Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Деревья "
план-конспект урока по окружающему миру (подготовительная группа)

Расширять и уточнять представление детей о названиях деревьев, кустарников, травянистых растений;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»

                         Энгельсского муниципального района    Саратовской области

                           Конспект  НОД в подготовительной к школе  группе

                                                    «Деревья»

                                                                                    Подготовила :воспитатель

                                                                                        Щербакова М.А.

Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • расширять и уточнять представление детей о названиях деревьев, кустарников, травянистых растений;
  • закреплять знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
  • систематизировать знания об этапах роста деревьев и его частей, используя модели и исследовательскую деятельность;
  • развивать умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • продолжать совершенствовать диалогическую форму речи;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • совершенствовать слуховую координацию.
  • способствовать дальнейшему развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая эмоционально-образное содержание.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, фотоальбомов с изображением осенних деревьев;
  • беседы об осенних изменениях в природе;
  • организация дидактических игр « С какого дерева листок», «Узнай дерево по описанию», «Что перепутал фотограф?», «Бывает – не бывает», танграм;
  • заучивание пословиц и поговорок о деревьях;
  • отгадывание загадок о растениях;
  • оформление выставок детских работ с использованием природного материала (шишки, желуди, ягоды рябины) на осеннюю тематику;
  • слушание и анализ разнохарактерных песен и классических произведений об осени, определение содержания и характера музыки.

Материал:

  • иллюстрации растений: крапива, подорожник,   шиповник, смородина, осина, береза, ель, рябина, клен;
  • иллюстративный материал с изображением деревьев;
  • две магнитные доски;
  • схематичное изображение этапов роста деревьев;
  • природный материал: шишки, желуди, ягоды рябины, семена клена;
  • музыкальное произведение.

Ход НОД:

 В группе размещены иллюстрации  растений: крапива, подорожник,  шиповник, смородина, береза, ель, дуб, рябина, осина, клен.

Воспитатель: - ребята, мы с вами попали в Царство растений. сколько их!  Предлагаю вам выбрать по одному растению  и назвать его.

(Звучит музыка. Дети расходятся по группе, выбирают по одной иллюстрации и поочередно называют изображенные растения). Мы уже беседовали с вами о растениях и узнали, что их огромное царство делится на три государства. Объединитесь в группы так, чтобы мы вспомнили названия этих государств (крапива, подорожник– это травы; шиповник, смородина– это кустарники или кусты; береза, ель, дуб, рябина, клен – это деревья). Как, одним словом, назвать эти государства? (травы, кустарники, деревья).  Сегодня мы отправимся в государство деревьев, и будем в нем исследователями. Проходите на свои места (дети рассаживаются). В путешествии нам поможет сундучок – помощник.  сундучок не простой, а с загадками.

 А для этого , чтобы он открылся, вам нужно отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки:

Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки .  (Березы)

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит, колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Темной он покрыт корой.

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.  (Дуб).

Бусы красиво висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.  (Рябина)

Ну не дерево , а диво!

Разноцветный и красивый

Лист ладошкою раскрылся

Ветер дунул, лист свалился.   (Клен).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Наш сундучок открылся. Что там лежит?  (достает букет из листьев). Листья в букете разноцветные, почему? (наступила осень). Это букет из осенних листьев! Почему с наступлением осени листья меняют окраску? (холодает). Давайте рассмотрим, листья каких деревьев есть в нашем букете, и поиграем в игру «С какого дерева лист». (Воспитатель поочередно достает и показывает листья, дети называют дерево).

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Воспитатель: Давайте, повнимательнее, рассмотрим наш букет. (Обращает внимание детей на ветку лиственного дерева). Эта ветка с листьями, а как называются деревья с листьями? (лиственные деревья). Как называется лес, в котором растут только лиственные деревья и кустарники? (лиственный лес) (картинки).

Воспитатель:

Назовите породы лиственных деревьев

Воспитатель: Что же это? (указывает на ветку ели). У ели есть хвоинки, это тоже листья. Как называются такие деревья? (хвойные). Как называется лес, в котором растут деревья хвойных пород: сосны. ели, пихты? (хвойный) (картинки).

А как называется лес, где растут и хвойные, и лиственные деревья? (смешанный лес) (картинки).

Воспитатель: Давайте вспомним, что есть у дерева? (выслушиваются ответы детей). Верно. каждое дерево имеет корень, стебель, листья.

- Для чего дереву нужен корень? (чтобы брать из почвы влагу и питательные вещества);

- Для чего дереву нужен ствол? (держат ветки и листья);

- Для чего нужны листья? (листьями растения дышат);

-Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части? Почему? (без корня растение не сможет расти, без ствола не будет веток и листьев, без листьев растение не сможет дышать).

-Все части растения важны для его роста. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери дерево».

Дидактическая игра «Собери дерево из частей».

Дети разбиваются на пары. Каждой паре воспитатель дает задание (составить изображение дерева из частей).

-Какие деревья у вас получились? (клен, дуб, сосна).

Физкультминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле! (потягивания – руки в стороны).

Каждое старается

К небу, к солнцу тянется (потягивания – руки вверх).

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли (наклоны вперед)

вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет (наклоны вправо-влево. вперед-назад)

он их вертит, он их крутит,

Да когда же отдых будет? (вращение туловищем).

Воспитатель: Осенью на деревьях созревают плоды, в которых содержатся семена. У нас тоже есть семена и плоды некоторых деревьев.

  • Что это ? (показ желудей). От какого дерева этот плод (от дуба). У дуба семена – это желуди, их очень любят кабаны.
  • Что это? (показ шишек). На каком дереве мы можем их увидеть? ( на ели).

 У хвойных растений – семена находятся в шишках; шишки растрескиваются и разбрасывают семена (показ шишек).

  • На улице мы видим много вот таких «парашютиков» или крылаток (показ крылаток). От какого они дерева? (клен). У клена семена находятся в крылатках, которые разносит ветер.
  • от какого дерева эти ягоды? (показ плодов рябины). У рябины семена находятся в ягодах, их клюют птицы и разносят по лесу.

Воспитатель: Мы вспомнили о том, что некоторые деревья вырастают из семян. У нас есть схема роста дерева, но она разрушилась. Помогите ее выстроить.

Дидактическая игра: «Расти деревце».

 Педагог выбирает двух детей, которые на магнитной доске выкладывают модель роста дерева о объясняют этапы: семечко-росток-взрослое растение. Какое дерево выросло у тебя? (дуб). У тебя? (клен)

Воспитатель: Сегодня кроме деревьев мы вспоминали другие растения. Скажите, ребята, а растения – это живая или неживая природа?

- Докажите, что это живая природа? (растения дышат, растут, питаются).

 - Что нужно растению для жизни? (свет, тепло, вода, почва, ветер)

 - Что дает растениям Солнце? (свет и тепло)

 - Зачем растениям нужна вода? (питание)

 - А как вы думаете, зачем, растениям нужен ветер? (разносит семена, помогает осенью сбросить листья)

Воспитатель: верно, растениям необходимы солнце, вода, почва, ветер.

Какую пользу приносят деревья людям?

  • очищают воздух;
  • создают радостную атмосферу, радуют людей своей красотой;
  • из древесины делают мебель, музыкальные инструменты (балалайки. гитары, скрипки), лыжи и другие предметы.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Потопаем-похлопаем»

Игра «потопаем-похлопаем»

Я буду предлагать вам высказывания, если вы согласны  - похлопайте, если не согласны – потопайте.

Растения – это деревья, кусты, травы

Осенью листья на деревьях меняют цвет

Деревья поливают молоком

Ель – это хвойное растение

Деревья – это живая природа

На березе растут желуди

Клен – это лиственное дерево

Из древесины шьют одежду

Воспитатель: наше путешествие в государстве деревьев подходит к концу. Вспомните, какие виды лесов вы знаете? (хвойный, лиственный, смешанный). Какие части есть у любого дерева? (корень, ствол, листья). Как вы думаете, зачем люди высаживают деревья? (деревья очищают воздух, радуют людей своей красотой).

Звучит музыка.

Воспитатель: читает стих.

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.

Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.

Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

 

Спасибо, все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

Развивающее занятие "Дерево держится корнями, а человек друзьями", направлено на сплочение детского коллектива, формирует внимание к сверстнику, показывает детям ценность дружбы....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе: "Дерево"

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить живот...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе "Деревья смотрят в озеро"

Цель: ознакомление  детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Задачи:Образовательные:▪  Познакомить с новой техникой рисования двойных (зер...

Перспективный план по пожарной безопасности в подготовительнойк школе группе на 2020-2021 гг

Задачи:Продолжать закреплять с детьми правила по пожарной безопасности, научить ребенка правильно вести себя при возникновении пожара.Формировать у детей понятие "Пожар". помочь детям запомн...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Деревья в инее».

Продолжать знакомить с природным явлением (иней); вызвать желание нарисовать рисунок на заданную тему; учить изображать картину природы; учить рисовать гуашью (изображая иней на ветках деревьев); разв...

План недели речевых игр в подготовительнойк школе группе.

План недели игры в подготовительной к школе группе. Можно использовать как неделю игры  и игрушки....