Наблюдения на прогулке
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Перспективное планирование

совместной деятельности педагога с детьми

старшей группы

Наблюдения на прогулке

   Месяц

                                        Содержание

Методические приемы

                                                                          Сентябрь

Осень в нашем городе.

Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах. 

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение за ветром.

Закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.

Наблюдение за солнцем

Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием "продолжительность дня".

Наблюдение: осень наступила –тепло забрала

Дать детям понятие о том, что когда наступает осень, изменяется высота состояния солнца, оно перестает прогревать воздух, дни становятся короче, а ночи – длиннее, люди одеваются теплее. 

Наблюдение за дождливой погодой.

Познакомить с наиболее типичными особенностями  осени — дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.

Наблюдение за трудом взрослого на огороде.

Активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе урожая.

Наблюдение за сезонными изменениями.

Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах.

Наблюдение за облаками.

Побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений; закреплять знания о неживой природе.

Октябрь                                      

Наблюдение за сезонными изменениями.

 Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах. 

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение: знакомимся с деревьями.

Уточнять понятия "дерево", "куст". Объяснить, как отличить дерево от куста.

Наблюдение за  многообразием осенних листьев.

Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — "листопад".

Наблюдение за работой дворника.

Расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.

Что нам подарила осень?

Закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.

Наблюдение за собакой.

Закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Наблюдение за осенними туманами.

Познакомить детей с явлением, характерным для осени,- туманом, рассказать, как он образуется, наблюдать за ним.

Наблюдение  за первым снегом.

Закрепить знание признаков осени. Уточнить, почему тает первый снег.

                                    Ноябрь

Наблюдение за сезонными изменениями

Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах. 

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение за рябиной.

Продолжать знакомить детей с рябиной.

Наблюдение за облаками

Побуждать к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений;  закреплять знания о неживой природе.

Наблюдение за свойствами воздуха.

Закрепить знания детей о свойствах воздуха. Закреплять знания о неживой природе.

Наблюдение: Улетают птицы.

Обратить внимание детей на то, что осенью птицы собираются стаями, готовятся улетать в теплые края; закрепить знание о перелетных птицах.

Наблюдение за ветром

Закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.

Наблюдение: поздняя осень.

Показать детям, что после первых заморозков над землей образуется иней  на сухой траве, на кустах, а когда пригревает солнце, он тает. Учить определять есть ли ветер, используя вертушки.

Наблюдение  за снегом.

Закрепить знание признаков поздней осени. Уточнить, почему не тает снег.

Декабрь                                                    

Наблюдение за сезонными изменениями

Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение за птицами зимой

Формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Наблюдение за состоянием природы

Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Морозный  солнечный  денёк.

Сформировать  у  детей  представление  о зиме.

Наблюдение за работой дворника

Продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте;

прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Наблюдение за синицей

Продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Наблюдение ветром.

Познакомить  детей  с  такими  явлениями,  как  «метель»   и  «вьюга».

Наблюдение за снегом.

Познакомить  со  свойствами  снега,  с  сезонным  явлениям – снегопадом.

                                      Январь

Наблюдение за снегопадом.

Формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение за елью на участке.

Уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Наблюдение за зимующими птицами.

Закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;

воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Наблюдение  за  деревьями зимой.

Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой.

Воспитывать бережное отношение к растениям (не задевать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются).

Наблюдение за елью.

Закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев.

Наблюдение за вороной.

Расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Наблюдение за снегирем.

Формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомить с характерными особенностями снегиря.

Наблюдение за солнцем.

Продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.

                                                         Февраль

Наблюдение за снегом и льдом.

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение за голубями.

Закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Знакомимся со свойствами  льда.

Познакомить   с  сезонными  явлением – гололёдом,   со  свойствами  льда.

За  окном  мороз.

Закрепить  знания  детей  о  зимнем  явлении – морозе.

Наблюдение за сезонными изменениями.

Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Наблюдение за елью.

Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Наблюдение за ветром.

Формировать представление об одном из признаков

зимы — метели; — учить определять направление ветра.

Наблюдение за легковым автомобилем.

Продолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

                                  Март

Наблюдение за сосной.

Уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение за  деревьями.

Показать  детям  деревья:  берёзу,  ель,  разобрать  отличительные   признаки.

Зимние  забавы.

 Закрепить  знания детей  о  назначении  зимних  построек.   Повторить  правила  поведения  на  прогулке.

Вода.

Знакомить со свойствами воды, различными ее состояниями;

способствовать развитию экологического мышления, эрудиции, эмоциональной сферы.

Вода.

Продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.

Вода

Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Наблюдение за легковым автомобилем.

Продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность;

воспитывать положительное отношение к людям труда.

Наблюдение за работой шофера.

Уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин;

развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых.

                                              Апрель

Весна.

Формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Весна.

Помочь обнаружить связи между теми или иными  признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.

Весна.

Закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях;

дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.

Наблюдение за проталинами.

Учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;

формировать знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе.

Жизнь животных весной.

Закреплять знания о собаке, ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде; воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

Наблюдение за вороной.

Расширять представление о  птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Наблюдение за голубями.

Закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними

Наблюдение за птицами на участке детского сада.

Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память;

  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.

                                                                                         Май

Наблюдение за проклюнувшимися почками березы.

Продолжать знакомить с березой, ее особенностями в весеннее время года.

Беседы.

Художественное слово.

Наблюдения.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки по теме.

Наблюдение за рябиной

Закрепить знания о рябине; отметить, какие изменения произошли с ней весной.

Наблюдение за тем. Как город готовится к празднику «День Победы».

Закрепить знания о празднике ; отметить, какие изменения произошли с городом.

Наблюдение за деревьями, как распускаются листья.

Отметить, какие изменения произошли с деревьями  весной.

Наблюдение за одуванчиком.

Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

Наблюдение за первой весенней травой.

Формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Наблюдение за комаром.

Расширять представления об особенностях внешнего вида комара;

формировать реалистические представления о природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...