Формирование экологической культуры у дошкольников
статья по окружающему миру на тему

Возмищева Татьяна Сергеевна

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических  знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает  природу очень эмоционально, как нечто живое.  Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает  малыша морем звуков и запахом, тайнами и загадками,  заставляет остановиться,  присмотреться,  задуматься.  Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к  тому месту,  где  родился  и живёшь и, в конечном счёте,  любовь к Отечеству.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».  Так говорил  русский писатель Михаил Пришвин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_doshkolnikov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у дошкольников

Возмищева Татьяна Сергеевна,

Воспитатель I кв. к.,

МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 52” АГО

         Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических  знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает  природу очень эмоционально, как нечто живое.  Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает  малыша морем звуков и запахом, тайнами и загадками,  заставляет остановиться,  присмотреться,  задуматься.  Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к  тому месту,  где  родился  и живёшь и, в конечном счёте,  любовь к Отечеству.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».  Так говорил  русский писатель Михаил Пришвин.

        Цель  экологического воспитания – формирование  человека  нового типа  с новым  экологическим мышлением,  способного осознавать последствия своих действий по отношению к  окружающей   среде и умеющего  жить в относительной гармонии с природой.

          Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.  И  цель педагогов в работе с детьми – заложить первые ориентиры в мире природы:  растений  и  животных, как живых существ и их  зависимости от условий жизни

        Для реализации этой цели я выделила следующие задачи:

  1. Развитие познавательного интереса к миру природы.
  2. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.
  3.  Формирование представлений о моральных принципах: справедливость, честность.
  4. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
  5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

        Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и, пожалуй, прежде всего, ребёнка - дошкольника трудно переоценить. Практический опыт убедительно   свидетельствует: детская  душа раскрывается в общении с природой.

       Привлекая детей к  тесному общению с природой,  к  познанию  мира  растений и животных, способствовали активному  развитию  у  детей  таких качеств, как доброта, терпение,  трудолюбие и милосердие. Эти черты,  заложенные в раннем  возрасте, прочно  войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным  за природу  и молодое  поколение.

        Есть ещё одна очень важная задача, для решения которой старались всеми силами приблизить детей к живой природе – воспитание доброты, человечности. Возбуждать симпатии к животным, раскрывать их свойства, повадки, их суть – вот один из путей воспитания доброго отношения к ним.

        Пожалуй,  самое действенное значение имеет практическая деятельность детей. Ежедневные ухаживания за растениями, животными способствует появлению у дошкольников особо бережного, заботливого и, конечно,  нежного отношения к беспомощным живым существам. У детей появляется сочувствие, практическая готовность прийти на помощь и сделать всё необходимое для выживания молодых организмов. Постепенно дети стали осознавать, как от действия и поведения людей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных. Сравнивая герани, дети отметили, что герань, которая стоит на солнечной стороне – невысокая, пышная, листья широкие закрывают стебель. А та, которая стоит на затенённом месте, имеет длинный стебель, но листьев мало, и они небольшие по размеру. Значит, делают вывод дети, растению нужен свет, солнце, и эту герань надо поставить на солнечную сторону. На подобных примерах дети осмысливают роль труда человека в жизни растений и животных, способы своего взаимодействия с объектами природы.

          Большое значение для осуществления экологического воспитания имеет эстетическое восприятие природы. Поэтому мы с детьми рассматривали репродукции картин  И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И . И. Левитана «Золотая осень», «Большая вода» под музыку П. И. Чайковского.

            Я старалась  научить  детей   эстетически грамотно воспринимать  окружающий  мир.  Это значит не только показать,  но и описать словесно:  краски  и  оттенки  закатного  неба  и  зари,  форму облаков,  звёздное небо и луну.

         Чтобы наши воспитанники не только видели,  но и слышали звуки природы. Часто с детьми мы прислушиваемся к пению птиц, к шороху ветра и тут же сочиняем сказку. Прогулки наши стали интересными,  эмоциональными.

         Сначала я сама рассказывала детям сказки.  В  сказке о незадачливых туристах дети узнали,  какой вред может нанести человек лесу во время своего отдыха. Позже я стала предлагать детям  самим придумывать сказки:  « О чём плачет берёза?»,   «Солнечный зайчик», «Муравей и его друзья» и т.д. Благодаря экологическим сказкам  дети научились не только оберегать и любить всё живое,   но и понимать последствия  действий человека.

              В формировании этических представлений и гуманных  чувств у старших дошкольников особое  место отводили  беседам. Благодаря беседам на нравственные темы, имели возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «справедливость», «дружба». В беседах использовали как  личный опыт детей, рассказы их  о  животных, так и известные им художественные произведения о животных, иллюстрации к ним.  Положительные персонажи  и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.

           Моя работа не была бы полноценной, если не тесное сотрудничество с родителями. Семья как среда развития  личности оказывает влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, который неразрывно связан с экологическим, также закладывается в семье и  именно  в период раннего детства. Большое внимание уделяла совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе и маме – лучше понять мир ребёнка. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так, предлагала детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода дома и бережём ли мы её? Как ведут себя кошка, собака? Как растут комнатные растения?

         Большой популярностью и у детей, и у родителей пользуются тематические выставки фотографий: «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Я и природа».

         С удовольствием родители принимали участие в выставках поделок из природного материала, который делали вместе с детьми: «Весенняя сказка», «Осень в лесу», «Люблю я сказок мир чудесный».

        Перед родительским собранием с темой «Радость общения с природой», предложила родителям ответить на вопросы анкеты:

  1. Любит ли ваш ребёнок природу?
  2. В чём это проявляется?
  3. Часто ли вы бываете с ребёнком на природе?
  4. Как проходят такие прогулки?
  5. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные  явления, приметы. Учить стихи о природе?
  6. В чём испытывали трудности?
  7. О чём бы вы хотели узнать на собрании?

        Родителям понравилась рубрика наших собраний «Домашний доктор». Многие делились своими советами. Я в свою очередь рассказывала,  как  можно  вывести  из  организма радионуклиды,  используя в пищу  свеклу, рыбу, яичную скорлупу.

           Интересно проходили совместные походы и прогулки в лес, к водоёму. Во время таких прогулок мы с родителями старались предвидеть и предупредить возможное нарушение правил поведения в лесу.

             Проявление у родителей интереса к экологическому воспитанию детей стимулировало и создание стенда «Панорама добрых дел», где оценивалось участие детей в разных видах деятельности и поступках:

  1. Труд в природе.
  2. Изготовление плакатов.
  3. Дежурство в уголке природы.
  4. Интересные наблюдения в природе.
  5. Отношение к растениям и животным дома.

             Проводя  дидактические игры  с растениями и животными, учила  детей распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствовало формированию чуткости и душевной  отзывчивости ребёнка. Дети чувствовали, что мир наполнен живыми,  радующимися существами, требующими бережного и  уважительного отношения. Дети должны ощутить право на жизнь,  жизнь даже маленькой букашки. Не дать поселиться  равнодушию в детском сердце – еще одна задача, которую мы поставили перед собой.

            Доброта начинается,  прежде всего,  с любви к природе, ко всему живому, что окружает нас в повседневной жизни. И надо помочь детям полюбить всё это.

           Конечно, правильное обращение ребёнка с животными само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребёнка.  Дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразия, что способствует формированию чуткости и душевной  отзывчивости ребёнка.

          Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно - ценностный  опыт отношения к миру,  что  придает его деятельности гуманный  характер.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.

Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...