Главные вкладки

    Формирование экологической культуры у дошкольников
    статья по окружающему миру на тему

    Муравцова Ольга Викторовна

    статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_ekologicheskoy_kultury_u_doshkolnikov.doc51.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование

    экологической культуры

     у дошкольников

    Муравцова Ольга Викторовна

                                                                               воспитатель

                                                                                             МКДОУ «Ласточка»

                                                                                    г. Новохоперск

         

    2017г.

             Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте  усвоение  основ экологических  знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает  природу очень эмоционально, как нечто живое.  Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает  малыша морем звуков и запахом, тайнами и загадками,  заставляет остановиться,  присмотреться,  задуматься.  Красота  окружающего мира рождает  чувство привязанности  к  тому месту,  где  родился  и живёшь и, в конечном счёте,  любовь к Отечеству.

    «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»  Так говорил  русский писатель Михаил Пришвин.

            Цель  экологического воспитания – формирование  человека  нового типа  с новым  экологическим мышлением,  способного осознавать последствия своих действий по отношению к  окружающей   среде и умеющего  жить в относительной гармонии с природой.

              Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.  И  цель педагогов в работе с детьми – заложить первые ориентиры в мире природы:  растений  и  животных, как живых существ и их  зависимости от условий жизни

            Для реализации этой цели мы выделили следующие задачи:

    1. Развитие познавательного интереса  к миру  природы.
    2. Формирование первоначальных умений и навыков  экологически грамотного и безопасного для природы  и для  самого ребёнка поведения .
    3.  Формирование представлений о моральных принципах : справедливость, честность.
    4. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и  явлениями.
    5. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

            Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого  на духовный мир человека  и, пожалуй, прежде всего,  ребёнка- дошкольника трудно переоценить. Практический опыт убедительно   свидетельствует:  детская  душа раскрывается в общении с природой.

           Привлекая детей к  тесному общению с природой,  к  познанию  мира  растений и животных, способствовали активному  развитию  у  детей  таких качеств, как доброта, терпение,  трудолюбие и милосердие. Эти черты,  заложенные в раннем  возрасте, прочно  войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным  за природу  и молодое  поколение.

            Есть ещё одна очень важная задача, для решения которой старались всеми силами приблизить детей к живой природе – воспитание доброты, человечности. Возбуждать симпатии к животным, раскрывать их свойства, повадки, их суть – вот один из путей воспитания доброго отношения к ним.

            Пожалуй,  самое действенное значение имеет практическая деятельность детей. Ежедневные ухаживания за растениями,  животными способствует появлению у дошкольников особо бережного, заботливого  и, конечно,  нежного отношения к беспомощным живым существам. У детей появляется сочувствие, практическая готовность прийти на помощь и сделать всё необходимое для выживания молодых организмов. Постепенно дети стали осознавать, как от действия и поведения людей зависят состояние, благополучие и сама жизнь растений и животных. Сравнивая герани, дети отметили , что герань, которая стоит на солнечной стороне – невысокая, пышная, листья широкие закрывают стебель. А та,  которая стоит на затенённом месте , имеет длинный стебель, но листьев мало, и они небольшие по размеру. Значит, делают вывод дети , растению нужен свет , солнце, и эту герань надо поставить на солнечную сторону. На подобных примерах дети осмысливают роль труда человека в жизни растений и животных, способы своего взаимодействия с объектами природы.

              Большое значение для осуществления экологического воспитания имеет эстетическое восприятие природы. Поэтому мы с детьми рассматривали репродукции картин  И . Э. Грабаря « Февральская лазурь» , В. Н. Бакшеева « Голубая весна» , И . И . Левитана « Золотая осень» , « Большая вода» под музыку П. И . Чайковского.

                     

                 Мы старались  научить  детей   эстетически грамотно воспринимать  окружающий  мир.  Это значит не только показать,  но и описать словесно:  краски  и  оттенки  закатного  неба  и  зари,  форму облаков,  звёздное небо и луну.

              Мы хотим, чтобы наши воспитанники не только видели,  но и слышали звуки природы. Часто с детьми мы прислушиваемся к пению птиц,  к шороху ветра и тут же сочиняем сказку. Прогулки наши стали интересными,  эмоциональными.

             Сначала мы сами рассказывали детям сказки.  В  сказке о незадачливых туристах дети узнали,  какой вред может нанести человек лесу во время своего отдыха. Позже мы стали предлагать детям  самим придумывать сказки:  « О чём плачет берёза?»,   «Солнечный зайчик», «Муравей и его друзья» и т.д. Благодаря экологическим сказкам  дети научились не только оберегать и любить всё живое,   но и понимать последствия  действий человека.

                  В формировании этических представлений и гуманных  чувств у старших дошкольников особое  место отводили  беседам. Благодаря беседам на нравственные темы, имели возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «справедливость», «дружба». В беседах использовали как  личный опыт детей, рассказы их  о  животных, так и известные им художественные произведения о животных, иллюстрации к ним.  Положительные персонажи  и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им.

              Работа не была бы полноценной, если не тесное сотрудничество с родителями. Семья как среда развития  личности оказывает влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, который неразрывно связан с экологическим воспитанием, также закладывается  в семье и  именно  в период раннего детства. Большое внимание уделяли совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность дошкольникам почувствовать себя «взрослым», а папе  и маме – лучше  понять мир ребёнка. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так,  предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы: где можно найти воду дома? Для чего нужна вода дома и бережём ли мы её? Как ведут себя кошка, собака? Как растут комнатные растения?

             С удовольствием родители принимали участие в выставках поделок из природного материала, который делали вместе с детьми:  «Весенняя сказка», «Осень к нам пришла», «Люблю я сказок мир чудесный».

            Перед родительским собранием с темой  «Радость общения с природой»,  предложили  родителям ответить на вопросы анкеты:

    1. Любит ли ваш ребёнок природу?
    2. В чём это проявляется?
    3. Часто ли вы бываете с ребёнком на природе?
    4. Как проходят такие прогулки?
    5. Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные  явления, приметы. Учить стихи о природе?
    6. В чём испытывали трудности?
    7. О чём бы вы хотели узнать на собрании?

            Родителям понравилась рубрика наших собраний «Домашний доктор». Многие делились своими советами. Мы в свою очередь рассказывали,  как  можно  вывести  из  организма радионуклиды,  используя в пищу  свеклу, рыбу, яичную скорлупу.

               Интересно проходили совместные походы и прогулки в лес, к водоёму. Во время таких прогулок мы с родителями старались предвидеть и предупредить возможное нарушение правил поведения в лесу.

                 Проявление у родителей интереса к экологическому воспитанию детей стимулировало и создание стенда «Панорама добрых дел»,  где оценивалось участие детей в разных видах деятельности и  поступках:

    1. Труд в природе.
    2. Изготовление плакатов.
    3. Дежурство в уголке природы.
    4. Интересные наблюдения в природе.
    5. Отношение к растениям и животным дома.

                 Проводя  дидактические игры  с растениями и животными, учили  детей распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствовало формированию чуткости и душевной  отзывчивости ребёнка. Дети чувствовали, что мир наполнен живыми,  радующимися существами, требующими бережного и  уважительного отношения. Дети должны ощутить право на жизнь,  жизнь даже маленькой букашки. Не дать поселиться  равнодушию в детском сердце – еще одна задача, которую мы поставили перед собой.

                Доброта начинается,  прежде всего,  с любви к природе, ко всему живому, что окружает нас в повседневной жизни. И надо помочь детям полюбить всё это.

               Конечно, правильное обращение ребёнка с животными само по себе не  решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности ребёнка.  Дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразия, что способствует формированию чуткости и душевной  отзывчивости ребёнка.

              Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно - ценностный  опыт отношения к миру,  что  придает его деятельности гуманный  характер.  

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ « Формирование социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности.

    ПРОЕКТ« Формирование  социальной  компетентности  дошкольников  в трудовой  деятельности.В  современном  мире  проблема  социального  развития п...

    Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

    Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

    Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

    В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

    Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

    Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

    Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

    Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

    В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...