Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема "Птицы".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Полякова Ольга Александровна

Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Автор:

 Учитель-логопед

Полякова О.А.,

ГБДОУ №17

 Курортного района

2021г. С-Пб.

 Занятие (НОД) по развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Используемые образовательные технологии:

- информационно-коммуникационные

- здоровьесберегающие

Лексическая тема:

«Перелётные и зимующие птицы».

Цель: закреплять знания и представления детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

- активизация словаря по теме: «Птицы»;

- закрепление представлений детей о птицах, особенностях их внешнего вида, приспособлении к среде обитания;

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие речевого слуха и связной речи;

-развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;

-развитие зрительного внимания и слухового восприятия;

-закладывать основы экологического воспитания;

-воспитывать интерес и любовь к природе.

Оснащение: видеофильм (этнокалендарь, 2015 г.), ноутбук, проектор с экраном, пуфики, презентация с голосами птиц, музыка для релаксации с голосами птиц, предметные картинки, разрезные картинки, тарелочки, семена, крупа, булка, модели птиц, интерактивный плакат-кормушка для птиц, дерево, заготовки: птицы-счастья, цветная бумага, пластилин, бисер, паетки.

Ход занятия:

1) Вводная часть.

Входят дети, здороваются с гостями. Становятся в круг. Входит воспитатель в костюме весны под музыку.

В.: - Помогите, помогите, ребята, у меня беда! Я ни как не могу вступить в свои права. Зима не хочет уходить. Требует назвать все признаки, чтобы наступила я – Весна! Поможете? Назовёте?

Д.: Да, поможем. (Дети называют  весенние признаки)

1) Солнце светит ярко и начинает пригревать;

2) начинается весенняя капель;

3) лёд на речках потемнел и начал таять;

4) тает снег, и появляются проталины;

5) на проталинах появляются первые цветы;

6) из тёплых стран возвращаются птицы.

В.: Конечно. Молодцы! Теперь зиме придётся отступить и настанет, наконец,  моё время! Спасибо! В награду за помощь я подарю вам фильм о моих друзьях – птицах (этнокалендарь, 2010 г.). И много разных интересных заданий. Разгадайте их и вы узнаете много нового о моих пернатых друзьях. Ведь скоро 1 апреля – в этот день мы будем отмечать международный праздник – день птиц!

2) Осн. часть.

Развитие зрительного внимания и слухового восприятия.

В.: Вам понравился фильм? Каким символом в России считаются птицы?

Д.: …символом свободы и красоты.

В.: Чем и как пернатые помогают человеку?

Д.: Сберегают урожаи, уничтожая вредителей.

Участвуют в распространении растительности.

В.: Какие препятствия существуют для птиц?

Д.: Человек строит небоскрёбы, вырубает леса, загрязняет моря и океаны.

В.: Чем человек может помочь птицам?

Д.: Охранять места обитания птиц.

В.: Умнички! Вы внимательно смотрели фильм. А теперь, я вас приглашаю на прогулку в лес. Встаньте. Закройте глаза, покружитесь вокруг себя (звучит музыка и голоса птиц).

Развитие координации речи с движением, релаксация: (общее расслабление)

- Мы с вами попали в тёплый солнечный день ко мне в лес. Здесь так легко дышится, вдохните глубоко и почувствуйте запах весеннего леса, тепло первых солнечных лучей. Солнечный лучик попал вам в лицо. Зажмурьтесь, погладьте глазки, щёчки, шейку, ручки от плечиков до пальцев, и послушаем пение птиц. Покружитесь вокруг себя и откройте глаза. Мы с вами оказались на полянке. Сядьте на пенёчки. Сейчас мы выясним, кто сможет узнать птицу по её голосу? (Показ презентации)

Д.: кукушка, соловей, аист, сорока, синица, дятел.

В.: Правильно. В чём отличие одних птиц от других?

Д.: Некоторые птицы улетают в тёплые края, а другие остаются здесь зимовать. Одних мы называем перелётными а, других – зимующими.

В.: Распределите птиц на две группы: перелётных и зимующих. Перечислите их.

Д.: Перелётные: кукушка, соловей, аист. Зимующие: сорока, синица, дятел.  

Упражнения на развитие лексико-грамматической стороны речи.

В.: давайте проверим. Как разговаривают: (показ предметной картинки) кукушка, сорока, соловей, синица.

Д.: …кукует, стрекочет, поёт, тинькает.

Использование метода моделирования.

В.: А что общего у всех этих птиц? На этот вопрос вам помогут ответить модели. Посмотрите и найдите нужные вам модели.

Д.: У всех птиц есть клюв, крылья, 2 лапы, хвост, тело птицы покрыто перьями, размножаются – откладывая яйца.

Развитие наглядно-образного мышления.

В.: Верно. Назовите части тела птиц (показ на экране). Я приготовила для каждого из вас задание: «Сложи птицу из 6-частей».

Д.: складывают и называют птицу. Снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, кукушка.

В.: Молодцы! Посмотрите на них, все ли птицы относятся к одной группе?

Д.: Не все, кукушка лишняя. Это перелётная птица, а не зимующая.

В.: Ребята, а для чего нам нужны птицы в природе?

Д.: Они создают красоту природы и являются санитарами леса.

В.: Как вы считаете, что для птиц страшнее голод или холод?

Д.:..голод.

В.: Действительно, большое количество птиц погибает зимой от голода. А чем мы с вами можем помочь птицам?

Д.: Подкармливать птиц. Мастерить для них кормушки.

Развитие общей и мелкой моторики.

В.: А теперь покажем и расскажем, как птицы ищут себе корм.

Мы- зимующие птицы,

Часто мёрзнем в холода

Не найти зимой нам быстро

Зёрен, булку, семена.

Птичьи лапы замерзают,

Очень холодно стоять.

Птичий клювик замерзает,

Мы не можем им клевать.

Посмотрите-ка: ребята

Нам насыпали зерно!

Всем огромное спасибо,

Очень вкусное оно!

В.: Посмотрите на это дерево, на нём есть кормушка, к ней слетелись птички, чтобы подкрепиться. А на столе приготовлены тарелочки с едой. Выберите, чем можно покормить птиц.

Д.: различными семенами, крупой, булкой,  рябиной, не солёным салом.

В. : Верно. А знаете ли вы?

1) Какая птица выше всех летает? (Орёл)

2)  Самая большая птица в мире? (Страус)

3) У какой птицы самый красивый и длинный хвост? (У павлина)

4) Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел)

5) Какая птица дольше всех живёт? (Ворон)

3) Заключение.

Молодцы! Дети, в книгах многие птицы являются сказочными героями. Назовите их.

Д.: - Гуси-лебеди; -Пёс, кот и дядя Фёдор.

-Дюймовочка; -Путешествие Нильса с дикими гусями.

В.: Молодцы! Вы так много знаете о птицах, вы меня очень порадовали. И я приготовила для вас подарки. Это изображения птицы- счастья. Но у них чего-то не хватает. Чего же?

Д.: крыльев и глаз.

В.: Да, мы их сделаем сами. Птицы- это наши друзья, младшие братья и мы их должны беречь и охранять. Пусть эти птицы- счастья принесут вам радость и весеннее настроение. А, сейчас мне пора в лес. До, свиданья!  

 

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кукушка

Слайд 3

Соловей

Слайд 4

Дятел

Слайд 5

Синица

Слайд 6

Сорока

Слайд 7

воробей

Слайд 8

Ворона

Слайд 9

снегирь

Слайд 10

голубь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 АПРЕЛЯ Международный день птиц

Слайд 2

Зимующие птицы Перелетные птицы

Слайд 3

Строение птицы

Слайд 4

физкультминутка Мы –зимующие птицы Часто мерзнем в холода. Не найти зимой нам быстро Зерна, булку, семена. Птичьи лапы замерзают, Очень холодно стоять. Птичий клювик замерзает, Мы не можем им клевать. Посмотрите-ка, ребята Нам насыпали зерно! Всем огромное спасибо, Очень вкусное оно!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кукушка

Слайд 3

Соловей

Слайд 4

Дятел

Слайд 5

Синица

Слайд 6

Сорока

Слайд 7

воробей

Слайд 8

Ворона

Слайд 9

снегирь

Слайд 10

голубь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»

Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится  с детьми старшей логопедической группы с ф...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» В старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Что умеют наши руки»

Коррекционно- образовательные цели: Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с сущес...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»

Конспект занятия по ОО «Развитие речи» в старшей логопедической группе по лексической теме «Одежда»Цели деятельности педагога: уточнить, расширить и активизировать сл...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Хлеб - всему голова""

laquo;Хлеб – всему голова»Цель : «Изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий из соленого теста»Задачи : Закрепить с детьми представление «откуда хлеб пришел»...