Программа "Мир вокруг нас"
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чукалова Зоя Михайловна

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ Црр детсад 1387 УДПРФ

Программа "Мир вокруг нас"

по формированию экологической культуры детей подготовительной группы

Составила: Чукалова Зоя Михайловна

воспитатель

Москва 2017

Программа "Мир вокруг нас" по формированию экологической культуры детей подготовительной группы.

Цель экологического образования – формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность проблемы формирования  экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста представляет собой процесс единства и взаимосвязи составляющих экологической культуры:

  • формирование элементов экологического сознания;
  • формирование практических навыков и умений по уходу за объектами живой природы и некоторых способов охраны природы;
  • воспитание культуры поведения и деятельности.

Поскольку мышление дошкольников является наглядно-действенным, и наглядно-образным, основной упор программы идет на наблюдение, эксперимент и собственную продуктивную деятельность детей. В качестве одного из главных средств формирования экологической культуры  выделяется метод моделирования – это определено особенностями развития познавательной сферы у старших дошкольников. Именно данный подход дает ребенку возможность самостоятельно обнаруживать связи и закономерности в мире природы.

Доступность метода моделирования для дошкольников была показана психологами (А.В.Запорожцем, Л.А.Венгером, Н.Н. Поддьяковым, Д.Б. Элькониным). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показали исследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности. Это направило внимание педагогов на разработку и применение предметных моделей в обучении. Модель должна облегчить познание (М.И.Кондаков, В.П. Мизинцев, А.И. Уемов и др.).

Педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

Организационно-методические пояснения к программе «Мир вокруг нас»

Согласно требованиям Стандарта дошкольного уровня образования, в содержании данной программы нашли свое место занятия, на которых дети знакомятся с проблемой загрязнения окружающей среды и самостоятельной практической деятельностью способствуют сохранению и улучшению окружающей среды.

Программа предусматривает проведение одного специального занятия по экологии в неделю (36 занятий в год) со всей группой (подгруппой) детей.

Каждое фронтальное занятие с детьми имеет свою определенную структуру. Тематика и структура занятия представлены в Приложении № 1.

Основные принципы работы:

  • Работа должна основываться на принципах доступности, прогностичности, целостности.
  • Необходимо использование блочной системы построения перспективного плана занятий;
  • В процессе работы в комплексе должны использоваться наблюдение, эксперимент, решение игровых проблемных задач моделирование и самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  • Работа с детьми не ограничена рамками занятий (предварительная работа, разнообразные сопутствующие формы работы: праздники, развлечения, конкурсы и викторины экологического содержания);

 
Тематический план занятий по программе «Мир вокруг нас»

Наименование разделов и тем

Количество занятий

РАЗДЕЛ 1 Неживая природа

7

РАЗДЕЛ 2 Живая природа

 

Тема 1 Растительный мир

12

Тема 2 Животный мир

5

Тема 3 Человек

4

Тема 4 Экологические системы родного края

4

Тема 5 Природа и человек

4

ВСЕГО

36

Целью программы «Мир вокруг нас» является формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Задачи экологического образования дошкольников 6 -7 лет:

  1. Формирование элементов экологического сознания;
  2. Формирование практических навыков и умений по уходу за живыми существами и некоторых способов охраны природы;
  3. Формирование осознанно правильного отношения и бережливости к природе родного края;
  4. Воспитание культуры поведения и деятельности;
  5. Расширение и обобщение знаний детей об основах ЗОЖ и Основах безопасности жизнедеятельности.

Требования к знаниям и умениям, навыкам дошкольников

Раздел «Формирование  экологической культуры детей 6 -7 лет»

Воспитанник должен

Требования к уровню подготовки

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.

Растения родного края:

  • 8 деревьев;
  • 4 -5кустарника;
  • 6-7 садовых цветущих растений;
  • 7-8 травянистых растений леса и луга;
  • 6-8 видов лесных ягод и грибов;
  • Первые весенние цветы.

Растения и животных средней полосы, занесенных в «Красную книгу». Необходимые условия жизни животных и растений. Органы растений и их функции. Стадии роста и развития животных и растений.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О труде людей в сельском хозяйстве, злаках и их выращивании в поле. Способах вегетативного размножения комнатных растений. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. О свето-, тене-, влаголюбивых, засухоустойчивых растениях. О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы. О живой и неживой природе, их взаимосвязи в жизни и сообществе. О многообразии животных и их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом. О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе. О природных особенностях человека и основах безопасности жизнедеятельности.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения в природе. Обеспечивать уход за растениями и животными «уголка природы». Оказывать помощь окружающей природе. Пересаживать комнатные растения. Сажать садовые и огородные культуры в грунт.

Программа содержит:

  1. Перспективный план (Приложение 1).
  2. Конспекты занятий (Приложение 2).
  3. Уровни сформированности основ экологической культуры детей 6 -7 лет (Приложение 3).
  4. Тексты экологических задач (Приложение 4).

Литература:

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников. // дошкольная педагогика. 2006 г. № 3, стр.23.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О.В.Дыбина (отв. ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  3. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль.: «Академия развития», 1996.
  4. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
  5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. Москва, Сфера, 2006г.
  7. Как знакомить дошкольников с природой. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978.
  8. Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1996.
  9. Николаева С.Н.Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995.
  10. Н.А. Рыжова «Не просто сказки», М.2000
  11. Николаева С.Н Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  12. Программа «Любознайка» (мир растений, мир животных). – Самара, 1992.
  13. Ривина Е.К. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром. // Детский сад от А до Я. 2006. № 2, стр. 27.
  14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  15. Рыжова Н. Песок, глина, камни. // Дошкольное воспитание. 2003. № 10, 11
  16. Савенков А.И. Эксперимент в образовательном учреждении. // Детский сад от А до Я. 2006. № 3. стр.4
  17. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004. № 7, стр. 21.
  18. Шорыгина Т.А. Зеленые сказки: экология для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  19. Т.В.Хабарова, Н.В. Шафигуллина Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников, Детство-ПРЕСС,2010.



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ Црр детсад 1387 УДПРФ

Программа "Мир вокруг нас"

 по формированию экологической культуры детей подготовительной группы.

Составила: Чукалова Зоя Михайловна

воспитатель

Москва 2017


                                                                                                         Приложение   1

Перспективный план программы «Мир вокруг нас»

Тема занятия

Программное содержание

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Работа с моделями

1.Живая и неживая природа

Обучение умению различать живую и неживую природу, выделять отличительные признаки живой природы

Игра «Живое-неживое»

«Летает-не летает» «Угадай, что в мешочке», «Съедобное-несъедобное»

Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки»: «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок»

Проведение серии наблюдений «Живое-неживое»

Работа со схемой «Живое-неживое»; придумывание условных обозначений для понятий живая и неживая природа

2.Как все живое растет?

Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди- являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение

Чтение В. Сутеев «Под грибом» Д/и  «Времена года» (Видоизменение растений по временам года)

Рассматривание схем-пособий «Одуванчик», «Лягушка».

Опыт «Посадка фасоли»

Рассматривание иллюстраций из пособия «Жизненный цикл животных»

Составление схемы «Развитие живого объекта». Экологическая задача с элементами моделирования «Так было весной. Что произойдет летом и осенью?»

3.Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко

Формировать у детей представление о том, что хлеб (злаковые культуры) крестьяне выращивают в поле. Уточнить представление детей о последовательности трудовых операций при выращивании злаковых культур. Расширять знания детей о процессе изготовления хлебобулочных изделий. Воспитывать привычку бережного отношения к хлебу, уважение к труду хлебороба и хлебопека, подчеркивая значимость их труда

Рассматривание разных колосьев, их сравнение.

Д/и «Ботаническое лото», «Ромашка».

Экскурсии на поле, в пекарню, на мельницу.

Замешивание теста для пирожков

Составление алгоритма «Как поставить тесто для пирожков», «Откуда хлеб пришел»

4.Что такое заповедник? 5.Для чего нужна Красная книга

Познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут. охраняют заповедные уголки природы. Формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее нужно охранять

Чтение Г. Снегирев «Про птиц», Г. Скребицкий, рассказы о животных

Просмотр видеофильма «Заповедники России»

Составление, совместно с детьми, «Красной книги », с использованием опорных сигналов

6.Растения и животные

Обучение умению различать растения и животных, выделять их отличительные признаки

Игра «Живое-неживое»;

чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Живые цепочки», «Рябина»;

д/и «Найди по описанию», «Посели правильно»,

«Растение или животное?»

Наблюдение за растениями и животными ближайшего окружения

Придумывание условных обозначений для понятий растения и животные

7.Неживая природа

Обучение умению выделять факторы неживой природы, влияющие на растения и животных

Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы».

Рассматривание иллюстраций из пособия «Природные явления и объекты»

Придумывание условных обозначений для понятий  свет, тепло, вода, почва. Составление схемы «Что нужно для роста и развития живого организма»

8.Кто главный в лесу? Живые цепочки

Уточнить представление детей о лесе и его обитателях; формировать представление о взаимозависимости обитателей лесного сообщества; пищевой зависимости друг от друга, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятия «хищник», «травоядное», уточнить представление о приспособленности хищников к добыванию пищи.

Чтение сказки В.Бианки «Сова», игра по сказке;

чтение произведений Е Чарушина: «Заяц», «Лиса», «Волк»

Игры: «Что в лесу растет?» «Кто в лесу живет?» «Сведение лесов»

Домашнее задание: Подобрать литературу о питании обитателей леса

Наблюдение за кошкой, определение кем она является: хищником или травоядным животным

Составление схемы «Цепочки питания». Экологическая задача с элементами моделирования: « В лес пришли лесорубы. Что будет?»

9.Сравнение песка, глины и камней

Уточнить представления о свойствах песка, глины, камней: учить детей сравнивать материалы, правильно называть их особенности. Дать представление о том, где данные материалы находятся в природе, как они добываются, как их использует человек.

Игры на участке с использованием песка, камней и глины. Знакомство с их свойствами.

 Подбор экспонатов для «Музея камней»

- Рассматривание  песка

- Сравнение песка с речными камнями

- Что тяжелее?

-Забьем гвоздик в песок, камень, глину

Составление алгоритма: «Изготовление глиняной игрушки», Схемы «Свойства песка, глины, камней»

10.Царица-водица

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о том где вода встречается в природе (родники, реки, моря, океаны, озера, осадки и т.п.). Познакомить детей с круговоротом воды в природе

Отгадывание загадок, заучивание стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций. Игры «Ручеек», «Мы–капельки»,  д/и «Цепочки реки», «Этажи реки»

Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне, опыты с водой, паром, льдом

Моделирование «Как рождается река?» Составление модели соотношения воды и суши на Земле. Схема «Круговорот воды в природе».

11.Удивительные превращения Грязнулькина в Чистюлькина

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания, Продолжать воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, Активизировать мыслительную деятельность, воображение

Замораживание цветных льдинок

 Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки»: «Вода и ее превращения», «Родник»

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, льде, инее, росе, дожде, снеге     О .Троепольской

Опыты с водой из серии «Волшебница-вода» наблюдение за водой в разных агрегатных состояниях.

Составление алгоритма действия «Уроки Мойдодыра» (как правильно мыть руки)

12.Мир леса

Познакомить детей с особенностями природных условий бора; дать элементарные представления о хвойном лесе, как о зеленом доме растений и животных; продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; расширять знания и представления детей о значимости бора в жизни людей

Чтение Т.А.Шорыгина «Волшебник с планеты Омега», рассматривание фотографий с видами бора, рассматривание буклета «Редкие растения и животные  родного края»,

изготовление «Красной книги »

Д/И «Есть у елочки друзья», «Живая пирамида»

Изготовление схемы   «Что можно и нельзя делать в лесу». Экологическая задача с элементами моделирования «Легко ли восстановить лес?»

13 «Путешествие по глобусу»

Расширить   знания детей о глобусе – модели Земного шара, о формах и видах воды (родники,   реки, моря, озера, океаны…).

Развивать экологическую культуру; обогатить   словарь: круговорот.

Воспитывать бережное отношение к   воде, как основному природному ресурсу.

Чтение М.Мохова «Наш край

. Рассматривание иллюстраций   (использование воды человеком); игры «Ручеек», «Мы – капельки».

Рисуем глобус.

14.Кто он: здоровый человек?

Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Д/и «Помоги человечку вырасти»

Чтение энциклопедии для дошкольников и рассматривание иллюстраций. Чтение книги «Букварь здоровья»

Практическое занятие «Чистим зубы ежедневно»

Составление схемы «Что хорошо и плохо для здоровья человека», составление алгоритма действия «Режим дня в детском саду и дома»

15.Органы чувств

Знакомство с органами чувств , их значением в жизни человека.

Чтение: «Энциклопедия для дошкольников», «Уроки Мойдодыра».

 Д/и «На приеме у окулиста, отоларинголога».

С/р игра «Больница». Рассматривание иллюстраций из пособия «Органы чувств»

«Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Слепой и поводырь», «Где звенит колокольчик?»

Моделирование на тему «Расскажем все о яблоке» (Что нам поможет увидеть яблоко? Определи по запаху, где лежит яблоко. и т.д.)

16.Внутренние механизмы организма человека

Ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела, познакомить детей с назначением и работой сердца. Познакомить с органами дыхания

Рассматривание альбома «Уроки Айболита».

С/р игра «Поликлиника»,

 Д/и « Зарядка»

Вырезание кукол из бумаги, сложенной вдвое

Наблюдение за особенностями движения человека, Опыт «Что будет, если у человека не будут сгибаться суставы?»

Моделирование «Суставы». «Кровеносная система и сердце»

17.Моя безопасность

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, дома; при возникновении пожара. Рассмотреть и предложить детям запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с предметами

Д/и «Доскажи словечко»

С/р игры: «Больница», «Дорога», «Пожарные», «Милиция». Чтение «Басенки-безопасенки» Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки» (безопасность для малышей)

Практическое занятие «Оказание первой помощи при различных травмах»

Изготовление коллективного стенда «Соблюдайте правила безопасности» (знаки запрещающие, предупреждающие и разрешающие)

18.Как растут растения?

Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; ознакомление в корнем, его функциями и видоизменениями. Учить детей быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям

Д/и «Подбери пару» - к семечку - взрослое растение.

Игра «От зернышка до булочки», «Следопыты» «Кто быстрее?» «Найди по описанию»

Опыты из серии «Корень»

Составление схемы развития горошины.

Придумывание условных обозначений для разных видов корней

19.Где растения любят жить?

Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, в лесу, в океане, в горах, в тундре. Способствовать установлению причинно следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. Знакомство со стеблем, его функциями и видоизменениями

Д/и «Кто где растет?» «Какие части есть у растения?» Составь растение из карточек» «Где у растения …?»

Уход за растениями уголка природы.

 Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии.

Опыт: «Влияние света, тепла и воды на жизнь растений». Рассматривание комнатных растений со стеблями разного вида

Опыты из серии «Стебель»

Условные обозначения условий жизни (много-мало воды, богатая – бедная почва, много – мало света, тепло – холодно), условные обозначения видоизменений стебля

20.Растения – легкие земли

Дать представление о значении растений: показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; ознакомить с функциями и видоизменениями листа. Воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы

Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек.

Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Зеленый наряд Земли»

Серия развивающих игр «Листья»

Опыт «Как дышат растения?» Рассматривание гербария с листьями разной формы. Опыты из серии «Листья»

Подбор условных обозначений для листьев различной формы. Соотнесение функции и строения листа

Растительный мир Земли

Ознакомление детей с многообразием растительного мира Земли, со значением растений, их строением и умением приспосабливаться к условиям внешней среды

Предварительное знакомство с материалом проекта «Живое-неживое»

 Д/и «Что где растет» «Что сначала, что потом»

Просмотр видеофильма «Разнообразие растительного мира на Земле». Наблюдения во время прогулок и экскурсий

Моделирование биоценозов пустыни, леса, луга с различными растениями

21.Растения, которые украшают нашу жизнь

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и правилах ухода за ними, обогащение словаря.

Д/и «Где спрятался Флорик?», «Растения разных континентов» «Помощники растений» «Ухаживаем за растениями» Уход за растениями уголка природы

Опыты «Какое растение сильнее, пышнее?» Цикл наблюдений за комнатными растениями

Паспорт комнатного растения: Карточка с условными обозначениями условий жизни для каждого растения, особенностей внешнего вида, мест обитания в природе

22.Культурные и дикорастущие растения

Дать детям представление о дикорастущих и культурных растениях, о правилах их сбора. Формировать представление о травах, кустарниках и деревьях и умение распознавать эти виды по  составным частям

Рассматривание гербария.

 Д/и «Узнай, чей лист». «С какого дерева листок» «Карлики и великаны»

Чтение Н.А. Рыжова «Необыкновенная экспедиция»

Сравнение плодов культурных и дикорастущих растений (Яблоки, плоды малины, смородины)

Работа с кругами Эйлера «Культурные и дикорастущие растения»

23.Строение цветка

Ознакомление со строением цветка, него функциями и видоизменениями

Рассматривание иллюстраций. Д/и «Составь букет», «Чем отличаются цветы разных растений», «Найди цветок в букете»  

Упражнение «Цветок» (психогимнастика)

Серия опытов из цикла «Цветок»

Составление  плана-схемы описания цветка с изображением сенсорных источников получения информации

24.Строение плода

Ознакомление со строением плода, его функциями и видоизменениями. Учить  детей обобщать растения по существенным признакам, строить суждения с доказательствами.

Д/и «Чьи детки», «Овощи и фрукты», «Вершки и корешки», «Съедобное-несъедобное», Рассматривание иллюстраций. Муз/дид. игра «Урожай»

«Ветер расселяет деревья по новым местам» «Желуди – семена дуба»

Работа с кругами Эйлера Классификация «Овощи и фрукты», «Плоды растений нашей местности»

25.Видоизменения цветка и плода. Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?

Выявление знаний детей о различных видоизменениях цветка и плода, умения определять связь строения растения с факторами внешней среды. Закрепить знания детей об овощных культурах. Сформировать представление о нитратах : в каких растениях содержатся и какой вред приносят нашему здоровью. Дать представление о том, что нитраты можно удалить из овощей, и тогда они не будут опасны.

Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» «Маленькие путешественницы», сказки «Путешествие горошинки», «Букваря здоровья».

 Д/и «Я знаю пять овощей, фруктов, ягод, орехов и т.д.»  

Опыт «Почему летят семена одуванчика?»  «В розовом ростке спрятан целый дуб»

Приготовление салата из овощей. Опыты по выведению нитратов.

Схема «Связь строения растения с факторами внешней среды»

26.У Солнышка в гостях

Формировать у детей  реалистическое представление о природных явлениях, подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла. Познакомить со свойствами солнечных лучей

Д/и «День и ночь», «Заря», Чтение:  О Секора «Погода в картинках»;  поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы»

Опыты из цикла «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Наблюдения за тенью, сезонными изменениями в природе

Моделирование с глобусом и лампочкой «Годовое и суточное движение Земли вокруг солнца» Задача «Так было днем. Что произойдет ночью?»

27.Зеленая аптека

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений

Беседа о лекарственных травах, рассматривание набора открыток «Растения на службе у человека»

Изготовление буклета «Зеленая аптека»,

Практическая работа:

- заваривание фиточая

- изготовление луковых капель и чесночных бус

- шитье ароматических подушечек

Составление алгоритма действия «Сбор и заготовка лекарственных растений»

28.Чудесная кладовая - почва

Дать первоначальные представления о составе почвы. Расширять знания детей о видах почвы, в связи с климатическими особенностями, о приспособленности растений к жизни в различных экосистемах

Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк», заготовка различных видов почвы для дальнейшей работы на занятии

Опыты из цикла «Роль почвы в жизни растений»

Изготовление модели «Слои  почвы» (в стеклянной банке дети слой за слоем располагают глину, песок, чернозем)

29.Посев семян помидоров для выращивания рассады

Уточнить представление детей о том, из чего можно вырастить растение, Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах (помидоры, огурцы). Учить детей приемам посева семян. Учить выращивать рассаду из семян, подвести детей к пониманию того, что для быстрого роста растения необходимо создавать определенные условия.

Наблюдение за ростом лука, комнатных растений.

Д/и «Вершки и корешки» Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок об овощах, Беседа «Что можно приготовить из помидор?» Домашнее задание «Лето в банке»

Опыты с проращиванием семян в различных условиях.

Составление алгоритма действия «Посадим рассаду помидоров», изготовление схемы «Рост и развитие растения»

30.Сбережем удивительный мир растений и животных леса

Систематизировать представление о лесе как об экосистеме. Выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном), объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу, Продолжить формирование представлений о взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания

Д/и «У каждого свой дом» «Живая пирамида»,

 чтение художественной литературы,

 загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, изготовление поделок из природного материала. Домашнее задание: во время прогулки в лесу собрать интересные экспонаты для мини-музея группы

Рассматривание «Лесные находки», Наблюдение за отдельными растениями: «Ель и сосна», «Деревья нашего участка»

Модель взаимосвязи растений и животных и условий жизни в экологической системе «Лес»,экологическая задача с элементами моделирования «Построим биоценоз»

31.День Земли

Дать представление о том, что Земля – общий дом для всех ее обитателей, вызвать у детей стремление к сохранению своего общего дома, как условия для жизни всего живого, способствовать осмыслению своего места среди всех земных обитателей

Д/и «Напоминающие знаки», «Ромашка», «Скорая помощь».

Беседа о том, что 22 апреля весь мир празднует День Земли. Работа с глобусом.  

Труд на участке детского сада по уборке мусора после зимы

Наблюдение за травой, которая появилась из-под прошлогоднего мусора.

Изготовление модели «Земля – наш общий дом»  

32.Растения и животные луга, созданы друг для друга

Обучение умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания: луг. Закрепить знания детей о названиях луговых растений (иван-чай, кипрей, ромашка, мышиный горошек, гвоздика). Подвести к выводу о том, что растения луга являются светолюбивыми

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»  Д/и «Что растет на лугу?» «Кто живет на лугу?»

Чтение Т.А.Шорыгина «Зеленые сказки» «Удивительный мир шестиногих» «Катя и божья коровка»

Цикл наблюдений за насекомыми.  Сбор коллекции муляжей «Насекомые» Наблюдение за одуванчиком

Изготовление модели биоценоза «Луг»,

33.На пруду

Познакомить детей с разнообразием обитающих на поверхности воды и вдоль пруда водных и околоводных организмов. Помочь детям увидеть, как прекрасна природа там, где есть вода. Вызвать у детей возмущение теми, кто не щадя красоты бросает бытовой мусор или неумело пользуется удобрениями. Учить детей понимать и правильно судить о бедах природы.

Рисование отдельных видов растений и животных водоемов, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы.

Д/и «Я знаю пять рыб» «Звери, птицы, рыбы»,

Наблюдение за обитателями аквариума

Изготовление модели биоценоза «Водоем»

34.Город – растительный и животный мир

Формирование умения выделять связь растений и животных со средой обитания. Влияние неблагоприятных экологических факторов на жизнь человека, растений и животных в условиях городской среды

Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Крылатые помощники», «Как скворец себе дом искал»,

 беседа «Наши соседи»

Наблюдение за растениями у дороги и в парке;  за птицами;  за дымом из трубы котельной

Схема «Неблагоприятные экологические факторы  влияющие на живую природу в городе»

35.Экологическая системы нашего края

Закрепить знания детей об экосистемах. Подвести к выводу о взаимосвязи животных и растений с условиями жизни в экологических системах

Рассматривание иллюстраций из пособия « Природные сообщества»

 Беседы по картинам

Наблюдение за живыми объектами.

Модели взаимосвязи растений и животных и условий жизни в экологических системах – луг, водоем, лес, город


                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...


 

Комментарии

Васильева Елена Владимировна

Грамотно! Молодец!