Конспект НОД "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вайлерт Инна Анатольевна

Конспект виртуальной экскурсии "Насекомые" составлени и проведен в летний период в подготовительной группе, с целью обобщения знаний о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_nasekomye.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать представление о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать представление о многообразии насекомых.
  • Упражнять в различении и назывании насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).
  • Уточнить представления о пользе насекомых.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, бережное отношение к насекомым.

Развивающие:

  • Развивать зрительную память.
  • Обогащать словарный запас по теме.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Материалы и оборудование: Предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Фланелеграф, цветы из бумаги, дидактические игры: «Разложи по группам», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом». Сюжетные картинки, на которых показано превращение гусеницы в бабочку. Стол, покрытый зеленой тканью, письмо, игрушки насекомых (пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха, паук).

Предварительная работа: 

Чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика»

В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук».

Подвижные игры с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики».

Наблюдение за насекомыми в весенне - летний период на прогулках.

Ход занятия:

I Организационный момент

Упражнение  « Перекрестные шаги»

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

  Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

  Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на нем лежат цветы и письмо.  

Воспитатель: Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? (Читает  письмо)

- «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

Воспитатель: Ребята, с насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь?

II Основная часть

Воспитатель читает стихотворение:

 

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук.

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим насекомым  

Скорее  помоги!

Воспитатель: А чтобы помочь насекомым, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. (Воспитатель берет волшебный  цветок и произносит слова)

- Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!».  

- Вот мы  с вами превратились в насекомых и летим на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

Загадки:

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом  (муравей).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок (бабочка).

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки  (божья коровка).

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? (насекомые).

- Что общее у всех насекомых? (у всех насекомых по 6 лапок).

- А паук – это насекомое? (нет, не насекомое).

 Воспитатель:  Все пауки являются хищниками, питаются преимущественно насекомыми. Пауки ловят добычу при помощи паутины. Поймав добычу, паук убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительные соки. По истечении некоторого времени (обычно нескольких часов) паук высасывает образовавшийся питательный раствор.

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным? (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых? (бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравьи? (пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск, муравьи разносят по лесу семена многих растений, бабочки опыляют цветы).

- Назовите вредных насекомых? (муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений).

-  Молодцы все загадки отгадали, и  мы  спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдемте дальше.

Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка (идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! (останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен! (идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу, (останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу! (трясут другой ногой).

5. И потопаю потом, (топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель: Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.

(садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.)

Игра  «4 лишний»

Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.     

- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

Игра «Разложи бабочек на группы»

Воспитатель: Посмотрите,  какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить бабочек по группам.

- По какому признаку  можно разложить бабочек? (по форме, по цвету, по величине) Дети выполняют задание.

- Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются игрушки кузнечика и жука).

Воспитатель: Продолжим  путешествие.  

 Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

 Появляется гусеница (игрушка):

- Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли.

Воспитатель: Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.

- Что сначала откладывает бабочка?    (Бабочка откладывает яйца).

- Кто появляется из яйца?                     (Из яйца появляется гусеница)

- Что делает гусеница?                          (Она питается листьями и растет.)

- В кого она превращается?                  (Гусеница превращается в куколку)

- Кто выходит из куколки?                      (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать).

Воспитатель: Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку  по  картинкам.  

Рассказы по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась   гусеница.        
  • Гусеница питалась листьями и росла.        
  • Потом гусеница превратилась в куколку.          
  •  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

III Итог занятия

Воспитатель: Вот и подошло наше  путешествие  к концу, какие вы все  молодцы,  что помогли насекомым.  Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

Посмотрите, какая полянка стала красивая. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться домой.

(Воспитатель  берет волшебный цветок и произносит слова)

-  Закройте глаза и повторяйте за мной:

-  Ты цветочек, помоги и в людей нас преврати! (дети открывают глаза).

Воспитатель: Вам понравилось быть насекомыми?

- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

- Какая игра вам больше всего понравилась?

- Вы все сегодня были молодцы!