Методическая разработка по формированию экологической культуры на тему "В мире животных и птиц"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Саткеева Жанара Жаслановна

Пояснительная записка

Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов – Никитов.

 

  Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен отдали дань этой вечной и всегда актуальной проблеме. В последние годы, проблемы экологии выдвигаются на первый план.
          Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вырубка лесов разрушает экосистему и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, был когда – то ребенком.

 Поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я решила уделить внимание формированию

 экологической культуре  подрастающего поколения. Ведь именно в  дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок  обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эту возможность, я пыталась  использовать как можно полнее в целях формирования экологической культуры.

       В своей работе по экологической культуре, я широко использовала авторские дидактические игры, моделирующую деятельность  (модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо). Образовательная деятельность, экологического содержания, которые я использую в формирование экологической культуры, расширяют представления о взаимодействии человека и  природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Главной функцией, в своей работе по экологическому воспитанию, является подготовка подрастающего поколения к жизни  в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 167 (корпус 3)

Методическая разработка на тему «В мире животных и птиц».

Автор: Саткеева Жанара Жаслановна, воспитатель.

Тюмень – 2017

Пояснительная записка

Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь

Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов – Никитов.

  Человек и природа: философы, поэты, художники всех времен отдали дань этой вечной и всегда актуальной проблеме. В последние годы, проблемы экологии выдвигаются на первый план.
         Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Вырубка лесов разрушает экосистему и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, был когда – то ребенком.

 Поэтому, в своей работе с детьми дошкольного возраста, я решила уделить внимание формированию

 экологической культуре  подрастающего поколения. Ведь именно в  дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок  обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эту возможность, я пыталась  использовать как можно полнее в целях формирования экологической культуры.

       В своей работе по экологической культуре, я широко использовала авторские дидактические игры, моделирующую деятельность  (модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо). Образовательная деятельность, экологического содержания, которые я использую в формирование экологической культуры, расширяют представления о взаимодействии человека и  природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально – ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Главной функцией, в своей работе по экологическому воспитанию, является подготовка подрастающего поколения к жизни  в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.

Комплексно-тематический план образовательной работы

в подготовительной группе «Радуга».

Тема:  «В мире животных и птиц».

Возрастная группа  - подготовительная

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

Участники проекта:  дети, родители, воспитатели.

Сроки реализации:  с 30 января по 10 февраля 2017 года.

  • Цель проекта: формировать у дошкольников основы экологической культуры.
  •  Задачи проекта:

1) Расширять и систематизировать знания детей  о диких животных и птицах лесов Тюменской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

2) Обогащать и пополнять природоведческого словаря детей,  за счет употребления

 имен существительных (дупло, берлога, логово, нора);

 имен прилагательных (хищники, травоядные, лиственные,  

смешанный, хвойный, зимующие);

глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.).

3) Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

4) Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.

5) Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через использование нетрадиционных техник изображения животных и птиц, леса (природные материалы, ниткография, пластилинография и др.)

Этапы реализации проекта

1.    Подготовительный этап.

- Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.

- Составление конспектов образовательной деятельности с детьми, подбор материалов для работы с родителями.

2.    Основной этап

Взаимодействие с детьми

Авторские экологические игры: «Травоядные и хищники», «Птичья столовая», «Кто как передвигается?», «Узнай птичку по голосу» и другие.

Настольные игры: «Зоологическое лото»,  «Разрезные картинки».

Выразительное чтение и разучивание стихов о животных.

Чтение художественной литературы (в режимных моментах):

В.В. Бианки «Лесные разведчики»,  «Первая охота», «Кто как зимует?»; Бажов П. «Серебряное копытце»;  Скребицкий Г. «Следопыты»; Толстой А.Н. «Сорочьи сказки»;  М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Рассказы о животных малышам»  др.

Продуктивная деятельность:

-  - коллективная работа «Лесные жители» и «Жители фермы».

- изображение животных (аппликация нитками, рисунок жесткой кистью и.т.п.)

Взаимодействие с родителями

- Изготовление кормушек для птиц.

 - Подбор материала и оформление странички для книги «Редкие животные Тюменской области» с информацией о каком- либо животном или птице

3.    Заключительный этап

  • Составление книги «Редкие животные Тюменской области»

Область

Цели

Непосредственно - образовательная деятельность

Физическое развитие

Ежедневное утренняя гимнастика:

«Угадай, какие звери живут в нашем краю?»

Физкультминутки:

«У  оленя дом большой», «Ходит капелька по кругу», « Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет…»

Пальчиковые игры:

 «Есть у каждого свой дом», «Сидит белочка в тележке», «Мозаика», «Пазлы», «Шашки».

Артикуляционная гимнастика:

«Клювики»,

Дыхательная гимнастика:

 «Сдуй снежинку», «Помоги лягушки».

Гимнастика для глаз:
«Солнечный зайчик».
Гимнастика пробуждения:

«Две птички»; «Белки прыгают по веткам»

Формировать умение согласовывать движения, ориентироваться в пространстве, способствовать формированию активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Способствовать развитию двигательной активности,  формированию потребности в ежедневной двигательной активности.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Подвижная игра «Птички раз, птички два».
Цель: упражнять детей в выполнении движений.

Подвижная игра «Совушка- сова».
Цель:
 развитие внимания, реакция на словесную команду и произвольной регуляции  поведения.

Подвижная игра «Охотник и зайцы».

Цель: упражнять в беге с увёртыванием

Подвижная игра «Воробьишки и кот». Цель: развивать быстроту реакции, ловкость; закреплять умение согласовывать игровые действия со словами.

Подвижная игра «Наездники».

Цель: познакомить с новой игрой, её правилами.

Подвижная игра «Зайцы»

Цель: продолжать закреплять умение прыгать на 2 ногах, продвигаясь вперед. Развивать ловкость, уверенность. Побуждать детей убегать во время погони.

Подвижная игра: «Бездомный заяц».

 Цель: развивать детей физически.

Подвижная игра «Лиса и куры»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить действовать по сигналу, развивать ориентировку в пространстве

Подвижная игра «Собака и воробьи», Цель: упражнять в беге в разные стороны, умение ориентироваться в пространстве.

Подвижная игра «Обезьяны»

Цель: закреплять умение влезания на гимнастические стенки, развивать ловкость, быстроту; совершенствовать умение действовать по сигналу.

Социально – коммуникативное развитие

Совершенствовать и развивать игровые замыслы и умения детей.

Формирование первичных представлений о работе врача для животных и его роли в жизни больных зверей

Воспитание ценностного отношения к труду людей.

Сюжетно- ролевая игра: «Лесная столовая».

Сюжетная игра с игрушками «В зимнем лесу»

Сюжетно – ролевая игра.: «Зоолечебница».

Сюжетно – ролевая игра «Ветеринар»

Ситуация общения «Поведение Хрюшки за столом» («Веселый этикет» И.А.Купина) воспитание культурно - гигиенических навыков.

Познавательное развитие

Совершенствовать у детей умения различать и узнавать по внешним признакам: отличать птицу от зверя; диких и домашних животных. Систематизировать представления детей о птицах и животных, которые обитают в нашем лесу. Проявлять интерес к их образу жизни. Отражать в игровой деятельности  некоторые знания о повадках животных, разыгрывая сценки, игры – забавы. Формировать экологические представления. Развивать умение устанавливать простейшие связи между живой и неживой природы, приспособлении к окружающей среде. Расширять представления о правилах ухода за  птицами, содержании,  значении их для человека.

Воспитывать заботливое  отношение  к животным и птицам.
Воспитывать бережное отношение к природе(социально -ком. развитие).

Образовательная деятельность «Путешествие в зимний лес».

«Для чего зайцам нужны волки?»

Беседа на тему: «Из чего сделаны гнезда?»

Рассматривание иллюстраций с изображениями птиц.

Ситуативный разговор на тему «Почему медведь зимой спит?». 

«Лесные жители» (ручной труд)

«Ферма» (ручной труд)

Беседа с детьми о хищниках леса, чем питаются, почему именно хищники так называются.                                                                             Цель  - способствовать развитию у детей познавательного развития, желаю получать знания самостоятельно, анализировать и делать выводы.

Художественно – эстетическое развитие

Способствовать развитию умения создавать новое произведение.

Способствовать воспитанию эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов.

 Соблюдение правил безопасности рисования красками.

- Развивать двигательную активность в процессе физ.минутки. 

Развивать творческие способности, умение выразительно двигаться под музыку.

Развитие интереса к музыкально-речевым играм.

Формировать желание исполнять музыкальные движения в парах, развивать дружеские взаимоотношения.

«Пушистые животные» (нетрадиционная техника)

Рисование «Снегири». Цель: Закреплять умение правильно держать карандаш, соблюдать пропорции частей тела. Развивать творчество.

В центре творчества разложить раскраски на тему «Животные наших лесов».

Самостоятельная изобразительная деятельность детей: раскраски и трафареты   животных.

трафарет короткими линиями. Развивать моторику рук, усидчивость. Поощрять деятельность ребенка, воспитывать уверенность в действиях

«Зайка в зимней шубке» (аппликация)

Учить выполнять аппликацию в нетрадиционной технике – создавать композицию из ваты на черной бумаге, создавать выразительный образ, дополняя изображение деталями.

Нетрадиционной техника «изонить» «Белочка»»(рисование и художественный труд)

Цель: познакомить дутей с техникой «изонить». Показать, что различные изображения можно выполнять в различной технике, что рисовать можно и цветными нитками.

3) Воспитывать трудолюбие и развивать усидчивость.

Речевое развитие

Словарь: хвостик, копыта, ферма, пяточек, грива, мохнатый, копна, помахивает, потряхивает, крючок, хищники, травоядные.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённому и последующие; упражнять  в употреблении названий детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа;

Словарь: упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов

З.К.Р.: закреплять правильное произношение звуков Р и Л в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса. темп речи(речевое развитие).

«Звери в лесу»

1)Активизировать в речи глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.

2)Развивать выразительность речи: умение произносить фразы и предложения с различной интонацией, силой голоса, развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове, развивать артикуляционный аппарат.

«Как звери готовятся к зиме»

1)Продолжать знакомить с особенностями диких животных.

2)Дать элементарные представления о взаимосвязи животных со средой обитания.

3)Познакомить с красной книгой животных России.

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»

1)Познакомить со сказкой Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».

2.Учить осмысливать содержание сказки, формировать оценочное отношение к героям сказки.

Рассказ-беседа «Почему у снегиря грудка красная», развивать диалогическую речь.

«Где живут белые медведи»

1)Расширять знание о белом медведе, его жизни, повадках, внешнем виде.

2)Развивать умение составлять цепочки питания.

3)Воспитывать интерес к животным нашей планеты.

Решение проблемных ситуаций: «Животное попало в капкан», «Что было бы с человеком, если бы не было животных?»

Предметно – развивающая среда

Следить за тем, чтобы предметно-игровая среда становилась средством развития самодеятельной игры; обеспечивать детям свободное использование образных игрушек, предметов-заместителей, средообразующих игровых моделей. Развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них. Создавать педагогически целесообразные условия для развития познавательного  интереса к миру, живой и неживой природы.

Рассматривание альбома (с подгруппой детей) на тему «Травоядные животные».

- Продолжить знакомство с животными.

Дидактическая  игра«Кто и как передвигается?».

«Красная книга – символ опасности». Задача: мотивировать желание детей сохранять редких животных.

Дидактическая игра по экологии «Хищники и травоядные»

Цель: формировать умение располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Развивать наблюдательность. Закреплять умения составлять небольшой рассказ по картинкам. Обогащать словарь, развивать речь детей.

Дидактическая игра по экологии «С какой ветки детки?»

Цель: формировать представления детей о деревьях. Воспитывать бережное отношение к природе.

Дидактическая игра по экологии «Времена года». Развивать речевую активность.

Дидактическая игра «Давайте природу беречь!» (экологическая игра).

Цель - развитие способности детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди».

Прогулка

Полюбоваться красотой берёзок в зимнем уборе. Спросить, на что похожи берёзки? Прочесть стих. С.Есенина «Берёза». Побеседовать о том, не замёрзнут ли деревья зимой. Рассказать о том, что всё лето они откладывают под кожицу ствола и веток особую ткань - пробковую. Она не пропускает из дерева ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще пробковый ствол- поэтому старые деревья легче переносят холод.

Предложить детям посмотреть, какие птицы прилетают к нам на участок чаще всего. Как изменилось их поведение с приходом зимы? Чем они питаются? Как можно им помочь?- закрепить название зимующих птиц, их повадки.

 Наблюдение за ветром. Предложить детям посмотреть на ветки деревьев и определить. Есть ли на улице ветер. Если есть, то какой (холодный, пронзительный), развивать наблюдательность, речь детей.

Наблюдение за собакой. Закрепить знания о характере поведения животного.

Наблюдение за воробьем

Цель –продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье;формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Наблюдение за небом. Есть ли звезды –   формировать предпосылки экологического познания.

Работа с родителями

Предложить составить дома рассказ от имени животного. «Как мне живется у человека»

Предложить организовать выставку рисунков «Редкие животные»

Итог совместной деятельности воспитателя с детьми

Итоговое мероприятие:

 «Путешествие в мир животных»  (театрализованное представление)

 

Литература

  1. «Экспериментальная деятельность», Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова.
  2.   «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.
  3. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Л.А. Уланова, С.О.Мордан.
  4.  http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/kompleksno-tematicheskoe-planirovanie-161618.html
  5.  О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию!, издание 2-е, переработанное, «Детство-Пресс», С.-Пб. 2010г.
  6.  Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет, издание 2-е, исправленное и дополненное, ТЦ «Учитель», Воронеж 2009г.
  7.  Н.В.Коломина «Занятия по экологии в детском саду», ТЦ «Сфера», М. 1010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по формированию экологической культуры и развитию речи у дошкольников

Выразительное чтение стихотворений детям дошкольного возраста. Окно в природу. Стихи о природе. – СПБ, 2013. – 35с. Данное пособие представляет собой сборник практических и методических рек...

Методические разработки недельного тематического планирования по лексическим темам " Домашние животные". "Зимующие птицы".(Из опыта работы)

Методическая разработка оказывает помощь в недельном тематическом планировании. Задачей предложенной методической разработки является реализация принципа единства требований педагогического персонала ...

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы» "

Методическая разработка организованная образовательная деятельность по познавательному развитию "Домашние животные и птицы» "...

Методическая разработка Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения

Статья.Особенности формирования экологических знаний у дошкольников с нарушениями зрения...