ООД "Насекомые" (познавательное развитие)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Захаревич Екатерин@ Алексеевна

ООД "Насекомые"  по познавательному развитию с применением игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные задачи: познавательное развитие

Вид деятельности: организованная образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Насекомые»

Дата и место проведения: 10.04.2015г., МАДОУ ДС КВ №30

Педагог: Захаревич Екатерина Алексеевна

Программное содержание:

Цели: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».

Задачи

Образовательные:

- продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому - что.

- продолжать учить составлять небольшой рассказ.

Воспитательные:

- воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Развивающие:  

- развивать зрительную и слуховую память.

- активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.

- развивать связную речь.

- развивать образность речи.

- развивать словесно-логическое мышление детей, рассуждать, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.

- продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

- продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

 

Материал и оборудование:   игрушки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку), макет «Лесная полянка», письмо предметные картинки.  

 

                     Ход образовательной деятельности

Педагог: Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

        Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

(Дети подходят к столу  на нем плоскостной макет «Лесная полянка»   на котором одни цветы и письмо.  Педагог обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.)

Педагог: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

 

Педагог: Ребята, с малышами что-то случилось, вы готовы помочь? (Педагог читает текст)

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей. 
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам  помоги!

Педагог: А чтобы помочь нашим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Педагог берет волшебный  цветок и произносит слова вместе с детьми:

- Закройте все глаза и повторяйте за мной:

- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы  с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь.  А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

(Педагог читает загадки, дети отгадывают, находят картинку).

Дидактическая игра «Отгадай насекомое»

         У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Педагог: Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

         Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Педагог: Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

         Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом ( муравей).

Педагог: Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

         Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок (бабочка).

Педагог: Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

         Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки  ( Божья коровка).

Педагог:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

-  А паук – это насекомое?

Педагог:  Назовите насекомых, которые относятся к хищным.

Дети: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.

Педагог: Почему их называют хищниками?

Дети: Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Педагог: Назовите полезных насекомых.

Дети: Бабочка, пчела, муравей.

Педагог: Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей?

Дети:  Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Педагог: Назовите вредных насекомых.

Дети: Муха разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.

Педагог: Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу (выставляем на макет), но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

                     Игра-имитация под музыку «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Педагог: Пойдемте  дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

     

                      Дидактическая игра: « Кто лишний?»

Педагог: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.    

Педагог: Вот мы с вами еще спасли муравья (на макете появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

               Дидактическая игра « Разложи бабочек на группы»

 

Педагог: Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их  по группам. Катя, разложи бабочек.  Воспитатель:

- Катя, по какому признаку  ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:  

-Я  разложила бабочек по форме.                                   

Педагог: А сейчас Соня  разложит бабочек на группы, но по – другому. Соня а ты по какому  признаку разложила бабочек?

Ребенок:

- Я разложила бабочек по цвету.

 Педагог: А по какому еще признаку можно разложить бабочек?

 Дети: По размеру.

 Педагог: Кирилл, разложи бабочек по размеру.

Педагог: Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (на макете появляются кузнечик и жук).

 Педагог: Продолжим  путешествие

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Педагог проводит беседу:

- Что сначала откладывает бабочка?

Дети: Бабочка откладывает яйца.

Педагог:- Кто появляется из яйца?

Дети: Из яйца появляется гусеница.

Педагог: Что делает гусеница?

Дети: Она питается листьями и растет.

Педагог: В кого она превращается?

Дети: Гусеница превращается в куколку.

Педагог: Кто выходит из куколки?

Дети: Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут,  бабочка начинает летать.

Педагог: Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по  картинкам.  

Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Педагог: Вот и подошло наше  путешествие  к концу.

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Педагог берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

                  Словесная игра: « Повторяй за мной»

-  Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

- Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...