Конспект НОД по организации познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Кто зажигает лампочку?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Надежда Геннадьевна

познакомить детей с достижением человечества – электричеством; дать представление о возможностях  использования электричества человеком;

обобщать знания детей о электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с эл.  приборами;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_zazhigaet_lampochku.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по организации познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Кто зажигает лампочку?»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира     через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

образовательные:

познакомить детей с достижением человечества – электричеством; дать представление о возможностях  использования электричества человеком;

обобщать знания детей о электрических приборах и их использовании человеком; познакомить с понятием «статическое электричество»; закреплять правила безопасного обращения с эл.  приборами;

развивающие:

способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления; развивать познавательный интерес, стремление к исследовательской деятельности.  

воспитательные:

вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Материалы к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы: презентация PowerPoint; фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности». 

Материалы, используемые для наблюдения  и экспериментирования: часы, батарейка; воздушные шары; лоскуты шерстяной ткани, пластиковые палочки (пустые шариковые ручки), фигурки бабочек из бумаги; емкость с пенопластом, лист прозрачного пластика, расческа, губка, смоченная водой. 

Материалы, используемые для дидактических игр: парные карточки с изображением предметов. 

Материалы, используемые для обратной связи: смайлики, схема человечка.

Предполагаемые результаты:

Проявляет интерес к исследовательской деятельности. Активно участвует в играх. Рассуждают об электричестве и правилах безопасного использования электроприборами. Активно принимают участие в опытах.

Организация детских видов деятельностей:

  1. общение ребенка со взрослым;
  2. общение ребенка со сверстниками;
  3. исследовательская деятельность (исследовательская практика);
  4. дидактические игры.

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

1. Вводная часть

Орг. момент.

В-Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть.

Дети проходят в комнату, встают вокруг педагога.

2. Актуализация ранее пройденного материала. Наблюдение за работой часов.

В-Я принесла в эту комнату часы, чтобы нам с вами было удобно заниматься, и мы не могли пропустить другие важные дела.

— Но что-то они, по-моему, не ходят. Не слышно как тикают, да и стрелка стоит на месте. Что же это такое?

В- Давайте найдем  место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно.  Заработали. Послушайте.  Тикают?

— Как вы думаете, почему часы стали тикать?

— Верно, когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали.

— Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейках? Как вы думаете?

— Это электричество. 

—  А что такое электричество. Давайте поговорим

Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, батарейка «села» и т.д.

3. Беседа об электричестве.

Фрагмент мультфильма о электричестве из серии  «Уроки Тетушки Совы. Школа безопасности».

В- Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Давайте послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из научного дупла.

Усаживайтесь удобнее на стульчики.

В- Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

— Ребята, как вы думаете, в нашей группе  есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества?

В- Откуда электричество поступает в наши дома? Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

Дети рассаживаются на стульчики возле телевизора.

(Розетки, выключатели, провода и т. д.)

 

Ответы детей

4. Беседа о бытовой технике.

(презентация,  слайд1, действие 1)

Педагог читает загадки, дети отгадывают. Презентация, слайд 1, действие 2-6. По мере отгадывания появляются изображения предметов.

Про девушку эту сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится девушке дом убирать, Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.

Вы догадались, о какой девушке идет речь?

В-Дети, вы хотите, чтобы Золушка попала на бал?
Сегодня фея, предлагает вам сделать Золушке подарок.

  Какой - вы узнаете, отгадав загадки. Если вы правильно называете отгадку, фея дарит подарок Золушке.

1) Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(пылесос)

2) Летом папа наш привез

В белом ящике мороз,

И теперь мороз седой

дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.

(холодильник)

3) То назад, то вперед

Ходит-бродит пароход.

Остановишь — горе,

Продырявит море. (утюг)

4) Четыре теплых солнца

У бабушки на кухне,

Четыре теплых солнца

Горели и потухли.

Сварили кашу и уху,

Спасибо солнцам за еду.

(Эл.  плита)

5) Мигнет, моргнет,

В пузырек уйдет.

Пузырек под потолок

Ночью в комнате денек.

(лампа)

6) Дом на ножках,

Посреди — окошко.

Засветится окно,

Появится кино. (телевизор)

В- Вот какие молодцы! Сколько подарков  Золушке подарили.

— Как можно, одним словом назвать то, что мы перечислили? Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.

— Для чего она нужна? Она облегчает нашу жизнь, наш быт. Как вы думаете, для чего человеку техника?

Действительно, техника — это множество инструментов, приборов, устройств, машин, которые помогают человеку в жизни.

Дети продолжают сидеть на стульчиках. Воспитатель читает стихотворение.

(О золушке) 

Ответы детей.

(ответы детей)

(ответы детей).

5. Дидактическая игра «Как предметы помогают человеку».

Давайте расскажем, для чего  нужны человеку электроприборы.

 

Поиграем в игру «Как предметы помогают человеку». Но сначала разделимся на 2 команды.

— Для игры нам понадобятся карточки: на одних изображение предмета, на других изображение, которые показывают для чего этот предмет нужен человеку. Вам нужно соединить эти карточки, найти пару.

Волосы — фен

Спящий человек -  будильник

Ночь — фонарь

Чашка — электрический чайник

Ковер — пылесос

Письменный стол — настольная лампа

Фотография — фотоаппарат

Платье — швейная машинка

6. Физминутка.

Разомнемся немного. Выполняйте движения со мной.

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

(Педагог произносит слова и показывает движения, дети повторяют)

7. Дидактическая игра «Что есть, что было».

(Раскладываются карточки, составляющие пару.)

— Ребята,  всегда ли существовали электроприборы? Как же люди раньше обходились без них?

Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами.

Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо эл. приборов.

 Поиграем в игру «Что есть, что было». Снова разделимся на команды. Перед вами на карточках вся бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества.  

Пылесос — веник;

Утюг — гладильная палка;

Швейная машина — игла;

Электролампа — свеча

Камин — эл. обогреватель

Счеты — калькулятор

Печка — эл. плита

Спицы — вязальный станок

Песочные часы — электронные часы

В-Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.

(ответы детей)

8. Беседа о технике безопасности.

(Педагог по одной показывает карточку, дети рассказывают)

— У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.

— Почему?

— Ребята, вы знаете  правила обращения с электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности. Помогут нам  карточки-схемы.

 

Вопросы к детям:

1. Что означает эта карточка?

2. О чем предупреждает эта схема?

3. О чем рассказывает эта карточка?

(Ответы детей). 

9. Электричество в природе.

(Презентация, слайд 2-5).

— Дети,  как вы думаете, в природе можно встретить электричество?

— Кто во время грозы видел молнию? Так вот разряд молнии  это тоже разряд электричества.

 Посмотрите на фотографии. Небо как будто бы злиться и пускает на землю стрелу. У молнии очень мощный эл. разряд и опасен для жизни человека. Нельзя во время грозы прятаться под деревьями. Деревья притягивают молнии, а через низ и через землю разряд может попасть в наше тело, причинить большой вред здоровью.

— Кто  слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем  одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется — «статическое электричество».

10. Экспериментирование.

(Звучит музыка)

— Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то  с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
— Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно.

— Вот мы и в волшебной стране. А я тоже хочу быть волшебником, и попробую показать вам интересный фокус.

— Что лежит под стеклом?

(Я попробую заставить их двигаться.  У меня есть  варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает  пластик шерстяным лоскутком).

 Накрываем коробку с шариками.  Что происходит с шариками?

Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

— Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?

(Дети садятся вокруг стола. Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).

разноцветные шарики из пенопласта).

(они зашевелились, запрыгали…).

Опыты.

1. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает  повесить их на стену.

— Почему этот шарик висит, а другие падают?

Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте.  Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество,  и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.


2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки
(показывает бумажных бабочек разложенных на подносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?

А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.

-Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите воздушные шары. Сейчас закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять - вот мы  опять в нашей группе.

(Дети пытаются повесить их на стену.).

(предположения детей).

(Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно).

11. Итог. Обратная связь.

— Какие вы молодцы! О чем мы с вами говорили сегодня? Кому что запомнилось?

— Ребята, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. У меня есть фигурка человечка. Посмотрите — это я. Сейчас моя фигурка пойдет гулять. Если вам понравилось наше занятие, то вы над моей головой прикрепите веселое солнышко. А если нет —  то хмурую тучку. Вот так я и узнаю, понравилось вам или нет.

Педагог благодарит детей за солнышки и выяснеет если есть почему дети  прикрепили тучку)

—  Спасибо,  вам ребята. До свидания.

(Дети прикрепляют над фигурой человека солнышки или тучки.

Карточки (Приложение 1)

1. Электроприборы могут ударить током,  стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т.д.

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам, не дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

5. Нельзя стоять под деревом во время грозы.

6. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старшего дошкольного возраста Тема: «Безопасная прогулка»

Конспектинтегрированного занятияпо познавательно-исследовательской деятельностидля старшего дошкольного возрастаТема: «Безопасная прогулка» Разработали:Соколова Наталия Викторовна,старший воспита...

Программа организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по теме "Водоплавающие птицы"

В материале представлена презентация программы организации познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте по теме "Водоплавающие птицы"...

Программа организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста "Удивительные камни"

Ребёнок привёз с моря и принёс в группу необычный камень. Дети захотели узнать, какие ещё бывают удивительные камни......

«Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной»

Материал содержи практические рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе организации работы естественнонаучного направления- згакомство детей с космосом и Вселе...

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста по теме "Посуда"

Развивать у детей любознательность. Продолжать знакомить с предметами столовой, чайной, кухонной посуды; с историей ее появления, развития и совершенствования. Закреплять у детей обобщающее понят...

Особенности организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.Формирование познавательных интересов и познавательных ...

Консультация для педагогов «Организация познавательно исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Познавательно - исследовательская деятенльность с детьми старшего дошкольного возраста...