Главные вкладки

    Сценарий познавательного общения с детьми младшего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Волшебница вода".
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Карсакова Маргарита Гасимовна

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Сценарий познавательного общения с детьми младшего дошкольного возраста в утренние часы».

    Разработчик Карсакова М.Г.

     Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упражнения, проблемные ситуации, которые позволяют ребёнку проверить свои знания в практической деятельности, побывать в роли  активного собеседника и исследователя.

    Лексическая тема: «Волшебница вода».

    Стихотворение недели:

    Воду нужно уважать —
    Это должен каждый знать!
    Совершенно не секрет —
    Без воды нам жизни нет!

    Утреннее приветствие: 

    «Вот собрался наш кружок,

    Улыбнись  скорей, дружок.

    Рука другу, рука другу -

    Передаём тепло по кругу».

    / Дети по кругу берут друг друга за руки/.

    Пальчиковая игра: 

    Ах, вода, вода, вода!    (ритмично потираем ладошки, имитируя «мытье рук»)

    Будем чистыми всегда!

    Брызги - вправо, брызги – влево!  (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить       пальчики, как бы стряхивая воду)

    Мокрым стало наше тело!

    Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем)

    Вытрем ручки очень быстро.

     

    Планирование на каждый день недели. Первая неделя.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Воспитатель:

     Загадка:  

    Меня пьют,

    Меня льют,

    Всем нужна я

    Кто я такая. (Вода)

    Беседа.

    - Где живёт вода? ( в кране, речке, ручейке, луже, тучке).

    - Что нам помогает делать вода? ( умываться, варить, стирать, убираться, поливать и т.д.)

    - А еще кому нужна вода?( рыбам, растениям, птицам, насекомым, животным).

    Что было бы, если бы с земли ушла вода?

    /Рассматривание иллюстраций с изображением  реки, озера, моря. предметных картинок с сюжетами использования воды.

     Вывод: вода нужна всем!/

    Релаксация «Рыбки в воде».

     /музыка «Звуки природы»/.

     Дети, сидя по  кругу, слушают музыку, узнают в музыке шум воды.

    Воспитатель предлагает детям превратиться в рыбок - выполнять движения под ритм музыки – движения рыбок.

    На магнитной доске сюжетная картинка «Летний дождь».

    Воспитатель:

    Чудеса творит водица,

          Не устали мы дивиться –

           Кораблям доплыть поможет,

           Рыбку спать она уложит.

            И желанна каждый час,

            Вода – волшебница у нас.

           -Ребята, про что это

    стихотворение?

            Почему вода – волшебница?

    -Посмотрите-ка, кто это к нам в гости пришел? (Капелька воды).

     Эта капля жила в туче. А что бывает, когда на небе много туч? Что капает с неба? (дождик.)

    -Правильно, идет дождь, с неба падает много-много капелек. Покажите,  как капают капли на ладошку?  (Указательным пальцем ударять по     открытой ладони.)

    Под мелодию «звуки дождя» дети выполняют Текст с движениями.

    Капля раз, капля два,

    (Прыжки на носочках, руки на поясе)

     Очень медленно сперва.

     А потом, потом, потом

     Все бегом, бегом, бегом.

      ( легкий бег по кругу)

    Мы зонты свои раскрыли

    (Развести руки в стороны).

     От дождя себя укрыли.                                                            

    (Сомкнуть руки над головой полукругом).

    Ребята, капельке очень понравилось с нами играть.

    -Что образуется на земле после дождя?

    -Как можно пройти по луже, чтоб не замочить ноги?

    П/игра « С дощечки на дощечку».

    Цель: учить детей перебираться с одной  стороны  «лужи»на другую прыжками или шагами с дощечки на дощечку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на дощечке, ловкость.

    Воспитатель:

    Вода умеет издавать различные звуки:

    - Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

    -В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

    -А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

    - Когда дождик на улице – Кап-Кап-Кап.

    (дети произносят звуки вместе с воспитателем).

    -А если бросить камешек в воду, что будет? Что мы услышим? Хотите узнать?

    Проходите к тазику с водой. Чтобы услышать, что вам скажет водичка, нужно бросить камешек в воду и внимательно слушать ответ в тишине.

    Опыт- эксперимент «Что сказала водичка? »

    Дети бросают камешки в таз с водой, прислушиваются к звуку.

    -Кто у нас самый внимательный ?

    - Что ответила вам водичка? (БУЛЬ)

    - А сейчас по очереди стукните ладошкой по воде. Какой звук услышали?  (плюх).

    Воспитатель:  вода умеет издавать разные звуки.

    Игра «Самодельный водопад»

    Цель: развитие мелкой моторики.

    Содержание.

    Для этой игры пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Участники Круга набирают воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Каждый комментирует, какой звук издал его водопад. Воспитатель обращает внимание детей, что чем выше водопад, тем громче он "шумит".

    Воспитатель: 

    Она – и туча, и туман.

     Она – ручей и океан.

    Она летает и бежит

     И стеклянной может быть. (Вода).  
    -Сегодня мы с вами превратимся в капельки воды.

    Познавательная игра – превращения  «Капельки».

    Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.

    Ход игры:

    /Педагог предлагает детям «превратиться» в капельки/. -Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по группе).

    Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

    А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).

    Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).

    Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).

    А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?

    (вода будет нагреваться)

    Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки, ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).

    А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).

    Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.

    -Чем же мы становились?

    /капельками, ручьем, морем, паром, льдом./

    Воспитатель демонстрирует коллаж «Вода в разных  природных проявлениях».

    Загадки.

    / отгадав загадку, дети прикрепляют картинку-отгадку к магнитной доске.

    Бел, как мел.

     С неба прилетел.

    Целую зиму лежал,

    А  весною в землю убежал. (Снег).

    Во дворе – переполох.

     С неба сыплется горох. Съела пять горошин Зина,

    У нее теперь ангина.

    (Град).  
    Прозрачный, как стекло.

     Но не вставишь его в окно. (Лед).

    В морях и реках обитает,

    Но часто в облаках витает. А, как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода). 

    Утром бусы засверкали. Всю траву собой заткали. Мы пошли искать их днем. Ищем, ищем – не найдем. (Роса).

    Забралась на карниз,

    Носа свесила вниз.

    Ночью слезы прячет,

    Днем от солнца плачет. (Сосулька). 

    Меня нет – меня все ждут.

    А приду, то все бегут. (Дождь).

    Белая вата плывет по воде куда-то.

    (Пена).  

    В этих водяных пустынях Волны, как барханы.

    А среди бездонной сини – Штормы, ураганы.

    (Моря и океаны).

    К реченьке сестрице

    Бежит, журчит водица.

     (Ручей).

    Зимой – скрывается,

     Весной – просыпается. Летом – веселится.

    Осенью – спать ложится. (Река).  

    Там, где травы вьются, на лесной тропе,

    Голубое блюдце спрятано в траве.

    Кто проходит мимо, подойдет, нагнется.

     Для своей дороги силы наберется.

     (Родник).
    Стоит корыто водой налито. (Пруд).  

    Все обходят это место, Здесь земля, как будто тесто.

    Осока повсюду, мхи.

    Нет опоры для ноги. (Болото).
    Белым паром стелется
    Не вьюга, не метелица
    И не дым…. Что за обман?
    Это же густой…

    (Туман)
    Был водой, теперь летаю.
    С виду я туман напоминаю. 
    ( пар).

     В белом бархате деревня - 

    И заборы и деревья. 

    А как ветер нападет, 

    Этот бархат опадет. 

    (Иней)

    Вторая неделя.

    Стихотворение недели

    Вода — основа жизни на Земле,
    Она необходима всем вокруг:
    Растениям, животным, человеку,
    Расходуй ее бережно, мой друг!

    Утреннее  приветствие

    Давай с тобой обнимемся,
    И над землей поднимемся,
    Тепло сердец соединим,
    И станем солнышком одним!

    Пальчиковая игра 

    Водичка, вода (руки вытянуты перед собой, движение вверх – вниз)

    Закатали рукава (одной рукой ведём по другой руке от кисти до локтя вверх, меняем ручки)

    Будем руки мы мыть (трём руки)

    Мылом мылить (круговые движения одной руки о другую)

    И сушить (встряхиваем руками)

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    Демонстрируется коллаж «Вода в жизни человека».

    Воспитатель:

    -Как вы думаете, можно ли человеку обойтись без воды? Почему?

    /рассматривание коллажа и рассуждения детей/.

    -А откуда у нас дома берется вода?

    Текст с движениями. Любим мы ходить по лужам!

    И с дождем мы тоже дружим!


    Под зонтом гулять пойдем –


    Все мы лужи обойдем!

    ·    / В начале, ребенок марширует в ритм стихотворению.

    · пПотом, перепрыгивает через картонки-лужи/.

    -Без воды человек не сможет жить.

    Вода – это чудо природы,
    И нам без воды
    Не прожить.
    Вода – достояние народа!
    Водой мы должны дорожить!

    На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб.

    Д/игра « Что если…»

    Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны  подобрать картинку- подсказку и рассказать, что будет:

    -с животными, птицами,

    -с растениями,

    -с рыбами,

     если не станет воды.

    (Вода нужна растениям, животным, рыбам, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут.)

    -А где в природе есть вода?

    Моделирование. «Как рождается река».

    /С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря/.
    Текст с движениями.

    Цапля ходит по воде

    И мечтает о еде.

    Ноги выше поднимай

    Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)

    Чтоб поймать еду в водице,

    Надо цапле наклониться.

    Ну-ка тоже наклонись,

    До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

    Воспитатель демонстрирует глобус.

    -Знаете ли вы, что это?

    /Это глобус — модель планеты Земля/.

    -Что на глобусе обозначено голубым цветом?

    -А какие еще вы цвета видите?

    -Что обозначено этими цветами?

     (суша).
    -Кого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
    Как вы думаете, что это значит?

    /Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши/.

    -Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
    Д/игра « Наведем порядок» / серия тематических картинок/.

    Цель: формировать представления детей о необходимости бережного отношения к воде в быту и природе. 
    /К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
    Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы/.

    Текст с движениями.

    Тихо плещется вода,
    Мы плывём по тёплой речке.

    (Плавательные движения руками.)
    В небе тучки, как овечки,
    Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
    Мы из речки вылезаем,
    Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
    А теперь глубокий вдох.
    И садимся на песок.

     (Дети садятся.)

    Воспитатель

    -У меня есть волшебные капельки-загадки.

    Д/игра «Загадай – отгадай».

    Цель: формировать умение логически мыслить, опираясь на собственные представления об окружающем мире.

    -Кто сильнее всех на свете?

     (Вода)

    -Что в руках не удержишь? 

    (Воду)

    -Что в решете не унесёшь?

     (Воду)

    Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

    По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт - тут и пропадёт.

     (Волна)

    Белое покрывало на земле лежало. Весна пришла - оно всё сошло. 

    (Снег)

    Ночь спит на земле, а утром убегает. 

    (Роса)

    Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадет.
    И никуда я не иду,
    Покуд
    а он идет.
    (Дождь)

    -Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды –

    Жить нельзя нам без

    (воды).

     Работа с  макетом пруда

    -Ребята, у меня есть пруд. Помогите мне его заселить.

    Д/игра «Кто живет в пруду».

    /серия тематических мелких игрушек: рыбки, водоплавающие птицы, насекомые, лягушки, растения/.

    Текст с движениями.

    (Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок).

    Рыбки плавали, ныряли

    В чистой тепленькой воде.

    То сожмутся,

    (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются).

    Разожмутся,

    (Пальчики сильно растопыриваются в стороны).

    То зароются в песке.

    /Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто зарываете их в песок.

    Воспитатель:

    -В какие игры можно играть с водой?

    (пускать кораблики, плескаться и обливаться водой в жаркий день, купаться в водоеме и т.д.).

    Жаркий солнечный летний день очень приятно провести у реки, озера. Поплескаться, поплавать в прохладной водице. Кажется, а что ничего плохого произойти не может. Но это не так. Вода может быть ОПАСНОЙ.

    -Как вы думаете, почему вода может быть опасной?

    /Рассматривание плаката  «Будь осторожен  на водоеме»/.

    Словесная игра « Да или нет»

    (Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет – руки опускаем.)

    - Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

    - Нельзя прыгать и нырять в воду?

    - Можно заплывать далеко от берега на надувном матросе?

    - Можно купаться в местах, где запрещено купание?

    -Нельзя толкаться, плескаться, хватать друг друга за ноги и руки, опускать головы друг друга в воду?

    - Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

    - Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

    - Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

    -Находясь на водоёме, зимой или летом, будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.

    Текст с движениями.

    К речке быстро мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    Раз, два, три, четыре-
    Вот как славно освежились!
    А теперь поплыли дружно,
    Делать так руками нужно:
    Вместе – раз, это брасс,
    Одной, другой – это кроль.
    По реке мы дружно плыли,
    Вышли на берег крутой
    И помашем ей рукой!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы» по лексической теме: "Здравствуй, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Транспорт"

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме:"Безопасность".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "Этикет". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме "До свидания, лето!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Здравствуй, детский сад!". Разработчик Карсакова М.Г.

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры,...

    Сценарий познавательного общения с детьми среднего дошкольного возраста в утренние часы по лексической теме: "Животный мир".

    Содержание утренних  бесед  с детьми соответствует изучаемой  лексической теме. Кроме того, в соответствии с  лексической темой, для каждого дня подобраны дидактические игры, упраж...