Конспект НОД: Путешествие в "прошлое" и "настоящее"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Черанева Ольга Григорьевна
Содержание конспкта включает в себя интеграцию образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». при составлениии использована основная образовательная программа дошкольного образования "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chputeshestvie_v_proshloe_2.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                   «Детский сад комбинированного вида №11»

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

по образовательной области

« Познавательное развитие»

в группе общеразвивающей направленности

для детей  4 – 5 лет

тема: Путешествие в «прошлое» и «настоящее».

Воспитатель:  Черанёва О.Г.

Алексин 2017 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагогического работника

Черанёва Ольга Григорьевна

Место работы (наименование ДОУ)

МБДОУ «ДС комбинированного вида №11»  город Алексин   Тульской области

Возрастная группа:

Общеразвивающей направленности для детей  4-5 лет

Тема:

Путешествие в «Прошлое» и «Настоящее».

Использованная образовательная программа

Основная образовательная программа дошкольного образования

Интеграция образовательных областей

«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Средства ИКТ

Музыкальный центр

Аппаратное и программное обеспечение

MS Word, аудиозапись

Программное содержание:

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через ознакомление с предметами быта прошлого и настоящего.

Задачи:

 1.Образовательные.

-Систематизировать знания детей о быте (образе жизни, посуде, одежде, игрушках), традициях русского народа прошлого и  настоящего.

-Приобщать детей к познанию нового, через вхождение детей в проблемную игровую ситуацию.

- Обогащать словарный запас детей словами:   косоворотка, рубашка, тряпичная  кукла, крынка, горшок, чугунок, сундук, шкаф.

2.Развивающие.

-Развивать умение проявлять способность замечать  характерные  особенности  предметов, анализировать,  делать выводы.

-Развивать познавательную активность детей.

3. Воспитательные.

 -Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, чувство патриотизма, любовь к Родине.

Оборудование:

Старинные предметы быта: чугунок, крынка, глиняный горшок, деревянные ложки и миска, стол, лавки, соломенная и тряпичные куклы. Предметы современного быта: кастрюля, кувшин, тарелка, металлическая  ложка, куклы, машина, зайчик, медведь, музыкальные игрушки.

Предварительная работа:

Просмотр мультимедийных презентаций, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, посещение мини – музея «Русская изба», занятие с работником музея по изготовлению тряпичных кукол.

Структура занятия:

1часть. Вводная  – 5 минут.

2 часть. Основная –15  минут.

 3 часть. Заключительная.  – 5 минут.

Ход:

Содержание деятельности

Дети заходят в зал вместе с воспитателем.  Становятся в круг.

 Вос-ль:              Давайте порадуемся солнцу и птицам

                            ( Дети поднимают руки вверх )

                            А так же порадуемся улыбчивым лицам,

                            ( Улыбаются друг другу )

                            И всем кто живёт на нашей планете,

                             ( Показывают на гостей )

                             « Доброе утро скажем мы вместе»

                             ( Берутся за руки).

-Дети: «Здравствуйте», «Доброе утро»»! (Здороваются с гостями).

Вос-ль: Посмотрите, ребята, сколько гостей к нам пришло! А знаете зачем они пришли?  потому что сегодня в нашем детском саду открывается фотовыставка под названием «Наше прошлое и настоящее».            

 Вос-ль: Для того чтобы открыть  фотовыставку, что нам понадобиться? (Фотографии).

-Вос-ль: Мы сейчас находимся в настоящем времени, и сможем сфотографировать только то, что есть сейчас. Но, где, же, нам взять фотографии из прошлого? (нам надо попасть в прошлое). А как мы можем туда попасть? (ответы детей)

Вос-ль: Я предлагаю вам, очутиться в прошлом, произнеся волшебные слова.    Давайте возьмемся за руки, закройте  глаза, и  повторяйте за мной:

               Ты катись, катись река,

               Вдоль крутого бережка,

               Нас водою закружи,

               В прошлое перенеси.

(Играет  музыка, дети идут, и попадают в прошлое).

 -Восп-ль: Посмотрите ребята, волшебные слова перенесли нас в прошлое.

 Сколько интересных предметов здесь.   Воспитатель обращается к мальчику и девочке одетым в русские народные костюмы

     -Вос-ль: Какая интересная одежда на вас надета?  Как она называется?

- Дети: Мы одеты в русские народные костюмы.

 Девочка (показывает на одежду мальчика и рассказывает):

- « Раньше, мужчины на Руси носили рубахи. Застёжка была сбоку, поэтому они назывались «косоворотки». Подвязывалась рубаха кушаком.  Штаны, были синего или чёрного цвета.

   Мальчик (показывает на костюм девочки и рассказывает):

 «Женщины носили сорочки, поверх сорочки надевали сарафан – длинная одежда без рукавов». Сарафаны украшали красивыми узорами.

- Вос-ль: Раньше одежду на Руси берегли, передавали от бабушки маме, от мамы дочке, перешивали. Праздничную одежду, хранили в сундуке. (Показывает сундук, фотографирует).  И, ребят, одетых в русскую народную одежду,  тоже сфотографирую,  для нашей фотовыставки. (Фотографирует).

- Вос-ль: Сколько здесь ещё необычного! (На столе стоит посуда, обращает внимание на деревянный стол, лавки).

- Ребята, посмотрите, какая интересная мебель? Как вы думаете, как она называется? (Ответы детей).

- Дети: Стол и лавки.

-Вос-ль: Какой стол?

- Дети: Большой, длинный.

- Вос-ль: Раньше семьи были большие, поэтому и стол делали длинным, чтобы вся семья за ним поместилась. Ребята, а нас с вами можно назвать семьёй? ( Ответы детей ). Ребята,  вы все ходите в одну группу я ваш воспитатель, можно ли нас назвать семьёй? (Ответы детей). Давайте попробуем сесть за стол. Вот, видите, наша  большая дружная семья поместилась за этим столом. А, что стоит на столе (Ответы детей ). Как называется эта посуда?

- Дети: Это чугунок – в нем готовили еду, щи да кашу.

- Это крынка – в ней хранили молоко, она сделана из глины.

- Это глиняный горшок, в нём хранили масло да сметану.

 -Вос-ль: Да, ребята, крынка и горшок сделаны из глины, посуда эта плохо нагревалась, поэтому продукты в ней долго не портились. А из чего ещё раньше делали посуду? (ответы детей). Да, ели раньше из деревянной посуды (показывает миску), деревянными  ложками. А знаете ли вы, что если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. (достает ложки).Вот они какие ложки. А как еще,  можно использовать ложки? (можно использовать как музыкальный инструмент, ведь они издают такой чудесный звук (восп-ль стучит ложками). Давайте проверим (дети под музыку играют на ложках).

- Дети: А это - самовар!

-Вос-ль: В нём люди раньше кипятили чай. Поставят его на стол, а к нему баранки, варенье, бублики. Сидят, чаёвничают, беседу ведут. Сфотографируем самовар!    (Фотографирует).

-Вос-ль: Ребята, посмотрите, а, это игрушки, в которые дети играли раньше!

- Дети: Эта кукла сделана из чего? (ответы детей) (показывает ).

-  А эти куколки сделаны из тряпочек, они назывались тряпичные куколки. С ними хочется играть, обнять их, они такие мягкие!

- Вос-ль: Все эти куклы сделаны своими руками. Во всём белом свете не найти вторую такую же. Они были все не похожи друг на друга            

        ( Воспитатель фотографирует ).

 - Вос-ль: Ещё, на Руси, любили петь, танцевать, и, хороводы водить.  

- Вос-ль:     А, сейчас мы потанцуем,

                     Подзадорим всех гостей,

                     Пусть от их улыбок светлых

                     Станет радостнее всем!

  ( Хороводный танец « Во саду ли ,в огороде»). ( Фотографирует).

 -Вос-ль: Ну что ж, фотографий достаточно, пора возвращаться в «настоящее». Давайте возмемся за руки, закрывайте глаза и повторяйте за мной.

    - Вос-ль :              Ты катись, катись река,

                                 Вдоль крутого бережка,

                                  Нас водою закружи,        

                                  В настоящее верни!

( Играет музыка, дети идут по кругу и попадают в «настоящее»).

-Вос-ль: Вот мы и вернулись в «настоящее».

-Вос-ль: Менялись времена, менялась жизнь людей, менялась одежда и предметы быта.  Постепенно люди перешли к  современной одежде, к той которую мы носим с вами сейчас. Я предлагаю вам одеть наших кукол в современную одежду. (Дети одевают кукол). Назовите в какую одежду вы одели кукол? (ответы детей). (Дети играя одевают кукол, показывают и называют одежду. ( Воспитатель фотографирует ).

-Вос-ль: Посмотрите, какая красивая посуда стоит  на столе? (На столе стоит чайник, тарелка, чашка и блюдце, лежит металлическая ложка).  Назовите её. (Ответы детей ).

- Вос-ль: Этой посудой мы пользуемся в наше время. Вся эта посуда сделана из самых различных материалов, например, кастрюля сделана из чего?. А, чашки и блюдце? А в чем сейчас кипятят воду для чая? (Ответы детей ).  Сфотографируем посуду.(Фотографирует ).

- Вос-ль: Ребята,  что вы видите на этой полочке? (Показывает на полку, где стоят игрушки).

- Дети: Игрушки.

-Вос-ль:  Назовите их. (Ответы детей)  Да, это современные игрушки, в них дети играют сейчас. В наше время, игрушки делают на специальных фабриках.  Маша, из чего сделана эта кукла? (Из пластмассы).  Ваня ,а этот зайчик? (Из меха). (Ответы детей ).

 (Фотографирует  игрушки ).

-Вос-ль: Замечательные фотографии у нас получились, пойдёмте готовить выставку. (На столе лежат фотографии). Возьмите по одной фотографии и  разместите их на мольберте. (Дети оформляют фотовыставку).

Итог

Предлагаю вам поиграть в игру «Что было, что стало». (Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают).

1.Раньше рубаху мужчин называли косоворотка, а теперь (…………)

2.Сейчас  воду для чая кипятят в чайнике, а раньше  воду для для чая кипятили   (……….)

3.Раньше еду готовили в чугунке, сейчас (в кастрюле)

4Сейчас игрушки изготавливают из разных материалов, а раньше (…….).  5.Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

Вос-ль: Посмотрите, какая замечательная  фотовыставка у нас получилась! Пора приступать к открытию.

(Шторы закрываются).

Звучат фанфары.

Воспитатель с двумя детьми, одетыми в русские народные костюмы выходит в зал:

 Ребенок 1:

Все вышло так, как мы хотели,
И вот пришел желанный час,
Мы фотовыставку открыли:
И приглашаем Вас сейчас!

Воспитатель  вместе с детьми разрезает красную ленточку.

Танец «Россия»

Ребенок 2:

Уважаемые гости!

Приглашаем Вас посетить уникальную выставку «прошлого и настоящего».

Воспитатель:

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Гости проходят в зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....

Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"

Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...

План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»

Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....