«Моё имя» Организованная образовательная деятельность в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель: Рассказать об именах. Учить  использовать в обращении ласковые обороты речи, разные формы имен; понимать, как образуется взрослое имя и отчество. Знать свое полное имя и отчество, а также своих родителей.  Воспитывать уважение к имени другого человека. Закрепить умение изображать портреты близких людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_imya.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность в старшей группе

Тема: «Моё имя»

Цель: Рассказать об именах. Учить  использовать в обращении ласковые обороты речи, разные формы имен; понимать, как образуется взрослое имя и отчество. Знать свое полное имя и отчество, а также своих родителей.  Воспитывать уважение к имени другого человека. Закрепить умение изображать портреты близких людей.

Ход:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, читают стихотворение:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся.

-  Подарим друг другу улыбку и поднимем  настроение. (По группе прыгает солнечный зайчик и отвлекает детей)

- Ой, а кто это нам тут мешаем? Да это же солнечный зайчик. Он очень любит играть. Вытяните руки ладошками вверх и пусть он по ним поскачет. Смотрите, как он ловко прыгает и ласкает ладошки своим теплом. Давайте его поймаем?

- Эй ты, лови его быстрей. Да не ты, а ты. Ребята, почему вы не можете понять, кому я говорю? Хорошо ли так обращаться к людям? Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. У каждого из вас есть имя, которое отличает одного человека от другого. К человеку обращаться нужно обязательно по имени. Но иногда вы хотите к кому-то обратиться, а имени не знаете. Как поступить в этом случае?

1. Игра «Давай познакомимся»

К кому на ладошки прыгнет солнечный зайчик, тот говорит, как его зовут. (Меня зовут Оля, меня зовут Вика,  … Ира и т.д.)

- Солнечному зайчику очень понравилось с вами играть, и он решил подарить вам мячик. Этот  мячик  не простой, кто его возьмёт  в руки становится добрым, ласковым.

2. Игра «Ласковые имена»

Дети бросают друг другу мяч и называют ласковым именем. Например, бросаю мяч Ире и говорю Ирочка, она бросает Оли и говорит Олечка и т.д.

- Какими вы стали ласковыми, нежными и добрыми. Давайте присядем  и немного отдохнем.

3. Послушайте стихотворение. Может кто-нибудь догадается, сколько имен у подружки, у Оли?

 Сколько имен у подружки, у Оли?

Как бы друзья не запутаться тут.

Олей зовут эту девочку в школе,

Олечкой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

«Олька!» - кричит озорник во дворе.

Кто же, скажите мне, посчитает,

Сколько имен у подруги моей?

- Правильно, имя у Оли одно, а все остальное – это варианты имени. В школе ее называли официально – Оля, родные дома называли ласково – Олечка, Олюшка, а озорник звал  Олька. Это не культурное обращение. Если вы обращаетесь к другим Танька, Петька, Васька, значит вы невоспитанный человек.

4. Игра «Назови по-другому»

Предложить детям подобрать разные варианты имен:

Юля – Юлечка, Юляша, Юлия;

Лена – Леночка, Алена, Аленушка, Елена;

Егор – Егорушка, Егорик.

- Назовите своё имя так, как вы  хотите, что бы вас называли? Как зовут вас дома? Вам нравится ваше имя? У вас есть родственники с таким же именем, как ваше?

- Вы знаете, что двух людей с одинаковым именем зовут тёсками. (Пример) А еще в группе тёски есть?

- Каждому человеку имя дается сразу после рождения. Вы знаете, что имена растут вместе с детьми? Сегодня ты мал и имя у тебя маленькое. Вот, например когда я была маленькая, такой же как вы сейчас, то меня звали Ниночка, Нинуля, а когда подросла и пошла в школу моё имя подросло вместе со мной и стало полным Нина. А вот если девочку звали Аня, то станет Анна, Саша – Александра. Вы знаете свое полное имя?

5. Игра «Назови полное имя»

Дети садятся в круг на ковре, катают друг другу мяч и называют своё полное имя. Ребенок говорит Вася и катит мяч, Вася должен поймать мяч назвать свое полное имя – Василий и имя ребенка кому будет катить мяч дальше – Оля, Оля ловит мяч и говорит – Ольга, катит мяч дальше – Катя, Катя ловит – Катерина и т.д.

- Когда вы станете взрослыми, то вас станут звать-величать по имени – отчеству. Вот например меня теперь зовут Нина Владимировна. Моего папу звали Владимир, отсюда и отчество Владимировна. Если папу зовут Сергей, то девочка будет - Сергеевна, а мальчик – Сергеевич.

- Ваня, как зовут твоего папу?   Значит как твоё полное имя отчество? (ответы) Вы знаете полное имя отчество ваших родителей?

6. Вот и разобрались, как кого  зовут, а теперь давайте отдохнем. Встанем в круг и поиграем в игру «Угадай по голосу».

7. Отгадайте загадку:

Ну, а если на картине

Нарисован человек

Значит эту мы картину

Назовем с тобой…. (портрет)

- Правильно. Найдите среди картин портреты. Как вы догадались? Как правильно нарисовать портрет?  Как его нужно расположить на листе бумаги?

- Давайте на миг превратимся в художников и напишем портрет одного из ваших родственников: папу, маму, бабушку, дедушку, брата, сестру – ведь именно    они дали вам ваши прелестные имена.

- Закройте глаза и представьте лицо выбранного вами человека. Какие у  него глаза, волосы, рот, нос.. Представили? Алеша ты кого нарисуешь? А ты..? (показ образца)

(Дети садятся за столы, рисуют. Когда закончат рисовать,  пустить солнечных зайчиков на детские работы.)

- Смотрите солнечный зайчик вернулся. Давайте ему расскажем, что нового вы сегодня узнали.

После занятия оформить выставку портретов и пусть дети расскажут, кого они нарисовали.

Список литература:

1. Г.М. Блинова «Занятия. Познавательное развитие детей 5-7 лет», Москва, 2010г.

2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа», Москва, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого просмотра Организованной образовательной деятельности в старшей группе По образовательной области «Художественное творчество»

Цель: расширять знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых, учить создавать изображения из бумаги; закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной в...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе с использованием метода сторителлинга и конверт – доски в старшей группе Тема: «Необычная поляна»

Организация организованной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в старшей группе по теме "Необычная поляна"...