Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста лет с ЗПР
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ЕВДОКИМОВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ТЕМА: "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зимующие птицы.

Цель: Формировать представление о  зимующих птицах, их образе жизни в  зимнее время, о роли человека в жизни птиц в городе.

Задачи:

Воспитательная:  Формирование навыков сотрудничества при выполнении коллективного задания, самостоятельности. Воспитание внимательного, бережного отношения к пернатым.

Развивающая: Развитие связной речи и обогащение словаря, сенсорное развитие. Развивать наглядно- образное мышление, внимание, память, творческое воображение, моторику рук.

Образовательная:  Уточнение и расширение словаря по теме «Птицы». Формирование представлений у детей о внешнем виде и повадках зимующих птиц, их образе жизни зимой.

Пропедевтическая работа:                  Наблюдение за птицами на прогулке, в живом уголке, рассматривание иллюстраций, лепка, чтение произведений: А. Гаверин «Снегири», Г. Скребицкий «Здравствуй, солнце!», З. Александров «Новая столовая», В. Стоянов «Воробей».

Оборудование: Лист ватмана с нарисованной веткой дерева, иллюстрации птиц, деревянная кормушка для птиц, фонограмма «Звуки природы. Зима», принадлежности для аппликации, мольберт, загадки про птиц, нотный материал песни «Снегирь».

Методические указания: В кабинете дефектолога звучит фонограмма «Звуки природы. Зима».

        Здравствуйте, ребята. Послушайте внимательно, какие звуки вы слышите? Как вы думаете, чьи это голоса? Сейчас зима, многие птицы улетели в тёплые края, но некоторые птицы остались зимовать в нашей холодной Воркуте, это- зимующие птицы. Мы с вами на прогулке наблюдали за птицами, скажите, как они называются? (ответы детей).

 Проводится пальчиковая игра «Птички- невелички».

Давайте сядем у мольберта и рассмотрим картины с изображением птиц (проводится беседа о строении тела птиц, окраске перьев, питании зимой).Попробуйте отгадать загадки (картины не убираются):

1.Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,   Птица говорливая, самая болтливая (сорока).

2.Красногрудый, чёрнокрылый, любит зёрнышки клевать,  

 С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).

3.Чик- чирик! К зёрнышкам прыг!   Клюй, не робей! Кто это? (воробей).

4. В желтой рубашке милая пташка,  

 Хвастает синим своим сюртуком,  

  И шапочкой синей гордится. Кто эта пташка? (синица).

        Мы на прогулке в парке видели птиц. В холодные зимние дни, когда корм птицам трудно достать, они держатся ближе к жилью человека. В это время птиц нужно подкармливать. У меня в руках кормушка для птиц. Как вы думаете, что можно положить в  эту кормушку? (предлагается корм на выбор, дефектолог разъясняет, кому что нужно, затем дети кладут в кормушку корм и проговаривают, для какой птицы это подойдёт).

 «Для синиц- семена, для голубей- пшено, для снегирей- косточки, ягоды рябины, для воробьёв- крошки хлеба, для синичек- кусочки сала на ниточке.»

Проводится музыкальная игра « Воробышки и автомобиль», затем исполняется песня «Снегирь».

А сейчас  возьмите со стола карточки, каждый по 1, и расскажите про свою птичку всё, что знаете. (Дети выбирают картинки, описывают окрас птицы, определяют её название, любимый корм).  

 Под фонограмму «Звуки природы. Зима» проводится коллективная аппликация «Птицы на ветке»- на листе ватмана наклеены широко расходящиеся ветки дерева. Дети из предложенных  элементов выбирают  своих птиц, располагают их на ветках.

Проводится психогимнастический этюд «Тепло- холодно» (на расслабление и напряжение мышц туловища).

Ребята, давайте представим, что мы- воробьи, летим! Вдруг подул холодный северный ветер, воробушки сжались в клубок, распушили пёрышки (напрягли мышцы). Стало тепло (расслабились), воробушки снова зачирикали, запрыгали!

Дети вспоминают, что нового узнали на занятии, что понравилось больше всего, что оказалось трудным. Кормушку с кормом решают во время прогулки подвесить на дерево во дворе детского сада для зимующих птиц.