ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ «НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ О ВОДЕ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы по экологии и художественному творчеству с включением детского экспериментирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_dlya_uchmed.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЭКОЛОГИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
«НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ О ВОДЕ»
Быковец Лидия Карповна, воспитатель
МБДОУ г. Мурманска № 125
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей со свойствами воды с помощью опытов (Как движется вода? Почему одни тела тонут а, другие нет?)
- Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
- Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов - закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- Формировать осознанно-правильное отношение детей к объектам природы родного края.
- Учить складывать корабль из бумаги методом Оригами с помощью пооперационной карты.
Развивающие:
- Развивать любознательность детей.
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
- Прививать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Просмотр презентации по теме: «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Материал: кроссворд, прозрачные контейнеры, видео картинки по теме: Голубая планета, погубленные деревья вблизи Мончегорска, карта про морские течения, пооперационная карта «корабль», свечи, материал для опытов, глобус, звуки дождя
Ход образовательной деятельности:
Часть 1. Вводная
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, для почемучек, которые любят познавать новое. А о чем мы сегодня будем говорить, нам подскажет кроссворд. Помогут нам в этом загадки.
1. Он так бесстрашен и могуч, Что не боится горных круч-Привык он с них всю жизнь срываться И головою вниз бросаться, И, поднимая тучи брызг о камни разбиваться вдрызг! (водопад)
2. Над лесами, городами, Над просторами полей. Проплывают караваны Небывалых кораблей. Держат путь вокруг земли Эти чудо корабли (облака)
3. Меня ждали, Меня звали, Показался - убежали (дождь)
4. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (роса)
Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось в красном прямоугольнике. Давайте все вместе его прочитаем (Вода)
Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой». Как вы думаете почему? (Показ слайда с изображением земли, вид из космоса.)
Вношу глобус (обводит указкой всю воду на земле.) Все, что вы видите на планете Земля голубого цвета – это и есть вода
Вся воду на Земле – назвали Мировым океаном. А вот для того чтобы людям было удобнее ориентироваться в этом огромном водном пространстве, люди разделили его …
Как разделили Мировой океан? (на океаны, моря, реки, озера) А какие океаны вы знаете? (Тихий океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, Индийский океан) Вы, наверное, все ездили отдыхать на море? Какие же моря вы знаете?
(Черное море, Красное море, Мраморное море. Баренцево море. Карибское море) Какие реки вы знаете? (Волга, Кола, река Москва, река Нева. Реки в Мурманской области: Кола, Тулома, Фадеев ручей; озера в Мурманске: Семеновское озеро Глубокое)
Молодцы! Много океанов, морей и рек вы знаете. Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас дальше (дети садятся за столы, поставленные в полукруг) А пока давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (Держу в руке емкость с водой) Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, соленая, морская, прозрачная, газированная, бесформенная. и т.п.) Вода-жидкость. Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.)
Кому еще нужна вода? (Животным, птицам и т. д., растениям)
Часть 2. Опыты
Как вода питает растения?
Опыт 1. Как движется вода? (рассказать про стебель сельдерея, дать детям лупу) Вы видите маленькие дырочки, через которые вода поднимается к листьям. Вода в тонких трубочках поднимается вверх, словно что то ее притягивает к листьям. Это явление называется капиллярностью.
ВОПРОС: Явление капиллярности как то помогает деревьям? (да, оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направляют ее к листьям)
ВОПРОС: Что случиться с деревьями если в воду попадут отравленные, вредные вещества? (они погибнут, засохнут, заболеют, будут плохо расти) К сожалению, такое случилось у нас в Мурманской области. (Показать картинку про экологическую катастрофу Мончегорска, Кировска ) Беречь природу! Явление капиллярности поможет нам в проведении следующего опыта.
Опыт 2. Цветок-оригами (бумажный закрытый лотос пускаю на воду, и лепесточки раскрываются) Чудо случилось. Если все хорошо. То планета Земля останется прекрасной и удивительной, как этот цветок.
Опыт 3. Почему одни тела тонут, а другие нет? Мы сейчас выясним. Нам подскажет эксперимент ( пластилин, тазик, вода)
Ход опыта: 1.наполнить тазик водой 2.Сделать из пластилина лодочку и пустить на воду. 3.Вытащить лодочку, смять в комок и опустить в воду.
Лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно. Почему? Потому что чем больше воды вытесняется предметом, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Лодочка вытесняет воду не только своим телом, но и своими пустотами, а комок тонет - мало вытесняет воды, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они оставались на поверхности. Плавучесть предмета часто зависит от его формы.
Корабли строят из металла, они не тонут, так как внутри корабля есть воздушные полости. Если подводной лодке нужно погрузиться, то ее воздушные полости заполняются водой, а если нужно всплыть, то воду из полости вытесняют сжатым воздухом, который хранится в специальных баллонах.
Опыт 4. Тепло приводит воду в движение (требуется прозрачная емкость маленькая стеклянная баночка с пробкой, цветные чернила, вода)
Ход опыта. 1. Наполнить емкость холодной водой. Капнуть несколько капель чернил в маленькую баночку, наполненную горячей водой и закрыть баночку. 3. Опустить баночку на дно большой емкости и снять крышку.
Окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через небольшое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз. Почему так происходит? Это потому что вода состоит из маленьких частиц, называемых молекулами. Тепло увеличивает скорость их движения. Они отталкиваются друг от друга. Вода становится менее плотной и поэтому более легкой. Вот почему окрашенная горячая вода плавает над холодной. Как только вода остынет, она смешается с остальной водой (показать картинку про морские течения.) Теплое течение Гольфстрим зарождается в Карибском море, достигает берегов Европы и смягчает их климат (в каком море зарождается течение Гольфстрим?)
Вопрос: Как течение Гольфстрим помогает нашему Кольскому заливу?
Физминутка:
«Ходят капельки по кругу» (Круговорот воды в природе)
Воспитатель - мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими (2 человека) веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Часть 4. Оригами «Кораблик»
Сидя за столами. Ребята, мы с вами живем в городе Мурманске. Мурманск называют город-порт. А почему, как вы думаете? Разные корабли приходят в порт. Я называю назначение корабля, а вы название флота. Военные - военный флот; ловят рыбу - рыболовецкий флот; ледоколы - ледокольный флот; спасатели - спасательный флот; перевозят пассажиров – пассажирский флот. Я предлагаю вам сделать свой корабль и приписать его к любому флоту, дать ему название, что бы можно было с ним связаться, когда он в море.
Посмотрите, какой кораблик можно сделать. Его легко сделать из обыкновенного листа бумаги квадратной формы.
Сначала проведем эксперимент: опустим в воду 2 листа бумаги. Это обычный листочек, а другой я натерла восковой свечой. Расскажите, что вы увидели? (Простой лист бумаги размок и стал тонуть, а лист со слоем воска не размок и остался на поверхности воды) В случае с листочком без воска мы наблюдаем явление капиллярности. Вода проникает в самые маленькие пространства между волокнами бумаги и заполняет их, бумага набухает и тонет. Как вы думаете, из какого листа бумаги лучше сделать кораблик? Да, что бы кораблик дольше держался на воде, мы обработаем бумагу свечой с двух сторон. Возьмите лист любого цвета и натрите его свечой. Работу начинайте с верха листа и наносите воск слева направо. (Дети покрывают листы бумаги тонким слоем воска)
Пальчиковая гимнастика:
Маленький мальчик в маленьком море (руки в стороны, вращаем кисти рук)
На маленькой лодке плывет (ладони лодочка, вперед-назад)
Маленький ветер (взмахи руками)
По маленьким волнам (Волнообразные движения рук)
Лодочку гонит вперед (ладони лодочкой от груди вперед)
К маленькой пристани
В маленький город (развести руки в стороны, выполнять круговые движения кистями.)
Мальчик приплыл наконец (хлопки в ладоши)
Маленький парус спущен на мачте (Положить ладошки на стол)
И маленькой сказке конец (хлопки в ладоши)
У меня есть пооперационная карта. Посмотрите на нее внимательно. Кораблик складывается из квадратного листа бумаги. Обратите внимание, как я буду складывать.
1.Я кладу лист бумаги квадратной формы перед собой.
2.Совмещаю углы так, чтобы получилась базовая форма «книжка», или блинчик
3.Сворачиваю ещё раз - получился маленький квадратик.
4.Разворачиваю форму и нахожу центральную точку.
5.К центру квадрата опускаю все четыре угла, вершины углов должны встретиться в центре квадрата «поздороваться», а не заходить один на другой, «не наступать друг – другу на ноги», иначе уголки поссорятся и фигурка не получится.
6.Получившийся квадрат (конверт) переворачиваем и снова отгибаем углы к середине.
7.Получился совсем маленький квадрат.
8.Подул ветер и перевернул фигурку.
9.Уголки снова встречаются в центре квадрата, пальчики – утюжки старательно проглаживают сгибы.
10. Переворачиваем фигурку.
11. Теперь пальчик превращается в мышку и бегает по уголкам, отгибая их. Вот и две трубы, а вот и корпус (дети выполняют вместе со мной или после меня, а я направляю, подсказываю, задаю вопросы).
Ну вот, наши корабли и готовы, Вы, ребята, все хорошо потрудились. Пароходы получились красивые, прочные, аккуратные.
Можно смело отправляться в дальний путь (пароходы плывут под музыку, гудок, плеск волн). На фоне музыки читаю стихотворение: «Ветер по морю гуляет, и кораблик подгоняет.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование образовательной деятельности с детьми по художественному творчеству по теме: « Игрушка не простая – дымковская, расписная»
Здесь представлен примерный план работы с детьми по ознокомлению с дымковским народным промыслом, проходящий через все виды деятельности дошкольников....
Непосредственная образовательная деятельность по ФЦКМ с художественным творчеством - аппликацией в средней группе
Интегрированное занятие для детей среднего возраста по патриотическому воспитанию...
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе Художественное творчество. Рисование. «Дом для зайчика»
материал предназначен для педагогов детских садов...
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе Художественное творчество. Аппликация. «Скворечник для скворца»
Предназначено для педагог детских садов....
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Художественное творчество. Рисование. «Овощи»
предназначено для педагогов ДОУ...
Непосредственно образовательная деятельность по экологии для детей в подготовительной группе "Волшебница вода
экспериментирование в подготовительной группе...
Конспект занятия «Путешествие в страну музыки». Образовательная область: музыка Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Художественное творчество». Виды деятельности детей: творческая, коммуникативная, позн
Конспект занятия «Путешествие в страну музыки». Образовательная область: музыкаИнтеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Социализация&raq...