Игра- путешествие (старшая группа) «Рассказы мудрой совы. Антарктида»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Хохленко Светлана Федоровна

Представлено занятие по ознакомлению с окружающим миром в форме игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Игра- путешествие (старшая группа)

«Рассказы мудрой совы. Антарктида» 

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные: систематизировать и уточнять знания детей о планете Земля; познакомить детей с континентом Антарктида; предложить рассмотреть карту, опираясь на знания об условных изображениях; дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды; выявить, какие климатические условия, растительные сообщества и животные представлены на Антарктиде.

Развивающие: развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; стимулировать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, умение делать выводы; развивать речь, обогащать словарь (слова: орнитолог, материк, альбатрос, поморник).

       Формировать умение создавать образы реальной действительности с помощью изо- средств.  Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Коррекционно-профилактические задачи:

продолжать формировать потребность в двигательной активности через выполнение упражнений ; учить координировать речь с движением.

Интеграция образовательных областей: здоровье, социализация, познание, чтение художественной литературы, коммуникация, труд.

Материалы: географическая карта мира, схема строения птиц, презентация «Антарктида», аудиозапись «Звуки пингвинов», перья смазанные жиром, миска с водой, ножницы, цветная бумага, клей, фотографии Антарктиды.

Ход Игры- путешествия

Педагог: Мы живём на большой, красивой планете. Как она называется? (ответы детей) Правильно, Земля. У Земли два полюса. Какие? (ответ детей) Северный и южный.

Педагог: Ребята, давайте на географической карте найдем Антарктиду. На каком полюсе находиться этот материк?

Дети: Антарктида находится на Южном полюсе.

Педагог: А каким цветом она обозначена?

Дети: Антарктида на карте обозначена белым цветом.

Педагог: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Сегодня  мы продолжим открывать для себя тайны Южного полюса – Антарктиды.

Ребенок: Антарктида, Антарктида,

Холодна ты даже с виду.

Ты на глобусе цветном,

Ледяным лежишь пятном.

Педагог: Дети, перед вами волшебный экран, он поможет нам оправиться в увлекательное путешествие.

Просмотр презентации об Антарктиде

Педагог: Ребята, наши глазки после просмотра фильма устали, я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.

Гимнастика для профилактики зрения

         «Тренировка»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

Педагог: Ребята, а знаете ли вы кто такие орнитологи? (ответы)

Это профессия людей  которые изучают птиц.

Я предлагаю вам отправиться в лабораторию для изучения загадочных птиц, а каких вы узнаете отгадав загадку.

Все, как один дружно прыгают в воду

Все, как один, никогда не летают,

Все, как один в море страха не знают,

Все, как один, в море быстро плывут,

Все, как один, стаей дружно живут.

Все, как один, фраки чёрные носят,

Все, как один, лучшей жизни не просят.

Все, как один, любят снежные льдины.

Как называются птицы?

Дети: Пингвины!

Педагог: Дети, скажите, пингвин – это кто? (птица)

Педагог: А действительно ли пингвин птица, а не животное? Давайте рассмотрим схему, из чего же состоит птица.

Дети: 1. У всех птиц есть голова, где расположены глаза, острый клюв.

2. У них есть туловище, покрытое перьями.

3. На туловище расположены крылья.

4. У птиц две ноги, один хвост.

5. Все птицы откладывают яйца.

Педагог: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пингвин – это птица.

Педагог: Почему?

Дети: Потому что у него есть крылья, клюв, туловище, покрытое перьями, две ноги, хвост, он появляется из яйца.

Педагог: Ребята, я хочу предложить вам решить задачу. Послушайте ее внимательно и скажите, что верно, а что нет.

Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Педагог: Пингвин – это птица, значит, у него есть крылья. Верно?

Дети: Верно.

Педагог: Хорошо. Все птицы имеют крылья. Верно?

Дети: Верно.

Педагог: У бабочки есть крылья, значит бабочка – птица. Верно?

Дети: Нет, неверно. Бабочка – это насекомое, потому что у нее нет клюва, хвоста, перьев, поэтому бабочка не птица.

Педагог: Правильно! А какой можно сделать вывод из решенной нами задачи?

Дети: Не все у кого есть крылья, являются птицами.

Педагог: Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими?

Дети: Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие.

Они покрыты слоем жира, поэтому и не дают намокнуть теплому пуху, который греет их в холодной воде.

Педагог: для того, чтобы убедиться в этом, проведем опыт. Подойдите к столу. Для проведения опыта нам понадобятся перья, смазанные жиром, и сосуд с водой. Возьмите перья в руки и опустите их в воду, затем выньте и посмотрите, что происходит с капельками воды.

Дети: капли воды стекают с пера, и не дают воде впитаться в него, оно остается сухим.

Педагог: Какой можно сделать вывод.

Дети: Пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими, потому что их перья покрыты слоем жира.

Далее педагог предлагает детям присесть на стулья.

Педагог: Мы с вами знаем, что у каждого человека есть семья, так же и у пингвинов есть семья папа, мама и детеныш. Папы пингвины очень мужественные и стойкие, папа –пингвин строит гнездо и приглашает маму- пингвина отложить яйцо. Затем берёт яйцо и зажимает его между лапами, прячет в  складках живота. Целый месяц папа пингвин сидит голодный и согревает яйцо своим телом в условиях суровой полярной зимы, он заботится не только будущем детеныше, но и о его маме, чтобы она не сидела а двигалась и согревалась, и когда детеныш появляется на свет они меняются местами. У пингвинов есть и враги –в воде – морской леопард и касатка,  на суше – чайки-поморники.  Когда появляется детеныш, папа не перестает оберегать свою семью. Он защищает своих детенышей от чаек-поморников. Папа пингвин – это образец настоящей мужественности. Когда детёныш подрастает, его отправляют в пингвиний детский сад, где малыши находятся под присмотром пингвинов-воспитателей. Чтобы выжить в Антарктиде, нужно многое уметь и о многом узнать. Поэтому,  пингвинята ходят в детский сад. Там они учатся быть сильными, ловкими, проворными.

Педагог: А сейчас, я предлагаю вам послушать как пингвины разговаривают (педагог включает аудиозапись со звуками пингвинов)

Вот,  мы с вами и изучили этих загадочных птиц, а теперь попробуем их показать.

Физкультминутка
Бело- чёрные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Вот они шагают дружно
Для порядка это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
Руки вверх чуть приподняли
И на месте побежали.

Пингвин наклоны делать рад,

Вправо, влево, вперед, назад.

Много-много раз подряд,

Вправо, влево, вперед, назад.

Пингвин все время закаляется,

В ледяной воде купается.

Педагог: Правильно ребята, а в ледяной воде купаться ему помогают крылья, про пингвинов так и говорят, что они в воде летают. Посмотрите на наш экран ( педагог показывает видеофрагмент плавающих пингвинов).

Педагог: К сожалению любое путешествие заканчивается, и всегда из путешествия на память мы приносим какой-либо сувенир. Я предлагаю вам на память об Антарктиде сделать пингвинов на льдине.

Далее дети садятся за столы. Педагог показывает образец пингвинов, которых будут делать дети, дает пояснения. Далее проводится пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики уснули»

Дети делают пингвинов.

Педагог: Какой замечательный сувенир вы сделали своими руками. А я для вас тоже приготовила сюрприз, выберите любую открытку с видами Антарктиды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по безопасности на дороге в первой младшей группе «Уроки мудрой совы»

Задачи: Познакомить  детей с элементарными правилами дорожного движения.Закрепить знание о значении светофора на дороге, правила регулирования движения транспорта и пешеходов.Развивать у детей ин...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности в старшей группе "Загадки мудрой совы"

Конспект данной образовательной деятельности формирует у детей умения  применять на практике знания из разных образовательных областей,  полученные  в течение года....

Конспект итогового занятия (за I полугодие) в подготовительной группе "Задания Мудрой Совы"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию конспект итогового занятия (за I полугодие) в подготовительной группе "Задания Мудрой Совы"...

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе «Письмо Мудрой Совы».

Цель: Уточнение  и закрепление полученных знаний, которые дети получили  в течение учебного года. Интеграция образовательных областей:• Познавательное развитие• Физическо...

НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Школа мудрой совы»

Интегрированный подход при решении образовательных  задач:Образовательные задачи: Продолжать учить детей делать звуковой анализ слова, определять последовательность звуков в слове « Лук&raq...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Тайна мудрой совы

Формирование у детей представления о смене дня и ночи; развитие интереса к опытно-поисковой деятельности....