Конспект ИОС "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Сухина Виктория Викторовна

Ознакомление детей с признаками осени и осенними явлениями.

Формирование умения самостоятельно выделять первые признаки осени в неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx146.31 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

         детский сад комбинированного вида  № 11 «Теремок» поселка Псебай

муниципального образования Мостовский район

План - конспект игровой образовательной ситуации

для детей среднего дошкольного возраста

                       «Волшебница осень»

                                                                           

Подготовили воспитатели:

        Виктория Викторовна Сухина,

        Юля Константиновна Лубянова

п.г.т. Псебай, 2015 г.

Цели: 

Познакомить детей с признаками осени и осенними явлениями.

Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки осени в неживой природе.

Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных.

Задачи:

«Социально -коммуникативное развитие»

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

-формирование готовности  детей к совместной деятельности со сверстниками.

 «Речевое развитие»

-развивать разговорную речь детей, понимать смысл стихотворений;

-согласовывать текст, с движениями.

«Художественно-эстетическое развитие»

Воспитывать  умение видеть красоту природы , наблюдательность , умение слушать.

 «Познавательное развитие»

Систематизировать  знания о временах года.

Развивать устную речь  детей , обогащать их словарный запас.

 «Физическое развитие»

-создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности;

-содействовать развитию основных движений.

Оборудование и атрибуты:

Проектор

Компьютер

Презентация: «Волшебница осень»

Предварительная работа:

·       Наблюдения за живой и неживой природой.

·       Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

·       Рассматривание картин и репродукций об осени.

·       Чтение художественной литературы. (П. Вяземский «Осень», А. Майков «Пейзаж», Н. Павлова «Растения осенью».

·       Заучивание стихов, отгадывание загадок. (Е. Благинина «Осень»)

Ход игровой образовательной ситуации:

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

- Верно. Мы сегодня поговорим об осени.

А  кто знает, сколько месяцев длится осень?

Ответы детей

Воспитатель: Назовите осенние месяцы

Ответы детей

   Воспитатель: Давайте посмотрим, чем  осень отличается от других времен года?

    В этом нам поможет наш волшебный экран. (на экране картина Осень) Слайд2

·       Какое время года мы видим на картине?

·       А какой период осени?

·       Какое настроение вызывает у вас картина? Как бы вы ее назвали?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним приметы осени. (Слайд 3)

Называют сентябрь «запевалой осени» или «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют. Становится золотистой листва деревьев и кустарников.  

В сентябре дни становятся короче. Солнце уже не поднимается так высоко, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветра.  (слайд 4)

В сентябре часто идут дожди, но не теплые, летние, а холодные, мелкие, моросящие. Небо затянуто серыми облаками , стелются туманы. В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда. (слайд 5)

В это время созревают на дубе желуди, на орешнике – орех. В лесу на старых замшелых пнях появляются дружные семейства опят. Прячутся под  опавшими листьями подберезовики, сыроежки, грузди, белые грибы. (слайд 6)

Сентябрь носит ещё одно название «месяц  птичьих стай». Осенью многие птицы улетают на юг – в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, птицам нечего есть – исчезают насекомые и растения - трава и листья деревьев. ·      

 Назовите птиц, которые улетают от нас?

·       Каким, одним словом их можно назвать?

·       А как назовем птиц, которые остаются с нами зимовать?

·       Назовите зимующих птиц.

·       Зимой птицам жить тяжело, они летают стайками. Так легче прокормиться.

·       Как мы можем помочь птицам зимой?(слайд 7) Ответы детей

Воспитатель: С полей и огородов убирают урожай овощей. А как вы думаете, какие овощи убирают осенью?  

Ответы детей.

– Верно: урожай картошки, капусты, свеклы, моркови. (слайд 8)

Ребята, мы с вами узнали все про сентябрь. Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось? Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется второй месяц осени и какие происходят изменения в природе? (слайд 9)

Ответы детей

Воспитатель: Второй месяц осени называется: Октябрь – листопад, грозник.
Ветры- листодёры срывают с леса последнее платье.
Воздух совсем опустел. Идет  дождь…(слайд 10)

ОКТЯБРЬ – второй месяц осени, месяц воды.
Всё чаще по утрам затягиваются лужи ледком (слайд 11)

 «Листья на деревьях становятся жёлтыми и красными, дует сильный ветер, качает ветки деревьев и листья падают на землю» (слайд 12)

Воспитатель:   Давайте поиграем:

Ветер подул:

«У-у-у-у».

И с деревьев листья сдул… 

«У-у-у-у»

Полетели, закружились

«Ф-ф-ф-ф».

И на землю опустились. 

«Ф-ф-ф-ф».

Воспитатель: «Дети, почему опадают листья с деревьев?»

Ответы детей

Воспитатель: Когда на землю падает много листьев, это  явление называется листопад, (слайд 13)

Ребята, а вы знаете как зимуют в лесу дикие звери?

Ответы детей

Воспитатель: Многие животные осенью как и люди начинают «утепляться» – их шерсть становится гуще и пушистее. С такой густой и пушистой шерстью они точно не замерзнут зимой! (слайд 14)

Осенью звери стараются сделать побольше запасов еды на зиму. Ведь зимой добыть еду не так уж просто! Они складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупла. (слайд 15)

Ребята, а вы знаете, как называется третий  месяц осени? (слайд 16)

Ответы детей.

Воспитатель: Третий месяц осени называется Ноябрь – полузимник. А какие изменения происходят в ноябре?

Ответы детей.

Воспитатель: Все листья с деревьев осыпались, небо затянуто серыми тучами. Такая природа бывает поздней осенью. (слайд 17)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки - на листьях и траве появляется иней (слайд 18)

От холода замерзают лужи (слайд 19)

Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается наше путешествие по осени. Что нового вы узнали? Что больше всего вам запомнилось? А что понравилось?

Ответы детей

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам на прощание послушать осеннюю песенку.

 (слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....