Что лучше бумага или ткань?
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Колесникова Светлана Николаевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему:

«Что лучше: бумага или ткань?»

Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.

Материал. Кукла Даша, сделанная из ткани; кукла Маша, сделанная из бумаги; образцы бумаги и ткани; емкости с водой; утюг, бумажные платья – силуэты.

 Ход занятия

Воспитатель предлагает детям посмотреть на кукол – Машу и Дашу – и сказать, из какого материала они сделаны. (Одна кукла – из бумаги, другая – из ткани.) Рассказывает, что куклы Маша и Даша надели новенькие платья и начали спорить – какой наряд лучше? Предлагает детям помочь куклам разрешить спор – рассказать о бумаге и о ткани, а также о предметах, которые делает человек из этих материалов.

Дает образцы бумаги и ткани каждому ребенку. Далее воспитатель предлагает каждому ребенку взять в правую руку ткань, а в левую бумагу, потереть их пальчиками, закрыть глаза и «запомнить», какая на ощупь бумага и какая ткань. Дети выясняют, что ткань мягкая, с ворсинками, а бумага твердая.

Воспитатель предлагает им взять увеличительное стекло и посмотреть, из чего состоят ткань (из ниток) и бумага (гладкая, твердая, не состоит из ниток).

Затем совместными усилиями выясняют, как «разговаривают» бумага и ткань (бумага шуршит, ткань не издает звуков).

Воспитатель предлагает детям помять бумагу и ткань. Дети выясняют, что бумага мнется легче, чем ткань. Пробуют их расправить: бумага остается мятой, а ткань разглаживается, остается гладкой.

Вместе с воспитателем дети выясняют, что может случиться с платьями Маши и Даши, если их измять (платье Даши можно погладить, а платье Маши останется мятым), если испачкать и постирать (бумажное платье размокнет, а платье из ткани намокнет). Дети делают вывод: платье из бумаги придется выбросить, платье из ткани можно высушить и погладить. Воспитатель разглаживает утюгом платье из ткани.

Педагог побуждает детей подумать, какое платье прочнее – бумажное или из ткани? Дети делают вывод: бумага рвется легко, а ткань можно порвать, если дергать сильно. Человек придумал инструмент (ножницы), с помощью которого ткань можно не рвать, а аккуратно резать. Воспитатель обобщает: бумага рвется и режется, а ткань лучше резать ножницами. Предлагает детям подумать: если куклы все- таки порвут свои платья, что им можно посоветовать. Дети с помощью воспитателя и соответствующих действий выясняют, что ткань можно сшить, а бумагу – склеить.

Далее педагог демонстрирует, что бумагу и ткань можно покрасить, обновить их цвет.

Воспитатель предлагает детям назвать предметы, сделанные из бумаги (книги, тетради, газеты, альбомы) и из ткани (одежда, скатерти, полотенца).

Затем дети раскрашивают бумажные платья яркими красками, чтобы куклы стали нарядными.

В конце занятия дети вспоминают все, что они узнали о бумаге и ткани, и делают вывод: бумага и ткань очень нужны и полезны, только назначение у них разное.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologich_tropka.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсии дошкольников по экологической тропе. Опыт работы.

Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают педагогов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств, развития экологического мышления у населения планеты.
Педагоги дошкольного образования с большей ответственностью рассматривают программу непрерывного экологического образования, зная, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Культура, если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшим его поступками. 
Реализовать систему непрерывного экологического воспитания в дошкольных учреждениях помогают программы: «Наш дом - природа» (автор Н.А. Рыжкова), «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева), «Мы» (автор Н.Н. Кондратьева). На основе данных программ, с учетом возможностей д/сада, ведется качественная разносторонняя работа формированию экологически грамотного поведения ребенка в окружающем мире и в нашем д/саду «Сказка».
Методика работы с детьми в данном направлении рассматривается мною как сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Иными словами, реализуя программу экологического воспитания дошкольников, а именно, обучение детей бережному отношению и сопричастности всему живому на Земле, необходимо увлечь за собой детей. Именно увлечь. Потому, что ценно только то, что рождается внутри человека добровольно, без насилия и становиться его самостоятельным выбором.
Эта задача решается во время экскурсий по экологической тропе.
Учитывая расположение детского сада, экологическую тропу проложила на территории дошкольного учреждения. 
Экскурсии по экологической тропе осуществляется 3-4 раза в месяц. Длительность экскурсий составляет 40-60 минут. 
Всего на экологической тропе 7 остановок:
Первая остановка - «Зеленая красавица». Вторая остановка - «Солнечная». Третья  остановка - «Спортивная». Четвертая остановка - «Лесная полянка». Пятая остановка - «Лекарственные травы». Шестая остановка - «Лес» 
Седьмая остановка - « Цветочная» 
Каждая экскурсия предполагает 2 -3 остановки:
Выбор остановок во время путешествия в зависимости от плана делаю сама или предлагаю сделать это детям.. А переход от остановки к остановке осуществляем то медленным, то быстрым шагом. 
На первой остановке решаю задачи экологического характера: знакомлю с живой и неживой природой, с пословицами, с поговорками, народными приметами, загадками, стихами, рассказами, рассматривает репродукции картин, делаем зарисовки, любуемся красотой.
На второй остановке решаю задачи физического воспитания: дети играют в подвижные игры, соревнуются в разных эстафетах, выполняют задания спортивного характера, если позволяют погодные условия, то принимают воздушные ванны. 
На третий остановке решаю задачи нравственного характера: провожу беседы, любуемся окружающем миром, собираем познавательный материал, организую уроки доброты с целью обогащения знаний детей о живой и неживой природе.

Длительность урока доброты от 1 до 5 минут.
Тематику уроков доброты выбрала следующую:
1. Что значит быть здоровым?
2. Кто может считаться заботливым?
3. Что такое красота?
4. Как помочь природе?
5. Как вести себя в лесу?
6. Как составить букет?
7. Как вести себя в гостях у животных?
8. Земля - наш общий дом
9. Как беречь воду?
11 .Как защитить растения?
12. Какая опасность может встретиться:
а) животным
б) птицам
в) человеку
13. Как проявить любовь к животным?
14. Что значит быть ответственным?
15. Почему жалеть надо уметь?
16. Как беречь свое здоровье?
17. Почему мы нужны друг другу?
Проводить работу на экологической тропе необходимо регулярно, т.к. дети бывают «проснувшиеся» и «непроснувшиеся». Если вовремя не пробудить детей, то какое будущее ждет Планету? .
На регулярных экскурсиях по экологической тропе легко закрепляются знания детей о том, что вокруг нас есть воздух, вода, почва, солнце, растения, животные, птицы, которые тесно связаны друг с другом и человеком. Экологическая тропа выполняет подсознательную, развивающую, эстетическую и оздоровительные функции. Хозяева экологической тропинки - кукла Гузель и Незнайка. С помощью сказочных персонажей на экологической тропе легко осуществляется:
2. Экологическое воспитание
3. Формирование культуры поведения в природе
4. Обогащение знаний детей о живой и неживой природе
5. Формирование у детей представления о лечебных свойствах растений
6. Преодоление гиподинамии у детей. 
В результате регулярных экскурсий дети понимают самоценность природы, у детей воспитывается уважительное отношение к природе, происходит понятие того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения; обучаются дети и элементарной экологической безопасности, у детей формируются первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов и экологически грамотного поведения в быту, на природе, воспитывается активная жизненная позиция и умение видеть красоту окружающего мира
В итоге дети твердо усваивают главное правило: «Не навреди», и то, что охранять природу необходимо не потому, что она наше «богатство», а потому, что она бесценна, что от соблюдения правил экологической безопасности зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группеТема: «Что лучше: бумага или ткань?»Программное содержание: - закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и каче...

Проект «Что лучше: бумага или ткань?»

Выбор темы проекта был не случаен. В один из дней к детям в группу пришли две куклы. Одна кукла была  одета в платье из бумаги, на другой – платье из ткани. Куклы м...

«Что лучше: бумага или ткань?» Занятие по элементарному экспериментированию для детей второй младшей группы

Закреплять представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах....

Что лучше бумага или ткань?

В гости к ребятам приходит Мишка и рассказывает о том, что когда он пробудился от зимней спячки он не  нашел своего шарфика. и попросил ребят помочь ему с выбором нового шарфика. Дети вместе с во...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во 2 мл.группе "Что лучше: бумага или ткань?"

Подготовила: Торчилевская Наталья Ивановна Задачи:-закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предм...

Проект «Что лучше: бумага или ткань?»

доминирующей в проекте деятельностью является исследовательская, игровая,...

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением «Что лучше: бумага или ткань»

Закрепить знание детей о бумаги и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета....