Проект "Самая вкусная профессия"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Баканова Ульяна Викторовна

В проекте "Самая вкусная профессия" представлен системный подход по профориентации старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Самая вкусная профессия"173.67 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.playing-field.ru/img/2015/052114/5407899

П Р О Е К Т

«Самая вкусная профессия» 

Составила:

Баканова

Ульяна Викторовна

Воспитатель первой кв.категории.

Ярославль 2016

Аннотация проекта:

В  проекте «Самая вкусная профессия» представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной тематике.  Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.

Введение

Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда).

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Актуальность: Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость, удовольствие и приносящее пользу людям.
Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия. Профессия повар — одна из древнейших в мире. В детском саду и в школе, на заводе и в угольной шахте, на борту океанского лайнера и в просторах космоса — всюду люди пользуются результатами труда поваров. В работе повара есть место выдумке, фантазии, изобретательности. От того, как накормит человека, зависит его настроение и здоровье.

Тип проекта: поисково-исследовательский, творческий, информационный, игровой.

Классификация: краткосрочный (4 недели)

Состав участников: групповой; участники: дети, родители, воспитатели, логопед, муз.руководитель, инструктор по физической культуре.

Возраст: 6-7 лет

Цель проекта: создать условия для формирования познавательной активности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора;
  • Обогащать представления детей о профессии повар;
  • Формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации;
  • Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации;
  • Закреплять правила личной безопасности в быту;
  • Поддерживать инициативу в проявлении творчества;
  • Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей, педагогов;
  • Продолжать совершенствовать предпосылки здорового образа жизни.

 Развивающие:

  • Развивать внимание и целостность восприятие детей обогащать представления детей о профессии повар;
  • Развивать любознательность, интерес профессии повар;
  • Развивать у детей умение использовать в речи логически построенные высказывания;
  • Развивать связную речь на каждом этапе и мероприятии проекта;
  • Развивать у детей способность создавать композиции из теста;
  • Развивать основные виды движений;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать игровую деятельность;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к труду.
  • Вызывать у детей желание оказывать помощь другим.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети узнали о специфике работы повара, его инструментах, личных качествах.
  2. Дети узнали о разных профессиях повара.
  3. Дети попробовали себя в роли повара-кондитера,
  4. Дети понимают значимость  профессий повара;
  5. Дети умеют организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
  6. Дети проявляют признательности и уважения к труду взрослых;
  7. Создание лэпбука «Самая вкусная профессия» ,
  8. Дети с родителями составляют книгу кулинарных рецептов.
  9. Создание «Древа профессий повара»
  10. Оформление мини-музея «Самая вкусная профессия»
  11. Организация видеоэкскурсий «Профессия моих родителей».
  12. Презентация профессии «Повар» на «Ярмарке профессий» для старших групп.
  13. Показ музыкальной сказки «Котята-поварята» младшим группам.

Проект включает в себя:

  • совместную деятельность воспитателя с детьми
  • проведение бесед,
  • организацию  просмотр видеоэкскурсий,
  •  наблюдение за работой повара,
  • чтение художественной литературы,
  • изготовление работ из соленого теста,
  • сюжетно-ролевые  игры,
  • дидактические и словесные игры,
  • чтение тематической литературы,
  • спортивные игры и соревнования,
  • оформление лэпбука для оформления мини-музея на тему «Профессия повар»,
  • создание «древа профессий повара».
  • совместную деятельность родителей и детей – поисковая деятельность для оформления «древа профессий повара».
  • организацию непосредственной образовательной деятельности на тему «Профессия повар»,
  • организацию репетиций музыкальной сказки «Котята-поварята» совместно с логопедом и муз.руководителем.

План мероприятий:

  1. Проведение НОД «Кем быть?»
  2. Видео-презентация профессий родителей группы.
  3. Видео-экскурсия на кухню детского сада,
  4. Проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Профессия повар»,
  5. Оформление лэпбука по теме для мини-музея,
  6. Проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Профессия повар-кулинар»
  7. Проведение совместного исследование о различных профессиях повара,
  8. Создание «древа профессий повара».
  9. Презентация профессии «Повар» на «Ярмарке профессий»,
  10. Представление музыкальной сказки «Котята-поварята».
  11. Проведение викторины «Самая вкусная профессия».

Этапы реализации проекта программы:

сроки

Содержание

Основные задачи

Подготовительный этап.

1 неделя

Проведение НОД «Кем быть?»

Видео презентация профессий родителей группы

Видеоэкскурсия и  рассказ Оксаны Валерьевны (мамы Насти Волковой) о своей работе повара, ответы на вопросы детей;

Наблюдение за детьми.

Проведение дидактических игр «Что лишнее», «Профессии»; «Ждём гостей», «Посуда».

Чтение художественной литературы:  Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»

Отгадывание загадок о профессиях, овощах, фруктах.

- раскрашивание раскрасок «Все работы хороши», «Овощи-фрукты».

-ручной труд: «Корзинка для продуктов»

Игры соревнования: «Посади и собери картошку».

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Подвижная игра «Повар и котята».

Определение детьми проблемы «Кем быть?»

Выбор темы проекта.

Создание развивающей среды (оснащение центров активности)

Пополнить уголок «кухня»;

  • внести атрибуты: фартуки, посуду, овощи, фрукты, микроволновку, столовые приборы ;
  • организация сюжетно-ролевой игры: «Поход семьей в кафе, ресторан»; «Приглашаем в гости»; «Обед для кукол»; «Пекарня», «Магазин хлебобулочных изделий»,

- внести дидактические и настольные игры: «Профессии»; «У кого что? »;  «Кто что делает»; «Чудесный мешочек»; «Варим суп и компот»; «Что лишнее?», «Хозяюшка»

- пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть? »; К. Чуковский «Федорино горе».

Составление «Системной паутинки» (виды деятельности, направленные  на реализацию проекта)

Планирование конечных продуктов.

Календарное планирование.

- поисковая работа по подбору материала для проекта;

- подбор художественной литературы;

- подбор соответствующих иллюстраций;

- подготовка наглядных пособий для   лепки из соленого теста;

- подборка загадок ,пословиц о поваре, посуде, овощах и фруктах;

-подбор пословиц и стихотворений о работе повара.

-подбор видео и фотоматериала.

- подборка мультфильмов на тему «Профессия — повар», «Тротро -повар»; «Бали — Я- повар»; «Пингвиненок  Пороро — гениальный повар».

Основной этап

2 неделя

Беседа с детьми о профессии повар.

Видео-экскурсия на кухню детского сада,

Интерактивная экскурсия в кафе на кухню, где работают повара.

Проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Профессия повар»,

Проведение дидактических игр «Что лишнее?», «Профессии»; «У кого что?»;  «Посуда» .

Д/упражнение «Подумайте, с помощью каких предметов-помощников можно приготовить картофельное пюре?» и т.п

Дидактическая игра «Ждём гостей».

Проведение сюжетно-ролевых игр «Столовая (Кафе)»; «Готовим борщ».

Раскрашивание раскрасок «Все работы хороши», «Овощи-фрукты», «Посуда», «Повар».

Лепка «Чайный сервиз»

Самостоятельная деятельность детей: рассматривание картин, иллюстраций.

Словесная игра «Варим компот»

Чтение стихов и загадок о поваре Б. Заходер.

Чтение притчи «Почему ученик вернулся?».

Отгадывание загадок о профессиях, посуде,  овощах, фруктах и продуктах.

Репетиция музыкальной сказки «Котята-поварята».

Оформление лэпбука по теме для мини-музея.

Игры соревнования: «Посади и собери картошку», «Кто быстрее и красивее накроет на стол».

Пальчиковая гимнастика «Компот», «Салат».

Подвижная игра «Повар и котята», «Воевода».

Формировать представление о профессии повар.

Создание условий для практической деятельности  детей по профессии повар.

Создание условий для проведение исследовательской работы (дети-родители).

3 неделя

Проведение дидактических игр «Волшебная верёвочка»; «Кто что делает»; «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Ждём гостей».

Проведение сюжетно-ролевых игр «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы » , «Сервируем стол к обеду».

Раскрашивание раскрасок  «Разные профессии повара», «Кондитерские изделия»

Рисование «Портрет повара»;

Лепка из соленого теста «Пирожное для друга».

Репетиция музыкальной сказки «Котята-поварята».

Составление рассказов «Как готовит твоя мама».

Разучивание стихотворения «Мы - повара».

Чтение художественной литературы:  Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К.Чуковский «Федорино горе».

Отгадывание загадок о профессиях, посуде,  овощах, фруктах и продуктах.

Проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Профессия повар-кулинар»

Проведение совместного исследование о различных профессиях повара детей с родителями, для создания «древа профессий повара».

Создание «древа профессий повара».

Презентация профессии «Повар» на «Ярмарке профессий» для старших групп.

Игры соревнования: «Посади и собери картошку», «Кто быстрее и красивее накроет на стол»,«Помоги маме принести продукты из магазина»,

«Кто быстро и правильно отберет продукты для супа и компота»

Пальчиковая гимнастика «Компот», «Салат», «Капуста».

Подвижная игра «Повар и котята», «Воевода», «Найди, где спрятано».

Заключительный этап

4 неделя

Дидактическая игра «Ждём гостей».

Словесная игра «Кто больше назовет блюд»

Проведение сюжетно-ролевых игр «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы » , «Сервируем стол к обеду».

Работа с лэтбуком:

  • Отгадывание загадок о профессиях, посуде,  овощах, фруктах и продуктах ,
  • Составление рассказов по картинкам с лэтбука.
  • Повторное чтение притчи «Почему ученик вернулся?»,
  • Работа с д/и «Волшебная верёвочка», «Что лишнее?»
  • Чтение стихотворений о поваре.
  • Чтение рецептов любимых блюд.

Проведение викторины по теме «Профессия повар».

Игры соревнования: «Посади и собери картошку», «Кто быстрее и красивее накроет на стол», «Помоги маме принести продукты из магазина», «Кто быстро и правильно отберет продукты для супа и компота»

Пальчиковая гимнастика «Компот», «Салат», «Капуста».

Подвижная игра «Повар и котята», «Воевода», «Найди, где спрятано»,«Мышеловка»

Показ музыкальной сказки «Котята-поварята».

Рефлексия.

Закрепление знаний о профессии «Повар».

Подведение итогов проекта.

Системная паутинка проекта «Самая вкусная профессия»

Образовательная область

Непосредственно образовательная деятельность

Основные задачи

1.

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Что лишнее», «Профессии»; «У кого что?»; «Волшебная верёвочка»; «Кому что надо?»; «Чудесный мешочек», «Хозяюшка».

Сюжетно ролевая игра «Столовая (Кафе)»; «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы » , «Сервируем стол к обеду».

 - развивать умение детей различать в предметах одинаковое и разное; развивать внимательность, умение обобщать; развивать связную речь

- развивать у детей интерес и уважение к профессии повара; воспитывать внимательное отношение к посетителям, культуру общения

2.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Портрет повара»; «Разукрась пирожное на свой вкус»

Лепка из соленого теста «Пирожное для друга»

Самостоятельная деятельность детей:

рассматривание картин, иллюстраций, раскрашивание раскрасок «Овощи – фрукты», «Посуда», «Все работы хороши». 

Лепка «Чайный сервиз»
Настольные и дидактические игры « Профессии», «Овощи – фрукты»,  «У кого что», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».

-развитие творческих способностей  в соответствии с темой проекта.

3.

Речевое развитие

НОД «Овощи и фрукты — очень полезные продукты!»

Словесная игра «Варим компот», «Кто больше назовёт блюд»

Составление рассказов «Как готовит твоя мама»

Чтение стихов и загадок о поваре Б. Заходер;

Разучивание стихотворения «Мы - повара»

Д/упражнение «Подумайте, с помощью каких предметов-помощников можно приготовить картофельное пюре?» и т.п

Чтение художественной литературы:

  • Б. Заходер «Все работы хороши»;
  •  В. Маяковский «Кем быть?»;
  •  К.Чуковский «Федорино горе»
  • Отгадывание загадок о профессиях, посуде,  овощах, фруктах и продуктах.
  • Притча «Почему ученик вернулся?»

- развитие внимания, активизировать употребление прилагательных, расширение словаря.

- поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации.

4.

Познавательное развитие

Дидактическая игра «Ждём гостей»

Беседа с детьми о профессии повар;

Видео экскурсия на кухню — профессия повар, знакомство с  его трудовыми процессами;  

Видео презентация профессий родителей группы

Д/ и «Помощники повара»

 Интерактивная экскурсия «Повар – кондитер»

Д/и «Посуда» - закрепить знания о столовой посуде;

Проведение НОД «Кем быть?»

Проведение НОД  по теме «Профессия повар»,

Оформление лэпбука по теме для мини-музея,

Проведение  НОД по теме «Профессия повар-кулинар»

Проведение совместного исследование о различных профессиях повара,

Создание «древа профессий повара».

Презентация профессии «Повар» на «Ярмарке профессий»,

Проведение викторины «Самая вкусная профессия».

- развитие внимания, закрепление названий посуды, расширение словаря.

-развивать любознательность.

- упражнять в назывании предметов кухни

- расширять знания детей о профессии повара  

5.

Физическое развитие

Игры соревнования:

  • «Посади и собери картошку»,
  • «Кто быстрее и красивее накроет на стол»,
  •  «Помоги маме принести продукты из магазина»,
  • «Кто быстро и правильно отберет продукты для супа и компота»
  • Пальчиковая гимнастика «Компот», «Салат», «Каша»
  • Подвижная игра «Повар и котята», «Воевода», «Найди, где спрятано».
  • Игровые упражнения на расслабление мыщц.
  • Физкультразминки.

Развивать основные виды движений;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать игровую деятельность;

Ресурсы проекта:

Технические средства

Мультимедийное оборудование: телевизор, ноутбук.

- видеоматериалы: видеопрезентации профессии родителей группы,

-фотоматериалы: фотографии повара, устройства кухни, ресторана, кафе, инструментов повара, одежды повара, продуктов питания, овощей, фруктов, мучных иделий.

- подборка мультфильмов: «Тротро -повар»; «Бали — Я- повар»; «Пингвиненок  Пороро — гениальный повар», «Кулинария- смешарики», «Белая шубка», «Рататуй».

Атрибуты для моделирования игровых ситуаций

Плита , фартуки, колпаки, посуда, муляжи овощей, фруктов, продуктов, микроволновка, столовые приборы, меню, трудовые книжки, скалки, разделочные доски.

Дидактические игры

Дидактические игры: «Что лишнее», «Профессии». «У кого что?»; «Волшебная верёвочка», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Мы готовим», «Ждём гостей», «Хозяюшка».

Художественная литература

Стихотворения, загадки , о поваре, посуде, овощах и фруктах;

Пословицы о поваре.

Б. Заходер «Все работы хороши»,

В. Маяковский «Кем быть?»;

 К.Чуковский «Федорино горе»

Притча «Почему ученик вернулся?»

Энциклопедия «Всё обо всём».

Энциклопедия для маленьких принцесс. Санкт – Петербург. Диамант 2002 г.

Человеческие ресурсы

Дети, воспитатели, родители, логопед, музыкальный работник, физкультурный работник, работник по изо-дятельности, работники кухни ДОУ.

Методическая литература

Е.А Алябьева - Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях.- М.; ТЦ Сфера, 2016.

Максакова. Дидактические игры.

С. Чертков – Детям о профессиях

Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.

Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10. 
«Ознакомление дошкольников с секретами кухни» О .В. Дыбина «Сфера» М.2003
 г.

«Конспекты комплексно-тематических занятий», подготовительная к школе группа,Н.С. Голицына, 2013 г.

О.С. Ушакова, «Развитие речи детей, 5-7 лет», 2011 г.

Л.В. Минкевич «Математика в детском саду», Москва, 2011.

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» подготовительная группа, 2014 г.

Гирченко И.А.  «Подвижные игры», 2008 г.

Интернет-ресурсы

Международный образовательный портал  www.маам.ru

Социальная сеть работников  образования nsportal.ru

Выводы: Реализация проекта «Самая вкусная профессия» позволила детям старшего дошкольного возраста не только познакомиться с профессией повара и её особенностями, но и провести исследование об узких профессиях повара вместе с родителями , принять участие в создание лэпбука и показать музыкальную сказку о работе повара.

  Можно сказать, что были успешно реализованы все поставленные задачи, и ранняя профориентация дошкольников прошла успешно.

Литература:

  • Б. Заходер «Все работы хороши»
  • Методическая литература: Гербова, Максакова. Дидактические игры.
  • С. Чертков – Детям о профессиях
  • Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
  • Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
  • Логинова, В.И. Формирование представлений о труде взрослых / В.И.Логинова, Л.А. Мишарина // Дошкольное воспитание.— 1978. — №10. 
    Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1987
  • Энциклопедия «Всё обо всём».
  • Энциклопедия для маленьких принцесс. Санкт – Петербург. Диамант 2002 г.
  • «Ознакомление дошкольников с секретами кухни» О .В. Дыбина «Сфера» М.2003 г.
  • «Конспекты комплексно-тематических занятий», подготовительная к школе группа,Н.С. Голицына, 2013 г.
  • О.С. Ушакова, «Развитие речи детей, 5-7 лет», 2011 г.
  • Л.В. Минкевич «Математика в детском саду», Москва, 2011.
  • Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы» подготовительная группа, 2014 г.
  • Гирченко И.А.  «Подвижные игры», 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема "Вкусная профессия"

Программное содержание по образовательной  области  "Познание": - расширять и закреплять представления детей о труде взрослых, подчеркнуть значимость профессии повара; - совершенст...

Проект "Вкусная" профессия"

В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечи...

"Вкусная профессия"

проект для младшей  группы детского сада...

Проект "Вкусная профессия"

Совместно с родителями, для детей старшей группы, краткосрочный....

Открытое мероприятие по познавательному развитию с детьми старшей группы Тема: «Город профессий – Кидбург. "Вкусная профессия повар-кондитер"

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников. Вызвать у детей интерес  к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях....