Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Натюрморт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект по ознакомлению детей с изобразительным искусством.( виддами живописи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natyurmort_2.docx44.01 КБ

Предварительный просмотр:

\Конспект  занятия  на тему: «Натюрморт»

              для детей старшей группы

Цель: Приобщение  к миру изобразительного искусства

Задачи:

  • Закрепить знания детей о видах живописи :пейзаже, портрете, натюрморте
  • Конкретизировать у детей представления о натюрморте как особом жанре живописи, о его характерных особенностях.
  • Познакомить детей с новыми картинами  

учить  их сравнивать и анализировать, выделять главное.

  • Закрепить умение составлять композицию натюрморта, правильно подбирать дополнительные предметы к главному.
  •  Обогащать словарь: натюрморт, жанр живописи, , портрет, пейзаж.
  • Продолжать развивать связную речь детей, умение отвечать н а вопросы полными , развёрнутыми предложениями.
  •  Воспитывать у детей активный интерес, Эстетический вкус. эмоциональный  отклик на художественные произведения.
  •  Развивать фантазию, творчество,, самостоятельность,  творческую инициативу и активность.

Интеграция областей : Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально- коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Материал :Репродукции картин  художников Торопов Ф.Г.»Цветы и фрукты, Четвериков «»Сирень» , фланелеграфы, плоскостные изображения различных предметов: вазы, фрукты, цветы, предметы быта), запись музыки Моцарта  «Волшебная флейта»

Предварительная работа:

  • рассматривание натюрмортов художников
  • рассматривание работ воспитанников художественной школы.
  • рассматривание слайдов различных жанров живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
  • виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею
  • художественно-развивающие игры:
  • «Что лишнее?»;
  • «Составь букет»;
  • «Подбери цветы к этой вазе»;
  • «Составь натюрморт из овощей и фруктов»;
  • «Определи жанр живописи»
  • заучивание стихов Александра Кушнера «Картины»
  • вырезывание готовых предметов для составления натюрмортов (вазы, фрукты, цветы, предметы быта)

                           Ход:

Приветствие:

Мы день привыкли начинать

Хорошими делами ,

Кто не привык подолгу спать

Встречайте утро с нами.

С кем никогда не дружит лень,

Кто маме помогает-

Вот у того хороший день

Всегда ,друзья, бывает!

Воспитатель:  А каким вы хотите, чтоб день был у наших гостей?

(Пожелания детей) А настроение ? Я желаю, чтоб у всех было прекрасное настроение..

Ребята, я приготовила вам выставку репродукций известных картин, а  когда открыла окно для проветривания, то подул ветер и все репродукции разлетелись, всё перемешалось. Что мне теперь делать?

Вы мне поможете?

Только будьте внимательными 6 репродукция нужно разместить следующим образом: на эту доску размещаем репродукции пейзажей, а на эту портретов. Всем понятно? Приступаем.

Дети выполняют задание.

Проверим задание

На этой  доске репродукции, какого жанра живописи расположены?

«Пейзаж «

Докажите, что это пейзаж?

Ответы детей

Пейзаж- это  такие картины, на которых изображена природа.

Ребёнок . 

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Правильно, молодцы, пойдём дальше. На этой доске  репродукции, какого жанра живописи?

Докажите?

Портрет - это такой вид живописи, на котором изображён человек.

Ребёнок. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется  портрет.

А  что такое автопортрет?

Это когда художник изображает самого себя.

Ребята вы несколько раз говорили: рисует. Почему это не относится к живописи? И почему говорят , что художник картины пишет? А что и чем рисуют?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, у нас ещё остались репродукции  давайте посмотрим на них какой жанр живописи изображён , давай развесим на этой доске.

(незаметно развешиваю среди них картины  Саврасов  «Грачи прилетели» ,

Игра «Что лишнее?»

Посмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Теперь всё правильно .Какой жанр живописи?

Правильно, натюрморт? А что такое натюрморт? Давайте посмотрим внимательно на репродукции. Что на них изображено?(перечисляют предметы)

Сможем ли мы с вами сформулировать вывод и дать определение ?

Что такое натюрморт?

Натюрморт – это такой вид живописи, на котором изображены предметы, которые окружают нас в жизни, например посуда, фрукты, ваза с цветами, называется натюрморт.

Ребёнок

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт

Предлагаю вашему вниманию две  репродукции с изображением натюрмортов .

Давайте рассмотрим их внимательно и скажем, чем они похожи.

Они натюрморты, на них изображены…..

Какие это картины? Яркие, нарядные, светлые, праздничные.

Чем отличаются?

Одну художник расположил вертикально, а другу горизонтально.

Как вы думаете почему?

Отличаются цветом предметов. Отличаются цветом формой предметов и композицией.

Художник с помощью кисти и красок, используя разный цвет  не только передаёт красоту предметов ,но и своё  настроение,

Какое настроение вызывают у вас эти репродукции? Чувство радости, восхищения, удивления, восторга.  Почему?

Какой фон выбрали художники и почему? Какая репродукция кому больше нравится и почему?

Как вы думаете ,что хотел художник нам рассказать этими натюрмортами. Правильно, они хотели рассказать нам красками о том, как прекрасен и богат наш мир, богатство и изобилие природы  и предметов, которые нас с вами окружают и  труд люде , создавших эти  предметы и вырастившие плоды. Нам надо научиться замечать, видеть эту красоту.

Какую картину мы рассмотрим сегодня более подробно?

   В жизни мы иногда не замечаем красоту предметов, а художники – очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядеться в предметы, изображённые на картине. Каждый предмет как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, тяжёлый или лёгкий, круглый или прямоугольный. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая свою красоту, друг перед другом. Художник помогает нам понять эту тихую, таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде, чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали.

 На таких картинах предметы изображены не сами по себе , а собранные и объединённые   в общую  композицию

 Ребята, посмотрите и попробуйте определить главный предмет .Почему так думаете?

Какие краски использует художник? Почему более мелкие предметы лежат впереди? Правильно, чтоб их лучше было видно.

Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создали, собрали, вырастили.  Давайте попробуем  проникнуть  в картин. Что вы чувствуете? Оглядитесь по сторонам. Как вы думаете, что делает сейчас человек и о чём говорят предметы?

Ребята, а теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Физкультминутка.

Мы в лесок пойдём и грибов наберём вот подберёзовик,…дети называют грибы. Сколько грибов?

А сейчас в сад пойдём и что соберём? Фрукты. Вот яблоки, кто и что ещё собирает, дети называют и собирают фрукты.

Мы  на луг пойдём и цветы соберём. васильки,  маки, ромашки…

В огород пойдём овощей наберём.

Воспитатель. Мы побывали с вами на природе и собрали много предметов, нужных нам для создания натюрморта.

Что ещё нам понадобиться?

Да предметы быта. Вы сегодня будете составлять свои натюрморты из готовых форм вот на этих картинах- фланелеграфах. Для этого нам нужно разделиться  на команды. Чтоб сократить время ,я выберу капитанов, можно?

Выбираю капитанов команд. Дети набирают команды.

На ваших столах наборы с предметами, ваша задача создать свой натюрморт, подобрав цвет, форму, размер, расположение полотна и составляю композицию натюрморта.

Надо придумать название вашему натюрморту.

Выставляем готовые работы, дети называют, рассказывают, анализ детских работ.

Всем спасибо.

Что вам понравилось? Какое настроение у вас? Что нового узнали ?

Как вы думаете, какое у меня настроение? И почему?

Наше с детьми стихотворение «Автопортрет

Коль  художник пишет смело

На холсте, листе умело.

Не деревья, не цветы

Удивительной красы.

Не других, а сам себя,

Словно в зеркало глядя,

И не важно молод, сед,

То такую вот картину

Назовём… автопортрет.

Словарь:

Искусство-это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни  средствами формы, цвета, композиции

Изобразительное искусство-

Живопись- это вид изобразительного искусства, в котором художник выражает свои чувства и мысли с помощью красок и кисти

Портрет - картина, на которой изображен человек.

Пейзаж – картина, на которой  изображена  природа

Натюрморт- картина , на которой изображены предметы быта, вазы , цветы, фрукты и овощи

Художник-человек, занимающийся изобразительным и неизобразительным искусством

Славянское слово «художник» (болг. Художникукр. Художник) образовано от утраченного ныне общеславянского слова «hǫdogъ» (ст.-слав.хѫдогъ), которое является древним заимствованием из готского языка (готск. handags) или другого древнегерманского диалекта, а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Handдат. Håndнорв. Håndангл. Hand

Рисунок-

Композиция-

Натюрморт это:

        (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben,англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главнымобразом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых,как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальнаяорганизация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанранатюрморт. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрмортеизображают объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые ввещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входитьизображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельноехудожественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символическогосодержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мираи т. п. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальноеположение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальныеаналогии.         

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности,с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока(например, так называемый жанр "цветы-птицы"), но рождение натюрморта как самостоятельного жанрапроисходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеровВозрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению.Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe l'oeil" (так называемаяобманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы "Натюрморт" итальянца Якопо деБарбари (1504). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI - начало XVII вв.,чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства кбыту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работынидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).         

Эпоха расцвета натюрморта - XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитиемнациональных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многомспособствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темаминатюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо,Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгостьи особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес кбытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландскомнатюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактурыматериалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита"монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектныхкомпозиций В. Калфа ("десерты"). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра:"рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер),аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимныплодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К.Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрмортевосторжествовали декоративные тенденции придворного искусства ("цветы" Ж. Б. Моннуайе и его школы,охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью идемократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французскогонатюрморта - Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостьюколористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархиижанров возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к этому жанрусторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.).         

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах ивовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э.Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре,выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан свыступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем(П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи.Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных идекоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо,X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности,стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеровдругих течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э.Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д.Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.         

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражаяпознавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н.Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течениезначительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф.П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом иобыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н.Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта вхудожественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей ролисюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX иXX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. Кего лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонкообыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головини др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и другихживописцев круга "Голубой розы"; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубновоговалета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н.С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма,обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности вобострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных"натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемымибеспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И.Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М.Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкойколористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг.значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенностисовременные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активноработают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта всоюзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л.Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения,эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...