Конспект НОД с детьми в старшей группе по патриотическому воспитанию " Щедра и богата природа Урала"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лошкарева Ирина Анатольевна

Конспект НОД с детьми в старшей группе по патриотическому воспитанию " Щедра и богата природа Урала"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_s_detmi_v_starshey_gruppe_po_uralu.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми в старшей группе

по патриотическому воспитанию

Тема: «Щедра и богата природа Урала»

Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Тип: Интегрированное

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».

Задачи:

  1. Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Урала.
  2. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной уральский край.
  3. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.
  4. Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала.
  5. Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.

Предварительная работа:

Образовательная область «Познание»

- экскурсия в музей, познавательное занятие на тему «Животные и растения родного края».

- рассматривание иллюстраций «Животные и птицы уральского леса», «Родной край», «Наш город раньше и теперь», «Лекарственные растения родного края».

- рассматривание макета «Природа Урала».

Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»

- чтение стихов и рассказов об Урале, беседы по их содержанию.

- разучивание пословиц, загадок о природе и животных.

- выставка сказов уральского писателя П.П.Бажова.

Образовательная деятельность «Художественное творчество»

- рисование «Уральский лес», «Путешествие по сказам П.П.Бажова».

- лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»

- аппликация «С какого дерева листок», «Лекарственные растения родного края»

- ручной труд – «Птицы» (техника оригами)

Образовательная область «Музыка»

- пение песен об Урале, родном крае.

- разучивание хороводов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на эти картинки. В них «спрятались» какие-то буквы. Найдите их составьте из них слово.

        Воспитатель выставляет картинки со «спрятанными» буквами. Дети находят в изображениях букву «У» (уши зайца), «Р» (ромашка), «А» (крыша дома), «Л» (гора) и составляют из этих букв слово «Урал».

Воспитатель: Так называется наш родной край. Сегодня мы о нём побеседуем. С творчеством какого уральского писателя вы недавно познакомились?

Дети: с творчеством Павла Петровича Бажова.

Воспитатель: Какие сказы П.П.Бажова вы помните?

Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка» и другие.

Воспитатель: Послушайте отрывок и попытайтесь определить, из какого он сказа.

        Включает аудиозапись отрывка сказа «Хозяйка медной горы»

Воспитатель: Вы узнали сказ?

Дети: Медной горы хозяйка.

Воспитатель: Правильно! Хозяйка медной горы прислала вам письмо, давайте его прочитаем.

        Дети вместе с воспитателем читают письмо.

«Здравствуйте, люди добрые! Рассыпала я свои бусы малахитовые, волшебные, а собрать их не просто. Чтобы сделать это, нужно ответить на вопросы мудрёные. Помогите мне пожалуйста».

Воспитатель: В конверте бусины лежат, надо их на ниточку надеть. После каждого правильного ответа буду прикреплять бусины на ниточку. Вы готовы помочь хозяйке медной горы?

Дети: Готовы помочь, собрать малахитовые бусы.

Воспитатель: Что издавна называли каменным поясом России?

Дети: Уральские горы.

Воспитатель: Чем славится земля Уральская?

Дети: Полезными ископаемыми: железо, руда.

Воспитатель: Как назывался город Екатеринбург в то время, когда ваши родители были маленькими?

Дети: Свердловск.

Воспитатель: Какое животное изображено на гербе Свердловской области?

Дети: Белый соболь.

Воспитатель: Каких ещё животных, обитающих в уральских лесах вы знаете?

Дети: Лиса, волк, медведь, белка, лось, заяц ит.д.

Воспитатель: Давайте изобразим их с помощью голоса и движений.

        Под аудиозапись «Звуки природы» дети изображают диких животных.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, смогут ли эти животные жить на Крайнем Севере? А на Юге России?

Дети: Нет, на Севере им будет холодно, а на Юге слишком жарко.

Воспитатель: Ведь животные приспосабливаются к среде своего обитания и без привычных условий могут погибнуть.

        У меня для вас новое задание Хозяйка Медной горы. Определите по картинкам обитателей Уральского леса, Крайнего Севера и  Юга России. Для этого давайте разделимся на три команды. Одна собирает животных Урала, вторая – Крайнего Севера, третья – Юга России.

        Воспитатель предлагает детям перемешанные картинки: лиса, бурый и белый медведи, заяц, ёж, морж, тюлень, лось, змея, северный олень, волк, песец, кабан, полярная сова. Пеликан, ящерица, змея и  другие животные.

        Дети рассказывают, кто живёт в их климатической зоне.

Воспитатель: Молодцы, ребята справились с трудным заданием Хозяйки Медной горя.

        Лес – это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой домик. Давайте расселим животных в их жилища, это будет следующее задание.

ИГРА «У КОГО КАКОЙ ДОМ»

        На столе макет леса с изображением жилища лесных обитателей.

Воспитатель: Ребята,

 вы должны правильно расположить картинки с изображением животных и насекомых.

        Дети подбирают картинки: медведя - в берлогу, волка - в логово, бобра - в бобровую хатку, муравья - в муравейник и т.д.

Воспитатель: Зимой в лесу всё покрыто белым, пушистым снегом. Пробежал заяц – оставил следы. Отгадайте, чьи следы изображены на листе бумаги.

ИГРА «ЧЬИ СЛЕДЫ»

        Воспитатель показывает ватман, на котором изображены следы разных животных и птиц. Дети отгадывают и называют: лисьи, медвежьи, птичьи, мышиные, волчьи и др.

Воспитатель: А что наступает после зимы?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, весна. Весной у лесных жителей появляется потомство. Назовите, у кого кто?

        Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: у лисы – лисята, у зайчихи – зайчата, у белки – бельчата, у медведицы – медвежата и т.д.

Воспитатель: Весной из тёплых стран к нам прилетают разные птицы, давайте отгадаем про них загадки.

        Воспитатель загадывает загадки про птиц.

        Всех перелётных птиц черней,

        Чистит пашню от червей,         

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица …...

                                (Грач)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый …..

                                (Скворец)

Воспитатель: Каких ещё птиц вы знаете?

Дети: Воробьи, синицы, вороны, дятел, кукушка, голуби и другие.

Воспитатель: Вот как много животных, птиц, насекомых водится в наших лесах. Молодцы, ребята. Много про животных знаете. Ответили на вопросы Хозяйки Медной горы. Какое дерево называют символом Урала?

Дети: Рябину.

Воспитатель: Вспомните, какие деревья ещё растут на Урале.

Дети: Берёза, сосна, кедр, осина, тополь, ель, клён.

Воспитатель: Помогите Хозяйке Медной горы определить с какого дерева листочек.

ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК»

        Воспитатель предлагает рассмотреть картинки листьев и определить названия деревьев – дуб, берёза, клён, рябина, осина, тополь.

Воспитатель: Что такое смешанный лес

Дети: Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья. Называют смешанным

Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете?

Дети: Ель, сосна, пихта, лиственница.

Воспитатель: Но в лесу растут не только деревья, Что ещё дарит лес людям и животным.

Дети: Грибы, ягоды.

Воспитатель: Назовите, какие ягоды растут в лесу на Урале?

Дети: Черника, земляника, клюква, малина, брусника и другие.

Воспитатель: А какие грибы вы знаете?

Дети: Белый гриб, опята, лисички, подосиновики, подберёзовики, сыроежки и другие.

Воспитатель: Помогите выбрать съедобные грибы в корзинку.

ИГРА «СОБЕРИ ГРИБЫ»

        Дети, показывая картинки съедобных грибов размещают их в корзинке.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. А сейчас приглашаю вас в хоровод «На родной Уральской стороне выросла рябина на горе».

        Дети водят хоровод.

Воспитатель: Богат Уральский лес животными и птицами, деревьями и травами. Вставайте в круг поиграем в игру.

«ЧТО В ЛЕСУ РАСТЁТ, КТО В ЛЕСУ ЖИВЁТ»

        Воспитатель задаёт вопрос: «Что в лесу растёт?» - и бросает мяч одному из детей. Ребёнок называет растение (ель, сосна, грибы, ягоды и т.д.) и бросает мяч другому игроку. Воспитатель снова задаёт вопрос: «Кто в лесу живёт?» - и бросает мяч ребёнку. Дети отвечают: «волк, медведь, заяц и т.д.»

Воспитатель: Вы правильно ответили на все вопросы Хозяйки Медной горы и собрали малахитовые бусы.

        У меня для вас игра. На картинки посмотрите, звуки первые найдите.

        Дети по очереди называют предметы, изображённые на картинках. Определяют первые звуки в словах «Ива», «Радуга», «Аист», «Нитки», «Дом», «Озеро» и получают листы бумаги с буквами, обозначающими эти звуки.

Воспитатель: Раз, два, повернись!

                     Буквы, в слово соберитесь!

        Дети выстраиваются в ряд так, чтобы из букв, которые они держат в руках, получилось слово «Родина».

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?

Дети: Родина – место, где мы родились. Родина, значит родная, как мать и отец.

Воспитатель: Родина у каждого человека одна. Русский народ придумал очень много красивых пословиц о Родине, любви к ней, её защите, давайте вспомним их.

        Дети читают пословицы о родном крае, о Родине.

        «На чужой стороне и весна не красна»

        «Где родился, там и пригодился»

        «Человек без Родины, что соловей без песни»

        «На чужой сторонушке, рад своей воронушке»

        «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»

Воспитатель: Ребята, мы сегодня помогли собрать малахитовые бусы Хозяйке Медной горы, ответили на все её мудрёные вопросы об Урале, Уральском лесе. Давайте подарим ей стихотворение А. Татьяничевой «Гордое имя – Урал»

        Дети рассказывают стихотворение по цепочке.

        Найдешь ли прекрасней Уральского края?

        Здесь горные реки в ущельях играют,

        Здесь горя в зелёных лохматых уборах,

        Прозрачные воды шумят на озёрах.

        Здесь золотом - хлебом богата земля.

        Кругом самоцветы, железо, руда.

        Живут здесь умельцы-мастеровые,

        Из камня цветы вырезают живые.

        Слова здесь не ценят, а ценят дела,

        Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

        Здесь сказы Бажова все помнят и знают,.

        Все помнят и знают

        Рябинка тихонько качает!

        Недаром ты гордостью Родины стала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем».

Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем». У дошкольников развивается чувство гордости за то, что живем на Кубани и знаем своих героев...

Конспект НОД с детьми в старшей группе по патриотическому воспитанию

Проблема патриотического воспитания сегодня одна из наиболее актуальных. В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств. Это чувство любви к семье, к д...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе (по патриотическому воспитанию) По теме: " Березки" Техника "Акварельные мелки"

Цели: . Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к символу   России – березе. Учить детей последовательно изображать березу акварельными  мелками по сырой   бумаге...

проект работы с детьми старшей группы по патриотическому воспитанию

план работы на год по патриотическому воспитанию...

Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «Кубань – жемчужина России».

Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «Кубань – жемчужина России». У дошкольников развивается чувство гордости за то, что живем на Кубани и знаем своих героев....

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание. тема: "Путешествие по Крыму"

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности  в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание.тема: "Путешествие по Крыму" Программное содержание:1....

Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе

Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....