познавательный проект "Экспериментирование с воздухом"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Атяпина Людмила Викторовна

эксперименты с воздухом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie_s_vozduhom.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Экспериментирование с воздухом – как метод познания»

для второй младшей группы

  • Название проекта: «Воздух»
  • Тип проекта: познавательно - исследовательский
  • Вид проекта: среднесрочный
  • Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
  • Форма проведения: групповая

  • Актуальность проекта:

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Опыты, которые дети проводят в мини- лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

  • Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

  • Цель: 

Раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), восполнить пробел в формировании представления о воздухе и преодолении речевого недоразвития.

  • Задачи:

Образовательные:

- формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;

- формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;

- показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

- воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Развивающие:

- развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;

-развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;

- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

- охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;

- корректировать недоразвитие речевого дыхания. Способствовать выработке правильной воздушной струи.

  • Краткое содержание проекта:

- накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности;

- систематизация этапов взаимодействия неживой природы в процессе наблюдений и экспериментирования;

- отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

  • Ожидаемые результаты:

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

- совершенствование экологической среды группы;

- формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

  • Этапы реализации проекта:

Постановка проблемы:

• Что такое воздух?

• Зачем он нужен людям и растениям?

• Как можно увидеть воздух?

• Почему воздух становится грязным?

• Что люди делают для того, чтобы воздух был чище?

• Как сохранить здоровье с помощью воздуха?

Организационный:

- подбор материала, изготовление экологических игр;

- сбор и анализ литературы;

- создание мини - лаборатории;

- разработка плана реализации проекта.

Практическая деятельность:

1. Занятия:

Познание на тему «Воздух - невидимка»

Рисование на тему «Разноцветные шары для весёлой детворы».

2. Чтение художественной литературы:

  • А. Пушкин «Ветер по морю гуляет»,
  • С. Маршака «Мяч», «Мыльные пузыри»
  • Разучивание стихотворения «Каждый день я в шарик дую.. »
  • «Тополиные пушинки»
  • Сапгир Г. В. «Ветер-ветерок»
  • В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».
  • В. Катаев: «Цветик – семицветик».
  • А. С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

(Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Налетели ветра с севера

На острове-Буяне, в синем море-океане)

3. Использование фольклорных материалов:

  • Присказки-потешки
  • Музыка Чайковского «Танец снежных хлопьев»

4. Рассматривание иллюстраций:

  • Музыкальные духовые инструменты (дудочка, губная гармошка, свистульки и т. д.)
  • Рассматривание кораблей с парусами;

5. Беседы на темы:

  • «Что такое воздух»
  • «Нос — орган дыхания и обоняния».
  • «Значимость дыхательной гимнастики для жизнедеятельности нашего организма»
  • «Значение ветра в природе”.
  • «Какую пользу приносит ветер? »

6. Рассматривание иллюстраций летающих персонажей сказок:

  • Сказочные герои, которые летали по воздуху: Змей-Горыныч, Баба Яга, Карлсон, Эльфы.

7. Составление и отгадывание загадок о воздухе, ветре, буре, урагане.

8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с воздухом:

  • Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
  • Определение силы ветра по деревьям, дыму.
  • Запускание воздушного змея.

9. Иллюстрации, просмотр презентаций о природе:

  • Иллюстрации урагана, сильного, слабого ветра, безветрия.

10. Игры - эксперименты, игры-опыты:

  • Опыт: Воздух прозрачный, невидимый.

Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать

  • Опыт: Воздух есть внутри нас.
  • Опыт: Воздух может двигать предметы. Ветер – это движение воздуха. «Кораблик движется при помощи воздуха»
  • Опыт: Теплый воздух легче, чем холодный.
  • Опыт: Воздух легче воды.
  • Опыт: Где чище воздух? Пыль всегда есть в воздухе, но у дороги ее больше.
  • Игра «Сдуй пёрышко»
  • Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек, ленточек.
  • Игра  «Надуваем шарик»

11. Дидактические и развивающие игры:

  • «Какой ветер? »
  • Игра — упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой) .
  • Речевая игра «Ветер-ветерок! »
  • Подуй в дудочку
  • Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну,

Воздух носом я вдыхаю,

Ртом скорее выдыхаю.

  • «Найди лишнее слово»:

Облако, туча, веер, мельница, воздушный шар, чашка (чашка)

12. Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям

13. Дыхательная гимнастика

14. Логоритмическое стихотворение «Ветерок»

15. Совместная деятельность с родителями: изготовление вееров с детьми

Итог проекта:

  • Создание альбома «Мир воздуха»
  • Проведение опытов с детьми
  • Презентация «Воздух и его свойства»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 89» НМР РТ

Познавательно – исследовательский проект

«Экспериментирование с воздухом – как метод познания»

вторая младшая группа

                                                          Составила: воспитатель группы №5

                                            МБДОУ «Центр развития ребенка –

                              детский сад № 89» НМР РТ

                                                       Л.В. Атяпина

Нижнекамск, РТ

2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Воздух" для старшей группы.

Тема: Воздух.Задачи: дать представление о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, есть везде), познакомить со способами его обнаружения,развивать навыки экспериментирования (умение делать выво...

Познавательный проект "Свойства воздуха»

Актуальность и эффективность проекта заключается во  внедрении проектной деятельности в образовательный процесс , что поможет  накопить не только уникальный опыт и дать обширные знания ...

Познавательное развитие НОД "Воздух"

Задачи:Обучающие:·        Знакомить детей со свойствами воздуха;·        Формировать представление о том, что он занимает много ме...

Познавательно – исследовательское занятие: «Воздух – невидимка»

Познавательно – исследовательское занятие:«Воздух – невидимка» Цель занятия: Развивать речь и познавательную активность в процессе экспериментирования....

Занятие по познавательному развитию Тема: «Воздух и его свойства» Подготовительная группа

Программное содержание:Образовательные задачи:  Учить делать выводы на основе опытно- экспериментальной деятельности.Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнение, продолжать строить р...

Конспект познавательной-исследовательской деятельности "Воздух, его свойства и значение для живых организмов".

Сформировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них - кислород....