Конспект занятия в подготовительной к школе группе: "Дерево"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Серебрякова Елена Александровна

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами. Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы - взрослые. Надо  научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon serebryakova_e.a._derevo.doc700.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32

Занятие на тему: «Дерево»

Подготовительная группа

Описание: http://static.wixstatic.com/media/4dbd24_29a517f9a8ed72796ce6cdecfe419373.png_srz_768_953_85_22_0.50_1.20_0.00_png_srz

     Воспитатель

Серебрякова Елена Александровна

Задачи:

- дать элементарные экологические знания о дереве, лесе;

- учить выделять характерные признаки деревьев, обследовать с помощью осязательно-двигательных действий части деревьев;

- уточнить роль коры в жизни деревьев;

- вызвать интерес к окружающему миру;

- воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к природе и пробуждать желание сохранять ее.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

 Наблюдения в природе: «Березы на нашем участке», «Одежда для почек», «Что нужно нашему дереву» Во время наблюдений за березами на участке дети придумали «имена» для березок: «Беляночка», «Ароматница», «Дочь ветра»;

Занятия познавательного цикла: «Сказка о листовичках», «Сказка о дереве», «Приключения плодов и семян», «Кора деревьев», «Напоминающие знаки».

Рисование на тему: «Портрет дерева», выставка рисунков: «Мы и наше дерево», лепка деревьев.

Слушание музыкальных пьес: «Лес шумит», «Лесная тропинка».

Пение «Березка», «Если все вокруг подружатся», «Лесные жители».

Разучивание танца: «Во поле береза стояла».

Чтение художественной литературы: «Тайна березок», «Разговорчивая береза» -   М.Скребцова,  «Кому смех, кому слезы» - А.Лопатина, «Березовый сок» - П.Сигунов, «Крылатка-неудачница» - Н.Павлова, «Пень» - Н. Сладков, «Маленькая березка» - М.Скребцова. Разучивание стихов о березке.

Словарная работа: обогащение словаря детей - российский символ, нежный стан березки, зеленая кайма.

Индивидуальная работа: закрепить знания о частях дерева у Егора Д, Лены Ж, Наташи Ш.                                 

 Материал и оборудование: лопатки; леечки;  шапочки или костюмы березок, козлят; веточка березки; платочки4 схемы-карточки с характерными признаками деревьев: березы, тополя, сосны, ольхи, дуба; в «чедесном мешочке» кленовые и дубовые листья (картон), желуди, кора березы, тополя, кленовые крылатки, шишки ели и сосны, древесный гриб.

Ход занятия:

1. Дети под музыку входят в зал, обходят деревья и встают полукругом.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда мы отправимся?

В «неизведанные страны» - во двор, где живете, на участок, где мы гуляем каждый день, в лес, где вы с папой и мамой собирали грибы. Наши гости могут удивиться и спросить, какие же это «неизведанные страны», ведь мы там тысячу раз бывали. Но мы-то с вами знаем, не нужно ездить за моря и океаны, чудеса можно увидеть везде, стоит только захотеть…

Чудо к тем, кто очень ждет, обязательно придет.

Посмотри на леса и поля,

Посмотри, как прекрасна земля,

Кроны сосен и птиц голоса

Здесь на каждом шагу чудеса.

Песня «Если все вокруг подружатся».

Из полукруга выходят 2-ое детей, а девочка-березка – назад за круг.

Ты еще не видел чуда? Вот беда – не видел чуда!

Никогда не видел чуда? Так сходи и посмотри.

Ты увидишь просто чудо,

Там, где магазин «Посуда», возле дома №3,

Сквозь асфальт  у перекрестка пробивается березка.

Дети расступаются, и на середину выходит девочка-березка с веточкой в руках.

Березка:

Я деревце российское, я деревце – краса.

Собою украшаю я зеленые леса.

В лесу далеко виден мой белый, нежный стан,

С зеленою каймою мой летний сарафан.

И символом российским недаром я зовусь,

Меня увидишь только – и сразу вспомнишь – Русь!

Дети садятся на лавочки с 2-х сторон.

- Такая маленькая березка, а сильная, даже сквозь асфальт проросла.

 Опишите молодое дерево.

Дети. Ствол тонкий, легко гнется, ветки тонкие, как прутики, листочки маленькие, нежные, корни слабые.

- Расскажите, с какими опасностями придется встретиться деревцу летом?

Дети… Молодое деревце может погибнуть от жары, потому что корешки слабые, из глубины не могут воду добывать.

- Как мы можем ему помочь?

- Мы будем поливать молодое дерево.

Дети берут леечки и идут «поливать» со словами:

Стали, стали мы березку поливать

Стали песенку такую напевать:

Ты расти, моя красавица, расти

Всем на радость, зеленее шелести.

Ты расти, расти, березка, вырастай,

Всем на радость, зеленея, расцветай!

- Что может произойти с деревцем зимой?

-Зимой, во время снегопада, тонкий ствол и тоненькие веточки могут сломаться от снега.

- Как мы можем ему помочь?

- Можно стряхнуть снег с веточек, а чтобы корням было тепло зимой, вокруг ствола присыпаем снегом. Дети достают лопатки и имитируют «сгребание» снега.

Ветки, сломанные снегом, ветром можно завязать бинтом, рану замазать глиной.

Тонкую кору могут обгрызть козы, зайцы, тогда дерево может погибнуть.

Дети в шапочках козлят подходят к березке. Инсценировка стихотворения:

У красы березки платье серебрится,

У красы березки зеленые косицы,

Со двора к березке выскочили козы

Стали гнуть березку, а березка – в слезы.

Защищать березку вышли наши дети:

«Не дадим в обиду, за нее мы все в ответе».

- Вот мы и помогли березке. Пусть она вырастает стройная, да кудрявая.

Всегда наряд ее весел, стоит она в поле

На перекрестке русских дорог и песен.

 Песня о березе с движениями во время припева: «Ай, да береза, белый ствол, зеленей, зеленей ты листвой». Раздача платочков девочкам.

- А сейчас, а сейчас мы начнем веселый пляс. Мальчики берут балалайки.

Танец: «Во поле береза стояла».

Игра: «Кто кем был».

 Береза – сережкой,

 сук – веткой,

 дуб – желудем,

 пень – деревом,

 ягода – цветком,

 бабочка – гусеницей,

 болото – озером,

 яблоня – семечком,

 кедр – орешком,

 мука – зерном.

2. Во дворе мы побывали, чудеса там увидали. Вокруг себя повернись, на участке окажись. Посмотрите, нас встречают 3 березки.

- Почему вы меня называете Беляночкой?

- Ствол у всех березок белый, как снег.

-Почему меня вы называете Ароматницей?

- В березовом лесу легко дышится, потому что листья, почки березы покрыты целебным бальзамом.

- Почему меня вы называете Дочь ветра?

- Березы любят на ветру качаться. Гусеницы и жуки не любят на березе селиться – очень зябко и неуютно на ветру. Да и семена березы тоже любят с ветром играть.

- Давайте и мы поиграем с ветром. Представьте себя березками.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише, деревцо все выше, выше.

- Березки хотят задать вам еще несколько вопросов.

Беляночка: Почему у березы кора белого цвета?

- Белый цвет лучше всякого другого отражает солнечные лучи, поэтому белая поверхность слабее нагревается.

Дочь ветра: У меня есть мечта: Я хочу быть похожей на человека, хоть чуть-чуть.

- Деревья сравнивают с человеком: ноги – корни, туловище – ствол,

руки – ветки, кора – кожа человека. Про человека даже говорят, как про дерево:

могучий, как дуб; стройная, как березка…

Березку очень часто сравнивают с девочкой в зеленом сарафане, с зелеными косицами, с тонким станом.

Ароматница: Что такое дерево? Как оно живет? Кто все части дерева верно назовет?

Есть у дерева крепкие корни, глубоко схоронились в земле,

Чтобы дерево крепко стояло, чтоб от ветра оно не упало,

Чтобы ветви питаться могли.

Есть ствол, а на стволе – кора,

Если жара – укроет кора.

Ну, а если сильный мороз

Ствол защитит, чтобы он не замерз.

Словно руки там и тут  сучья от ствола растут.

Тонких веток, тонких веток

Может сразу миллион

Листья звонкие на ветках

Шелестят со всех сторон.

Полезные вещества в воде растворяются

Ими-то дерево и питается

Корешками их берет

Листьям пищу отдает.

Все березы отвечают детям: Видим, знаньями богаты, мы ответам вашим рады.

Танец «Краковяк»

Игра «Хорошо - плохо».

- Выросло высокое дерево. Это хорошо!

- Хорошо! Деревья дают свежий воздух, красоту, здоровье людям. С помощью деревьев люди обогревают свои жилища. Летом деревья дают прохладу и тень. Из древесины делают бумагу, мебель, дома, книги и т.д. Плодовые деревья дат урожай.

- Выросло высокое дерево. Это плохо!

- Плохо! Дерево закрывает солнце, во время сильного ветра высокое дерево может упасть и что-нибудь разрушить…

- Как же быть? Мы любим деревья, хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными для людей. Что делать?

- Деревья надо обрезать, старые, гнилые – вырубать. Нужно сажать и выращивать новые,  чтобы на всей Земле вырастали леса.

 

3.  Лес не только для нашей забавы,

     Он богатство нашей страны

     Все деревья в нем, ягоды, травы

     Нам на пользу, друзья взращены.

- Дети, конечно, каждый из вас бывал в лесу, гулял, собирал грибы и ягоды, слушал, как шумит лес, как будто разговаривает. Как деревья разговаривают друг с другом?

- Деревья разговаривают друг с другом с помощью ударов веток друг о друга, цветом, ароматом, шелестом листьев, поскрипыванием.

- Лес как бы разговаривает с нами, рассказывает о чем-то таинственном, сказочном.

Послушайте музыкальную пьесу «Лес шумит».

Изобразите, как шумят деревья (Ш-шш-ш).

В тишине, в лесной глуши шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит шу-шу-шу, да ши-ши-ши.

Тише, шорох, не шурши,

Навостри-ка уши, тишину послушай!

- Вот мы и оказались в лесной сказке. Пойдем по лесной тропинке, которая вьется между деревьями. Кто скажет, кто знает, какой лес бывает? Внимание, внимание! Слушайте задание.

Любит подберезовик лес, какой? (березовый)

Дуб налево, дуб направо, это что у нас? (дубрава)

Любит подосиновик лес, какой? (осиновый)

Ели, словно на подбор, с красной шапкой мухомор спрятался бездельник в вечнозеленый ельник.

Любит красноголовый лес, какой? (еловый)

Сосны вышли на бугор, лес такой – сосновый (бор).

- Игра «Угадай, что спрятано»

Дети на ощупь угадывают, что у них в руках – кленовый лист, дубовый лист, желудь, кора березы, кора тополя, кленовые крылатки, шишки ели и сосны, древесный гриб.

Игра «Найди дерево». Дети выбирают из набора схем-карточек по характерным признакам березу, тополь, ольху, липу, дуб, сосну.

Народные изречения:

Сломать дерево недолго – вырастить – годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса -  не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

 Рощи да леса – родного леса краса.

Вот и показалась лесная тропинка, как будто расступились деревья и провожают нас в обратный путь. Давайте поблагодарим лес.

Песня «Лесные жители» - на куплет дети встают полукругом, на проигрыш – идут змейкой.

Что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали сегодня? Можно ли увидеть чудеса в самом обычном дне?

Стих «Мир велик и прекрасен».

Улыбнись с утра щенку, и росинке, и цветку,

Пестрой бабочке в лугах, солнцу в легких облаках.

Бабочка махнет крылом, солнце – ласковым лучом

И росинка вспыхнет, радуя, семицветной чудо - радугой.

И тогда увидишь ты, сколько в мире красоты.

Обменявшись красотою, будет мир дружить с тобою.

Наше путешествие подошло к концу, елочка прислала вам в подарок еловые шишки. Они будут напоминать нам о лесе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Скоро в школу»

Представленное занятие предусмотрено для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет).Тип занятия: коррекционно-развивающееФорма организации – подгрупповая (6 человек).Продолжительность з...

Конспект развивающего занятия в подготовительной к школе группе «Дерево держится корнями, а человек друзьями».

Развивающее занятие "Дерево держится корнями, а человек друзьями", направлено на сплочение детского коллектива, формирует внимание к сверстнику, показывает детям ценность дружбы....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе " Деревья "

Расширять и уточнять представление детей о названиях деревьев, кустарников, травянистых растений...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в школу"

Конспект занятия в подготовительной к шкоел группе "Путешествие в школу" по образовательным областям "Познавательное развитие", "Речевое развитие"...

Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе "Деревья смотрят в озеро"

Цель: ознакомление  детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Задачи:Образовательные:▪  Познакомить с новой техникой рисования двойных (зер...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Деревья в инее».

Продолжать знакомить с природным явлением (иней); вызвать желание нарисовать рисунок на заданную тему; учить изображать картину природы; учить рисовать гуашью (изображая иней на ветках деревьев); разв...