Главные вкладки

    Конспект НОД с детьми в старшей группе по патриотическому воспитанию
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Сорокина Светлана Александровна

    Проблема патриотического воспитания сегодня одна из наиболее актуальных. В настоящее время всё больше говорится о необходимости воспитания у детей патриотических чувств. Это чувство любви к семье, к детскому саду, родному городу, родной природе, соотечественникам, осознание себя как гражданина своей страны. Я разработала конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Щедра и богата природа Урала". Данная разработка полно отвечает требованиям ФГТ и даёт возможность не только интегрированно решать задачи из разных образовательных областей, но и использовать разные виды деятельности, которые организованны максимально интересно и полезно для детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе по патриотическому воспитанию

    Тема: «Щедра и богата природа Урала»

     

    МАДОУ детский сад комбинированного вида «Росинка»

    Структурного подразделения № 42 «Василёк»                  Воспитатель 1 квалификационной категории

    Сорокина Светлана Александровна

                            город Новоуральск

    Конспект НОД с детьми в старшей группе

    по патриотическому воспитанию

    Тема: «Щедра и богата природа Урала»

    Цель: Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

    Тип: Интегрированное

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Физическая культура».

    Задачи:

    1. Формировать дифференцированные представления о своём крае как части России, географическом положении и природном богатстве Урала.
    2. Воспитывать чувство признательности и любви к родному краю, гордость за свой родной уральский край.
    3. Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в различных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности.
    4. Способствовать проявлению бережного отношения к природным богатствам Урала.
    5. Воспитывать эстетические чувства, учить восхищаться красотой и многообразием родной природы.

    Предварительная работа:

    Образовательная область «Познание»

    - экскурсия в музей, познавательное занятие на тему «Животные и растения родного края».

    - рассматривание иллюстраций «Животные и птицы уральского леса», «Родной край», «Наш город раньше и теперь», «Лекарственные растения родного края».

    - рассматривание макета «Природа Урала».

    Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы»

    - чтение стихов и рассказов об Урале, беседы по их содержанию.

    - разучивание пословиц, загадок о природе и животных.

    - выставка сказов уральского писателя П.П.Бажова.

    Образовательная деятельность «Художественное творчество»

    - рисование «Уральский лес», «Путешествие по сказам П.П.Бажова».

    - лепка «Дары леса» (ягоды, грибы), «Животные нашего леса»

    - аппликация «С какого дерева листок», «Лекарственные растения родного края»

    - ручной труд – «Птицы» (техника оригами)

    Образовательная область «Музыка»

    - пение песен об Урале, родном крае.

    - разучивание хороводов.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на эти картинки. В них «спрятались» какие-то буквы. Найдите их составьте из них слово.

            Воспитатель выставляет картинки со «спрятанными» буквами. Дети находят в изображениях букву «У» (уши зайца), «Р» (ромашка), «А» (крыша дома), «Л» (гора) и составляют из этих букв слово «Урал».

    Воспитатель: Так называется наш родной край. Сегодня мы о нём побеседуем. С творчеством какого уральского писателя вы недавно познакомились?

    Дети: с творчеством Павла Петровича Бажова.

    Воспитатель: Какие сказы П.П.Бажова вы помните?

    Дети: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Голубая змейка» и другие.

    Воспитатель: Послушайте отрывок и попытайтесь определить, из какого он сказа.

            Включает аудиозапись отрывка сказа «Хозяйка медной горы»

    Воспитатель: Вы узнали сказ?

    Дети: Медной горы хозяйка.

    Воспитатель: Правильно! Хозяйка медной горы прислала вам письмо, давайте его прочитаем.

            Дети вместе с воспитателем читают письмо.

    «Здравствуйте, люди добрые! Рассыпала я свои бусы малахитовые, волшебные, а собрать их не просто. Чтобы сделать это, нужно ответить на вопросы мудрёные. Помогите мне пожалуйста».

    Воспитатель: В конверте бусины лежат, надо их на ниточку надеть. После каждого правильного ответа буду прикреплять бусины на ниточку. Вы готовы помочь хозяйке медной горы?

    Дети: Готовы помочь, собрать малахитовые бусы.

    Воспитатель: Что издавна называли каменным поясом России?

    Дети: Уральские горы.

    Воспитатель: Чем славится земля Уральская?

    Дети: Полезными ископаемыми: железо, руда.

    Воспитатель: Как назывался город Екатеринбург в то время, когда ваши родители были маленькими?

    Дети: Свердловск.

    Воспитатель: Какое животное изображено на гербе Свердловской области?

    Дети: Белый соболь.

    Воспитатель: Каких ещё животных, обитающих в уральских лесах вы знаете?

    Дети: Лиса, волк, медведь, белка, лось, заяц ит.д.

    Воспитатель: Давайте изобразим их с помощью голоса и движений.

            Под аудиозапись «Звуки природы» дети изображают диких животных.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, смогут ли эти животные жить на Крайнем Севере? А на Юге России?

    Дети: Нет, на Севере им будет холодно, а на Юге слишком жарко.

    Воспитатель: Ведь животные приспосабливаются к среде своего обитания и без привычных условий могут погибнуть.

            У меня для вас новое задание Хозяйка Медной горы. Определите по картинкам обитателей Уральского леса, Крайнего Севера и  Юга России. Для этого давайте разделимся на три команды. Одна собирает животных Урала, вторая – Крайнего Севера, третья – Юга России.

            Воспитатель предлагает детям перемешанные картинки: лиса, бурый и белый медведи, заяц, ёж, морж, тюлень, лось, змея, северный олень, волк, песец, кабан, полярная сова. Пеликан, ящерица, змея и  другие животные.

            Дети рассказывают, кто живёт в их климатической зоне.

    Воспитатель: Молодцы, ребята справились с трудным заданием Хозяйки Медной горя.

            Лес – это большой дом для всего живого. У каждого животного в лесу есть свой домик. Давайте расселим животных в их жилища, это будет следующее задание.

    ИГРА «У КОГО КАКОЙ ДОМ»

            На столе макет леса с изображением жилища лесных обитателей.

    Воспитатель: Ребята,

     вы должны правильно расположить картинки с изображением животных и насекомых.

            Дети подбирают картинки: медведя - в берлогу, волка - в логово, бобра - в бобровую хатку, муравья - в муравейник и т.д.

    Воспитатель: Зимой в лесу всё покрыто белым, пушистым снегом. Пробежал заяц – оставил следы. Отгадайте, чьи следы изображены на листе бумаги.

    ИГРА «ЧЬИ СЛЕДЫ»

            Воспитатель показывает ватман, на котором изображены следы разных животных и птиц. Дети отгадывают и называют: лисьи, медвежьи, птичьи, мышиные, волчьи и др.

    Воспитатель: А что наступает после зимы?

    Дети: Весна.

    Воспитатель: Правильно, весна. Весной у лесных жителей появляется потомство. Назовите, у кого кто?

            Дети называют, а воспитатель показывает иллюстрации: у лисы – лисята, у зайчихи – зайчата, у белки – бельчата, у медведицы – медвежата и т.д.

    Воспитатель: Весной из тёплых стран к нам прилетают разные птицы, давайте отгадаем про них загадки.

            Воспитатель загадывает загадки про птиц.

            Всех перелётных птиц черней,

            Чистит пашню от червей,         

    Взад-вперёд по пашне вскачь,

    А зовётся птица …...

                                    (Грач)

    Нам в хозяйстве помогает

    И охотно заселяет

    Деревянный свой дворец

    Тёмно-бронзовый …..

                                    (Скворец)

    Воспитатель: Каких ещё птиц вы знаете?

    Дети: Воробьи, синицы, вороны, дятел, кукушка, голуби и другие.

    Воспитатель: Вот как много животных, птиц, насекомых водится в наших лесах. Молодцы, ребята. Много про животных знаете. Ответили на вопросы Хозяйки Медной горы. Какое дерево называют символом Урала?

    Дети: Рябину.

    Воспитатель: Вспомните, какие деревья ещё растут на Урале.

    Дети: Берёза, сосна, кедр, осина, тополь, ель, клён.

    Воспитатель: Помогите Хозяйке Медной горы определить с какого дерева листочек.

    ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК»

            Воспитатель предлагает рассмотреть картинки листьев и определить названия деревьев – дуб, берёза, клён, рябина, осина, тополь.

    Воспитатель: Что такое смешанный лес

    Дети: Лес, в котором есть хвойные и лиственные деревья. Называют смешанным

    Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете?

    Дети: Ель, сосна, пихта, лиственница.

    Воспитатель: Но в лесу растут не только деревья, Что ещё дарит лес людям и животным.

    Дети: Грибы, ягоды.

    Воспитатель: Назовите, какие ягоды растут в лесу на Урале?

    Дети: Черника, земляника, клюква, малина, брусника и другие.

    Воспитатель: А какие грибы вы знаете?

    Дети: Белый гриб, опята, лисички, подосиновики, подберёзовики, сыроежки и другие.

    Воспитатель: Помогите выбрать съедобные грибы в корзинку.

    ИГРА «СОБЕРИ ГРИБЫ»

            Дети, показывая картинки съедобных грибов размещают их в корзинке.

    Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились. А сейчас приглашаю вас в хоровод «На родной Уральской стороне выросла рябина на горе».

            Дети водят хоровод.

    Воспитатель: Богат Уральский лес животными и птицами, деревьями и травами. Вставайте в круг поиграем в игру.

    «ЧТО В ЛЕСУ РАСТЁТ, КТО В ЛЕСУ ЖИВЁТ»

            Воспитатель задаёт вопрос: «Что в лесу растёт?» - и бросает мяч одному из детей. Ребёнок называет растение (ель, сосна, грибы, ягоды и т.д.) и бросает мяч другому игроку. Воспитатель снова задаёт вопрос: «Кто в лесу живёт?» - и бросает мяч ребёнку. Дети отвечают: «волк, медведь, заяц и т.д.»

    Воспитатель: Вы правильно ответили на все вопросы Хозяйки Медной горы и собрали малахитовые бусы.

            У меня для вас игра. На картинки посмотрите, звуки первые найдите.

            Дети по очереди называют предметы, изображённые на картинках. Определяют первые звуки в словах «Ива», «Радуга», «Аист», «Нитки», «Дом», «Озеро» и получают листы бумаги с буквами, обозначающими эти звуки.

    Воспитатель: Раз, два, повернись!

                         Буквы, в слово соберитесь!

            Дети выстраиваются в ряд так, чтобы из букв, которые они держат в руках, получилось слово «Родина».

    Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?

    Дети: Родина – место, где мы родились. Родина, значит родная, как мать и отец.

    Воспитатель: Родина у каждого человека одна. Русский народ придумал очень много красивых пословиц о Родине, любви к ней, её защите, давайте вспомним их.

            Дети читают пословицы о родном крае, о Родине.

            «На чужой стороне и весна не красна»

            «Где родился, там и пригодился»

            «Человек без Родины, что соловей без песни»

            «На чужой сторонушке, рад своей воронушке»

            «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»

    Воспитатель: Ребята, мы сегодня помогли собрать малахитовые бусы Хозяйке Медной горы, ответили на все её мудрёные вопросы об Урале, Уральском лесе. Давайте подарим ей стихотворение А. Татьяничевой «Гордое имя – Урал»

            Дети рассказывают стихотворение по цепочке.

            Найдешь ли прекрасней Уральского края?

            Здесь горные реки в ущельях играют,

            Здесь горя в зелёных лохматых уборах,

            Прозрачные воды шумят на озёрах.

            Здесь золотом - хлебом богата земля.

            Кругом самоцветы, железо, руда.

            Живут здесь умельцы-мастеровые,

            Из камня цветы вырезают живые.

            Слова здесь не ценят, а ценят дела,

            Чтоб дружбою крепла уральцев семья.

            Здесь сказы Бажова все помнят и знают,.

            Все помнят и знают

            Рябинка тихонько качает!

            Недаром ты гордостью Родины стала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем».

    Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «На земле кубанской мы живем». У дошкольников развивается чувство гордости за то, что живем на Кубани и знаем своих героев...

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе (по патриотическому воспитанию) По теме: " Березки" Техника "Акварельные мелки"

    Цели: . Воспитывать любовь к родному краю. Развивать интерес к символу   России – березе. Учить детей последовательно изображать березу акварельными  мелками по сырой   бумаге...

    проект работы с детьми старшей группы по патриотическому воспитанию

    план работы на год по патриотическому воспитанию...

    Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «Кубань – жемчужина России».

    Конспект занятия для детей старшей группы по патриотическому воспитанию «Кубань – жемчужина России». У дошкольников развивается чувство гордости за то, что живем на Кубани и знаем своих героев....

    конспект интегрированного занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию

    Данный  конспект  предназначен  для  воспитанников   старшей  группы  и  направлен  на  закрепление  знаний  о  семье,  воспитание...

    Конспект НОД с детьми в старшей группе по патриотическому воспитанию " Щедра и богата природа Урала"

    Конспект НОД с детьми в старшей группе по патриотическому воспитанию " Щедра и богата природа Урала"...

    КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание. тема: "Путешествие по Крыму"

    КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности  в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание.тема: "Путешествие по Крыму" Программное содержание:1....


     

    Комментарии

    Кощеева Светлана Николаевна

    молодец, хороший конспект.

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мои: "По страницам Красной книги" и "Космос". Удачи!

    Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052
    Спасибо и удачи Вам!

    Мерзлютина Ирина Александровна

    Интересная работа. Голосую за неё.Удачи Вам! Буду признательна если посмотрите и оцените мою работу.http://nsportal.ru/node/612101

     Андрей Андрианович Канев

    Хорошая разработка! Удаче Вам и успехов!

    Александрова Елена Владимировна

    очень хорошая работа.Интересно и доступно.Я голосую за Вас.Удачи!Мои работы можете посмотреть и оценить по ссылке:http://nsportal.ru/node/524839
    http://nsportal.ru/node/365197 Спасибо!!!