Познавательное развитие НОД "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Гуськова Ольга Васильевна

Задачи:

Обучающие:

·        Знакомить детей со свойствами воздуха;

·        Формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, лёгкий, бесцветный);

·        Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

·        Вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.

Развивающие:

·        Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

·        Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

·        Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

·        Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его со всеми доступными способами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  «Воздух»

(младшая группа)

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей со свойствами воздуха;
  • Формировать представление о том, что он занимает много места и обладает свойствами (невидимый, прозрачный, лёгкий, бесцветный);
  • Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • Вырабатывать у детей умение делать умозаключения и выводы в экспериментах.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его со всеми доступными способами.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей: лёгкий, прозрачный, не видимый, бесцветный.

Образовательные области:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие.

Подготовительная работа:

- наблюдение за ветром;

- эксперименты с водой и предметами из металла, камня, песка;

- разучивание игры «Дует ветер».

Материал:

Карлсон (игрушка); воздушные шары; две прозрачные чашки; два апельсина (очищенный и не очищенный); стаканы (по количеству детей); коктельные трубочки (по количеству детей).

Ход НОД

Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.

- Ни веса, ни цвета у него нету!  (Воздух)

- Чего в комнате не видишь? (Воздух)

- Без рук,  без ног,

А ворота  отворяет. (Ветер)

- Что вокруг нас всегда,

Но мы его не видим? (Воздух)

Воспитатель. Правильно, это ветер!

(В группу вбегает Карлсон с воздушными шарами) 

Воспитатель. Кого это к нам ветром занесло?

Карлсон.  Меня – самого красивого и доброго Карлосончика. Я к вам в гости прилетел. А что вы собираетесь тут делать?

Воспитатель.  Мы с ребятами собираемся поговорить о воздухе.

Карлсон. О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Лично я никогда не видел. А вы, ребята?  ( Ответы детей)

Воспитатель. Раз мы его не видели, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый). Карлосон а что это у тебя в руках?

Карлсон. Я к вам прилетел с двумя с воздушными шариками: один весёлый, толстый, румяный, а второй худой и грустный. Ребята вы не знаете, почему второй шарик такой грустный?

Дети. Он сдулся.

Карлсон. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети. Посильнее надуть.

Воспитатель. Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его надуем?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Надуйте ваши шарики, чтобы они стали круглыми и упругими. (Дети надувают шарики и зажимают их пальцами). Теперь опустите шарики в небольшие тазики с водой, которые стоят на столах, отверстием вниз и разожмите пальцы. Что появляется в воде?

Дети. Пузырики.

Воспитатель. Откуда они берутся?

Дети. Из шариков выходит воздух.

Подвижная игра «Раздувайся, мой шар!»

 Цели: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

Ход игры

Воспитатель  говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Медленно, напевно произносят слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар!

Раздувайся, большой…

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг.

Оставайся такой

И не лопайся!

 Воспитатель уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-ш!» Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель. – «Надуем еще раз!» - и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг. 

Воспитатель  командует: «Хлоп!». Дети расцепляют руки и разбегаются в разные стороны: «Лопнул шар!»    

Карлсон. А ещё воздух есть в апельсине.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете. Прав ли Карлсон? Давайте проверим!

Я положу апельсин в воду. Что произайдёт с апельсином? (Он не тонет). Теперь давайте опустим в воду очищенный апельсин. Что происходит? (Апельсин утонул). Значит, что получается? Воздух находится в кожуре апельсина. Воздух легче воды.

Физкультминутка

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Право-влево, влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

(Наклоны в стороны)

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

(Прыжки)

Выше! Веселей! Вот так,

Переходим все на шаг.

(Ходьба на месте)

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора.

(Дети садятся на места)

Воспитатель.  Скажите, а у воздуха есть запах?

Дети. У воздуха нет запаха.

Карлсон. А вот и есть! Я всегда чувствую, когда пахнет вареньем, и без труда его нахожу.

Воспитатель. Дети верно сказали: воздух действительно не имеет запаха. А прав ли Крлсон, мы сейчас проверим. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?

Дети. Апельсин пахнет.

Воспитатель. Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?

Дети. Этот запах идёт от корки.

Воспитатель. Как же мы чувствуем запахи?

Дети. Они передаются воздухом, и мы их чувствуем.

Воспитатель. Как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте опустив её в стакан с водой. Что же происходит?

Карлсон. Я, я, я знаю! В стакане поднялась сильная буря!

Дети. Пузырьки появились

Воспитатель. Откуда они взялись? (мы выдыхаем воздух). Значит внутри нас тоже есть воздух?

Дети. Да.

Карлсон. Подумаешь, воздух! Я легко могу обойтись без воздуха. Зачем он нужен?

Воспитатель. Давайте проверим: может быть Карлсон прав? Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы немного. (Дети пробуют не дышать). А теперь ты Карлсон, сделай то же что и мы.

Карлсон. (Зажимает нос не дышит). Ой, ой! Лучше я буду дышать. Видимо без воздуха и правда, жить невозможно.

Воспитатель.  Скажите, кто не может жить без воздуха?

Дети. Люди, животные, растения.

Воспитатель. Карлсон, а ты сможешь летать без воздуха?

Карлсон. Ну и вопрос! Конечно не смогу. Мой пропеллер разгоняет воздух, поэтому я и летаю.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе. Воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передаёт чужие запахи. Воздух легче воды. Он нужен для жизни людям, животным растениям.

Карлсон. а мне он нужен ещё и для того, чтобы летать. Спасибо ребята. Что вы мне рассказали о воздухе так много интересного. Полечу скорее к Малышу и расскажу ему обо всём. До свидания! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...