давайте с вами проведем эксперимент-

 Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

 (Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

-  Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть  в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

-  А что же делать с одеждой  Буратино? (Если дети не догадаются, то можно предложить свой вариант: сложить  одежду и Азбуку на лист кувшинки)

-  Ребята,о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).

- Давайте мы с вами оставим в воде свои срезы дерева и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет.

- Ребята, а давайте представим себя деревьями.

Проводится физкультминутка Слайд.

Физкультминутка:

  Выросли деревья в поле.
 Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
 Каждое старается,
 К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

  Вот подул веселый ветер,

  Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
 Даже толстые стволы

  Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
 Вправо-влево, взад-вперед –
 Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
 Он их вертит, он их крутит.
 Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
 Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)

-Ребята, а как можно узнать возраст дерева? (По кольцам на срезе).  Правильно,  возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.

-  Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву?

А кто  уже знает ответ на этот вопрос: можно ли пилить дерево? Даша! (Дерево можно пилить.) Проблемный вопрос: если дерево можно пилить, можно ли его рубить топором? (Да). Верно. В деревнях печь топят дровами, которые рубят чем? Топором!

 Сделаем вывод: какими еще свойствами обладает материал «дерево»? Вывод: «Дерево можно пилить и рубить»

 А из чего сделаны спички? (Из дерева). Следующий опыт проведу я, а вы сделайте вывод: каким еще свойством обладает дерево. (Воспитатель поджигает спичку и  показывает, как быстро сгорает дерево.)

Кто назовет еще одно свойство  дерева?  (Вывод: «Дерево горит»)

Показать знак:Слайд.

- Ребята, а кто знает, что означает этот знак?

 («Нельзя играть со спичками»)

-  У вас на столе лежат краски и кисти и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева?  (можно)

-  Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами.

-  Скажите, ребята, хорошо окрашивается? (Да)

-  А теперь давайте посмотрим, что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в  воде? (намок, стал сырой, впитывает воду)

Какой вывод мы сделаем?  Поглощает влагу и от этого меняется в размере.

-  Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах, хорошо горит, на нем остаются следы от острых предметов.

- Встаньте в круг и мы  поиграем в игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: гладкий - шероховатый, тонет - плавает, тяжелый - легкий, твердый - мягкий, прочный - хрупкий, тухнет - горит.

- А теперь скажите, зачем людям знать  свойства материала? (Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны).

Занятие закончено!А теперь убираем свои рабочие места.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дерево умеет плавать»

Слайд 2

Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах. Задачи : Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева. Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования. Воспитывающая: воспитывать экологическое сознание через сочинение экологической сказки с моделированием. О борудование : - брусок, небольшие срезы на каждого; - краски и кисточки; - емкость с водой, лупа; - конверт с письмом; - спички для воспитателя.

Слайд 3

Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Слайд 4

Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Слайд 6

У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви-только на макушке .

Слайд 8

Что летом и зимой В рубахе одной ?

Слайд 10

Он стоит высокий стройный. Лист на нем резной, узорный, Ветками качает он. Кто скажите это?. .

Слайд 12

Я на розу так похож, Разве, что не так хорош. Но зато мои плоды Всем пригодны для еды.

Слайд 14

Под листом на каждой ветке Сидят маленькие детки. Тот, кто деток соберет, Руки вымажет и рот .

Слайд 16

На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается…

Слайд 18

Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна .

Слайд 20

Физкультминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на коврик)

Слайд 21

Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.

Слайд 23

Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла .

Слайд 25

Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект обобщающего занятия в подготовительной группе. Тема "Спасём птиц - наших друзей!"

В игровой форме закрепляются понятия лексико-грамматических категорий, словообразования. Развиттие фонематического восприятия....

План конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Мебель»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».Цель: обогащение словарного запаса детей по...

План – конспект открытого занятия средней группы на тему "В мире эмоций"

Цели:- Познакомить детей с разными проявлениями эмоций;-Учить детей различать эмоции;Задачи:ОбразовательныеОбласть познания «Коммуникация» закрепить умение детей по мимике понимать чувства персонажей,...

НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы. Тема: «Дерево умеет плавать»

НОД по Познавательному развитию с детьми средней группы.Тема: «Дерево умеет плавать»Интеграция ОО: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие».Форма организации: коммуникатив...

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Путешествие в зоопарк»

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группеТема занятия: «Путешествие в зоопарк» Форма проведения занятия: Фронтальная. Цель занятия: Формирова...

Конспект НОД. Тема: Дерево умеет плавать

Конспект НОД. Тема: Дерево умеет плавать...