Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию "Как от холода спастись"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

михайленко марина николаевна

 

Конспект  непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Ведущая  образовательная  область:  «Познавательное развитие»

 с интеграцией других образовательных областей.

Тема:  «Как  от  холода  спастись».

 Цель: создать условия для формирования у детей представлений о свойствах  разных материалов, используемых при изготовлении сезонной одежды.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить представления об одежде, её назначении и материалах из которых она сшита.

2. Познакомить со свойствами разных материалов (синтепон, ватин, пух, мех) из которых изготавливается одежда.

3. Формировать умения группировать одежду в соответствии с сезоном.

Развивающие:

1. Развивать поисково-познавательный интерес, за счёт вовлечения детей в опытную деятельность.

2.. Уточнять, расширять и активизировать словарь словами обозначающие материал и его свойства.

3. Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

4. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы  на основе практического опыта.

5. Вырабатывать направленную воздушную струю.

Воспитательные:

1.Воспитывать отзывчивость, щедрость.

2.Воспитывать умение работать в группе, договариваться со сверстниками.

3.Воспитывать вежливое обращение к окружающим.

Здоровьесберегающие технологии:

1.      Развитие речевого дыхания, вырабатывать направленную воздушную струю;

2.      Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое.

 

Материалы и образовательные ресурсы (оборудование): Лёд, горячая вода для опыта. Кусочки меха, пуха, синтепона, ватина, шерстяная ткань, болонья, замша. Картинки с изображением одежды. Символы, изображающие времена года. Мольберты. Планшет для показа презентации.

 

Предварительная работа: Подготовка к проведению исследования "Сохранение температуры". За полтора часа до занятия, на глазах у детей бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом пакете нужно завернуть в одинаковое количество слоёв бумаги, положить под одеяло. Такую же бутылочку с водой и кусочек льда надо оставить на столе в группе.

 

Технологии обучения: технология исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии.

 

Методы и приёмы:  создание проблемных ситуаций и ситуаций совместных переживаний, методы стимулирования, демонстрация опыта, демонстрация презентации, беседа, художественно-выразительное слово, дидактическая игра, метод  взаимной проверки, метод  закрепления и повторения

Продолжительность занятия 25 минут.

 

ХОД НОД:

 

1этап. Организационный момент:

Дети собираются возле воспитателя.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

И каждое утро длится до вечера.

Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение.

 

2 этап. ОСНОВНОЙ

1)      Мотивационно – ориентированный этап

Воспитатель: Ребятки,  на  электронную почту нашего детского сада пришло для нас видеописьмо.

Давайте, посмотрим на экран. (Дети подходят к планшету)

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джек, мне 5 лет, я живу в Африке! У нас всегда тепло и светит солнце, поэтому я и мои друзья носим только лёгкую, летнюю одежду. Я очень хочу приехать к вам в гости, посмотреть на золотую осень, но говорят у вас холодно! Как же мне быть?»

Воспитатель: Ребята, подумайте, как  ему быть? 

ответы детей: надеть одежду

Воспитатель: Какую одежду? 

ответы детей: тёплую

Воспитатель:  Вы же помните, что он сказал нам в своём обращении?

ответы детейчто он носит только летнюю одежду, потому что в Африке всегда тепло

Воспитатель:  А это значит, что у него нет тёплой одежды.

Что же делать Джеку?

ответы детейсходить в магазин и купить тёплую одежду.

Воспитатель:  В Африке не продаётся тёплая одежда. Что ещё вы можете предложить?

ответы детейнадо подарить ему тёплую одежду.

Воспитатель:  Хорошая идея, но не забывайте, что Джек живёт далеко в Африке. Как же мы передадим ему наш подарок?

ответы детей:  отправим посылку.

Если дети не выдвигают этой версии, помогаю им наводящими вопросами.

Знаете, ребята, вот я недавно получила по почте посылку с очень для меня нужной вещью, которая у нас не продаётся.

А как вы думаете, можем ли мы отправить посылку  Джеку?

ответы детей:  конечно, можно, да.

Воспитатель: Какие вещи мы ему отправим?

ответы детей:  тёплые

Воспитатель:  Почему тёплые?

ответы детей:  они согреют, не дадут замёрзнуть, помогут сохранить тепло.

Воспитатель: Представляете, наш опыт, который мы начали делать до завтрака оказался как нельзя, кстати, он поможет нам кое в чём разобраться.

Воспитатель:  Приглашаю вас пройти в уголок экспериментирования и посмотреть, что же там произошло.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы делали утром?

Дети:  в бутылку налили горячей воды, а в пакет положили лёд. Всё завернули в несколько слоёв бумаги. А другую бутылку с водой и пакет со льдом оставили на столе.

Воспитатель:  Посмотрим, какие результаты мы получили.

 (дети рассматривают результаты опыта, трогают, сравнивают, обсуждают).

Воспитатель: Что же мы видим?

Ответы  детей: Вода и лед, завернутые в бумагу - частично сохранили свои свойства.  А вода и лёд, оставленные на столе потеряли эти свойства.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ответы детей: чтобы сохранить тепло или холод любого предмета нужно плотно упаковать его.

Воспитатель: Вспомните, как переносят зимой цветы?

 Ответы детей:  их заворачивают в бумагу.

Воспитатель:  Верно, упаковка сохраняет цветы от холода. Несколько слов бумаги или ткани содержат в себе больше воздуха, который помогает сохранить температуру того, что завёрнуто в них, а  людей от холода спасает не бумага, а  что………

Ответы  детей:   одежда.

Воспитатель: Ребята, когда мы собираемся на прогулку, вы надеваете на себя разную одежду. Назовите какую? 

Ответы детей: кофточку, колготки, джинсы или штанишки, курточку и т. д

Воспитатель:  Правильно, вот, сколько одежды мы надеваем на себя. Есть такое выражение, ты одет как капуста. Ребята, объясните, как вы понимаете это выражение?

Предполагаемые ответы детей:  это когда много одежды надето.

Воспитатель:  А как вы думаете, хорошо это или плохо?

Предполагаемые ответы детей:  хорошо, чтобы не замёрзнуть, плохо, жарко, неудобно двигаться и т.д

Воспитатель подводите итог:  Да и вы ребята и вы правы. Это выражение может иметь разное значение .  Если  на улице тепло, то нам будет жарко в такой многослойной одежде. А если на улице холодно, то много слоёв одежды помогает сохранить температуру вашего тела. Поэтому вы не замерзаете. Как в нашем опыте.

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, из каких материалов шьют одежду?

Ответы детей: Нет.

ВоспитательА что же делать, когда чего – то не знаешь?

Дети:  Можно узнать, почитать книгу, спросить у кого нибудь.

Воспитатель: Спросите у меня вежливо.

Дети:  Марина Николаевна, скажите, пожалуйста, из каких материалов шьют одежду?

Воспитатель:  Я с удовольствием, отвечу на ваши вопросы, для этого приглашаю всех в нашу мастерскую, и мы рассмотрим, из каких материалов шьют тёплую одежду. Проходите, присаживайтесь на стульчики. (Показ презентации "Материалы, из которых шьют тёплую одежду"; обследование материалов).

Во время просмотра воспитатель обращает внимание на осанку.

Слайд 1.

Одежду шьют и вяжут из разных материалов. Для зимней, весенней, осенней одежды используют шерстяные ткани, они тёплые, плотные, пушистые. А делают такую ткань из шерсти животных (овцы, козы, верблюда).

Слайд 2.

Для изготовления детской, спортивной одежды используют и современные синтетические ткани, такие как болонья, плащевая ткань. Они очень прочные, непродуваемые и непромокаемые.

Слайд 3.

Так же, для изготовления тёплой одежды, подходит такой материал как кожа и замша. Они очень прочные и износостойкие.

Слайд 4.

Однако, при очень низкой температуре воздуха на улице, одной только ткани бывает недостаточно. В этом случае, используют различные утеплители

Слайд 5.

Синтепон - это современный синтетический утеплитель, тонкие пластинки этого волокна соединяют между собой клеем. И получается многослойный пирог, который, как мы уже знаем, содержит в себе много воздуха, а, следовательно, помогают сохранить тепло. Он лёгкий и поэтому одежда утеплённая синтепоном очень лёгкая.

Слайд 6.

Следующий утеплитель, который использую при изготовлении тёплой одежды - это пух. Его собирают у водоплавающих птиц. Пух - это маленькое пёрышко с мягким стержнем, пух обладает высокой прочностью, лёгкостью, гигроскопичностью. Птичий пух используют благодаря своему свойству "Давать тепло без веса".

Слайд 7.

Ватин - это тёплое и воздушное полотно рыхлой структуры, выделяют две разновидности этого материала: хлопчатобумажный и полушерстяной. ватин используют для утепления пальто, детских комбинезонов, рабочей одежды и даже рукавиц.

Слайд 8.

Мех - это ещё один тёплый материал, из которого шьют тёплую одежду. Шапки, шубы, меховые жилетки согревают нас даже в самый лютый мороз. Мех греет за счёт большого объёма воздуха, находящегося между волосками.

Слайд 9.

На севере, где очень холодная зима, люди носят тёплую одежду. Её делают из оленьих шкур и меха других животных. Ворсинка меха северного оленя похожа на трубочку: так в шкуре оказывается больше воздуха и поэтому она очень тёплая.

Слайд 10.

И даже обувь народы севера делают из оленьих шкур, кто знает, как они называются? (ответы детей: унты)

Слайд 11-12

Демонстрирует разнообразие одежды народов севера.

Во время демонстрации слайдов, воспитатель пускает по кругу материал, который представлен в презентации, дети обследуют материал, отвечают на вопрос какой синтепон? пух? ватин? мех? на ощупь.

Ответы детей: лёгкий, мягкий, пушистый, невесомый, ласковый и т. д

Упражнение дыхательной гимнастики «Перья».

Воспитатель раздаёт перышки детям и предлагает подуть на него с разной силой.

1.      Глубокий вдох через нос, губы сложить трубочкой, выдох через рот медленно, тоненькой струйкой, чтобы перышко не улетело с наших ладоней.

2.      Сидя, удерживая перо на губах с помощью рук, сделать глубокий вдох через нос и одновременно задуть, опустить руки, постараться сделать так, чтобы перо поднялось в воздух и не упало.

 В конце упражнения делают вывод, что пух лёгкий.

Воспитатель:  Теперь мы знаем, как от холода спастись при помощи тёплой одежды. А ещё можно согреваться с помощью движений. Приглашаю вас, пройти  на наш коврик и подвигаться.

 

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз.

По дорожке мы шагали (ходьба на месте)

На занятие попали (повороты туловища)

Там посылку собирали, (имитируем движения руками)

Её Джеку отправляли

И на почту побежали (бег на месте)

1-2-3-4-5 будем глазками моргать

Глазки вправо, глазки влево (не поворачивая головы смотреть вправо-влево)

И вокруг обходит взор нашей осени ковёр (круговые движения глазами)

Глазки наши закрываем!

В жмурки с вами поиграем.

А теперь мы их откроем

Через речку мост построим (медленно переводят взгляд справа налево)

Мы вернулись в детский сад (наклоны туловища в стороны)

Там полным полно ребят!

Ножками потопали!

Ручками похлопали!

Воспитатель: Понравилась вам такая игра? (Да)

Предлагаю поиграть ещё в одну интересную игру.

Дидактическая игра «Подбери одежду по сезону»

Воспитатель: Дети, обратите внимание, у нас в группе стоят 4 мольберта, на каждом из них символ

 Давайте разделимся на команды! Предлагаю поделиться по дням рождения. В первую команду пойдут те, у которых день рождения зимой (показывает символ – снежинки), вы будете подбирать одежду к своему сезону или времени года.

Во вторую у кого день рождения летом (показывает символ – солнышко), подбирают одежду, которую мы носим летом.

В третью, у кого день рождение весной.

 ( показывает символ  - первоцветы), а вы подбираете одежду, которую носят люди весной.

В четвертую, у кого день рождение осенью (показывает символ – листочки), вы подбираете одежду для осени.

Воспитатель оценивает работу каждой подгруппы, выделяет наиболее активных детей. Предлагает проверить друг друга.

Воспитатель:  Мы с вами разделили одежду по сезонам.

А теперь вспомните, пожалуйста, на какое время года хотел посмотреть Джек? 

Ответы детей: на золотую осень.

Воспитатель: Значит, нам в посылку надо собрать, какие вещи?

Ответы детей: тёплые, осенние

На вешалке висит одежда на разные сезоны. Воспитатель предлагает подойти и выбрать одежду для Джека. Воспитатель вместе с детьми упаковывает посылку. Во время сбора вещей уточняет название тёплой одежды ( жилетка, кофта, колготки, брюки, куртка, шапка, шарф и т.д)

Воспитатель:  Какие вы молодцы! Вы правильно подобрали одежду для Джека, она его согреет и не даст замёрзнуть в холодные осенние дни.

 

3 этап. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Рефлексивно – оценочный.

Воспитатель:  Ребятки, что вы нового сегодня узнали?

Предполагаемые ответы детей: узнали много новых материалов, из которых шьют одежду, узнали, что одежда сохраняет тепло,  в результате опыта узнали, что и бумага сохраняет температуру того что в неё завёрнуто.

Воспитатель: Что для вас было сложного на занятии?

Предполагаемые ответы детей: подбирать слова, чтобы описать предмет, договориться между собой.

Воспитатель: Спасибо ребятки за сотрудничество, мне было интересно с вами заниматься!

А посылку я поставлю на свой стол, пойду с работы, зайду на почту и отправлю посылку Джеку.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к занятию2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Материалы из которых шьют тёплую одежду

Слайд 2

Для зимней, весенней, осенней одежды используют шерстяные ткани, они тёплые, плотные, пушистые. А делают такую ткань из шерсти животных.

Слайд 3

Для изготовления детской, спортивной одежды используют и современные синтетические ткани, такие как болонья, плащёвая ткань. Они очень прочные, непродуваемые и непромокаемые.

Слайд 4

Так же, для изготовления тёплой одежды, подходит такой материал как кожа и замша. Они очень прочные и износостойкие.

Слайд 5

Однако, при очень низкой температуре воздуха на улице, одной только ткани бывает недостаточно. В этом случае, используют различные утеплители. .

Слайд 6

Синтепон

Слайд 7

Пух, перо.

Слайд 8

Ватин

Слайд 9

МЕХ

Слайд 10

Одежда народов севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

В непосредственно образовательной деятельности дети познакомятся  с нетрадиционной техникой рисования  с помощью манной крупы, губной помады, уголька, песка.Научатся отгадывать загадки,...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ОО "Познавательное развитие"

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста ОО "Познавательное развитие" на тему "Все мы жители планеты Земля"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Дом дружбы»

Закреплять представления детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения и схемы. Закреплять навык соотнесения цифры с количеством. Упражнять в классификации предметов по д...