Проект мини-музея «Птицы – наши друзья»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни, воспитывание бережного отношения к пернатым друзьям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект создания в группе мини-музея

«Птицы – наши друзья»

Вид проекта: познавательный

Участники: воспитатели, родители и дети старшей группы.

Продолжительность проекта: сентябрь 2015 – май 2016 (долгосрочный)

Актуальность. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к птицам, побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

-развивать интерес к изучению природы

-формировать бережное отношение к птицам

-расширять представления детей о зимующих, перелетных, экзотических птицах

-формировать элементарные экологические представления

-создать положительный эмоциональный фон

Планируемый результат: изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Этапы реализации проекта:

1.подготовительный

2.основной

3.заключительный

Подготовительный этап:

1.Изучение познавательной литературы.

2.Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей нос лучше?», «Сова»; К.Чуковский «Цыпленок», Б.Житков «Храбрый утенок», Е.Чарушин «Болтливая сорока», Н.Сладков «Лесные сказки», В.Сутеев « Цыпленок и утенок», русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Кочеток и курочка».

3.Наблюдение за птицами на прогулках.

4.Беседы «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние птицы», «Удивительные птицы» (экзотические).

5.Продуктивная деятельность: рисование «Голубь», «Дымковская утка», «Что это за птица», «Филимоновский петушок»; лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек), «Птицы на кормушке», «Лебедь»;  аппликация»Снегирь на ветке рябины», «Синичка», «Птенцы в гнезде», «Сказочная птица»; конструирование «Снегири и яблоки»(украшение на елку), «Сова», «Птичка», «Грач».    .

6.Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса».

7.Работа с родителями: сбор экспонатов для мини-музея, заучивание с детьми стихов о птицах.

8.Сделали карточки «Птицы Красной книги».

Основной этап – открытие мини-музея. Дети прочли стихи о птицах, загадывали загадки. Дети совестно с родителями подготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведет в то или иное время года, где и когда гнездится, о ее оперении и т.д. Из рассказов детей мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами. Следовательно, с наступлением зимы, когда  природа замирает, птицам нечем питаться, и они улетают в теплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы ( ворона , воробей, синица, сорока и др.) остаются зимовать, т.к. переносят климат нашей местности.

Разделы мини-музея:

-«Чучела птиц». Экспонаты данной коллекции могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

-«Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в самостоятельной игровой деятельности детей.

-«Пугало птиц», «Птицы Красной книги».  Экспонаты используются для закрепления знаний о зимующих и перелетных птицах, исчезающих птицах.

-«Библиотека». Здесь собраны карточки, познавательная и художественная литература о птицах, которые могут быть использованы в образовательной деятельности.

-«Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

В мини-музее оформлен альбом «Птицы глазами детей», в который вошли рисунки, аппликации, выполненные детьми старшей группы.

На открытии музея дети рассматривали экспонаты, слушали рассказы воспитателя, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Некоторые дети сами рассказывали о своей птице, принесенной из дома.

Заключительный этап.

Мини-музей послужил площадкой для проведения занятия «Тайны птичьего мира».

Совестно с детьми были сформулированы правила поведения в природе относительно птиц:

-Не шуметь в лесу, не пугать птиц!

Не разорять птичьи гнезда!

-Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!

-Подкармливать птиц зимой!

-Делать скворечники!

Проделанная работа нашла положительный эмоциональный отклик в сердцах детей и их родителей.

Перспектива развития мини-музея:

-Проведение экскурсий для других групп детского сада.

-Разработка экологических знаков по правилам поведения в природе относительно птиц.

-Написание книжек-малышек или большой книги о птицах.

-Проведение досуга «Вечер стихов».

-На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Литературные произведения о птицах

1.В.Бианки «Рассказы и сказки»

2.Л.Толстой «Воробей на часах»

                        «Лебеди»

3.А.Куприн «Скворцы»

                        «Песня скворца»

4.И.Соколов-Микитов «Жаворонок»

5.С.Аксаков «Лебедь»

6.Е.Чарушин «Яша»

                        «Воробей»

7.Б.Житков «Галка»

                      «Храбрый утенок»

8.Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

9.М.Пришвин «Журка»

                           «Лесной доктор»

10.Г.Скребицкий «Смышленые птицы»

                                 «Сиротка»

                                  «Чир Чирыч»

11.Н.Сладков «Воробьишкина весна»

                           «Зимние долги»

                            «Курорт « Сосулька»

                             «Топик и Катя»

12.Н.Романова «Котька и птичка»

13.Т.Домаренок «Кукушечка»

                                 «Два гнезда»

                                  «Кто разукрасил синичку»

                                  «Кого лечит дятел»

14.Русские народные сказки

      «Ворона и рак»

       «Лиса и тетерев»

       «Журавль и цапля»

       «Мышка и воробей»

       «Орел и ворона»

       «Кривая уточка»

      «Птичий язык»

      «Про мышь зубатую да про воробья богатого»

      «Хвастливая ворона»

      «Скворец и горошина»              

Сценарий презентации мини-музея

                                                                                                                                                                   -   Прекрасен и многолик мир птиц. Маленькие и большие, с великолепным оперением и самые обыкновенные, домашние и лесные, черные и белые, певчие и стучащие – всякие, ценимы людьми.

Птицы сопровождают нас повсюду. Птицы – это наши друзья. Многие из них — санитары лесов, полей, парков. Люди любят и ценят птиц. Поэтому

1 апреля отмечается «Международный День Птиц» — всемирный экологический праздник.

 Мы тоже любим птиц и создали в группе мини-музей «Птицы - наши друзья» .Девиз нашего музея -…..

 В нашем мини-музее есть разные экспонаты. Это:

-чучела птиц

-поделки птиц, сделанные своими руками

-фотографии птиц

-познавательная и художественная литература о птицах.

В экспозиции представлено «Пугало птиц», где находятся изображения птиц, объединенные по определенному признаку.

  -Ребята, посмотрите сюда и назовите птиц, которых здесь видите (дети называют).

-Как можно назвать всех этих птиц?(зимующие)

-А почему их так называют?(приспособлены жить в нашей местности и не улетают осенью в теплые края)

-А как называют птиц, которые улетают на юг?(перелетные)

-А почему птицы улетают на юг?(им нечего есть, т.к. природа замирает, и нет ягод, насекомых, а также они не могут переносить холод)

 -А вот эта экспозиция о птицах, занесенных в Красную книгу.

-Ребята, а что такое Красная книга?(здесь записаны животные и растения, которых осталось очень мало и которые нужно особенно беречь)

-А вы знаете какие птицы занесены в Красную книгу?(дети называют и показывают)

 -У нас также есть альбом «Птицы глазами детей», куда вошли рисунки и аппликации детей нашей группы.

-А теперь , ребята, давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем о птицах, т.е. будем экскурсоводами.

Загадываю загадки, дети отгадывают, а потом один ребенок показывает эту птицу и рассказывает  о ней.

Хищный нрав у этой птицы,

С ней вам лучше не водиться.

Клюв раскрыл в порыве страсти

Кровожадный хищник… (ястреб)

ЯСТРЕБ

Ястреб – одна из самых быстрых и сильных хищных птиц. У него острое зрение и отличный слух. У ястреба широкие крылья, они помогают птицам долгие часы парить в воздухе, высматривая добычу. Разные виды ястребов живут как в лесах, так и в степях. Свои гнезда устраивают в земле. Как только самка откладывает первое яйцо, она начинает его насиживать. Из-за этого птенцы вылупляются из яиц по очереди, и часто в одном гнезде живут малыши разного возраста.

Ястребы охотятся на перепелок, голубей и тетеревов. Могут они нападать и на домашних кур, если оставить их без присмотра. Нередко добычей ястреба становятся зайцы и кролики.

Роль хищных птиц в природе очень важна. Они охотятся не ради удовольствия, а чтобы прокормить себя и свою семью. При этом их добычей, как правило, становятся слабые или больные животные.

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

Сова        

          Сова - ночная хищная птица. Её организм хорошо приспособлен для ночной охоты на мелких птиц и грызунов. Превосходное зрение, отличный слух, бесшумный полёт, исключительная подвижность головы, острые когти, сильные лапы - это качества хорошего охотника. Глаза у птицы большие и круглые, но днём сова видит плохо, и поэтому до заката солнца прячется в дуплах деревьев и старых строениях. Совы живут поодиночке. Гнезд не строят. Одним из видов совы является сыч.

Он в черной одежде,

Но все-таки врач.

Спасает поля от вредителей…(грач)

Грач

Грач– стройная черная птица.

Он внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от вороны, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в стаях.

Грач летает на большие расстояния, но много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях за городом или в городских садах.

Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря,. Для перелётов весной и осенью грачи собираются в огромные стаи.

В апреле  мама-самка откладывает яйца. Через  месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях насекомых. Мы рады этому, т.к. это насекомые-вредители.

Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, может поймать даже молодого зайчонка.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая, (сорока)

Сорока

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные ". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока селится на открытом месте, где много деревьев и кустов. Её гнездо большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Самка насиживает яйца, а самец помогает ей кормить птенцов. Сороки держатся парами и не удаляются далеко от гнезда. К зиме большинство сорок разлетаются по деревням и ищут себе еду. Сорока ест насекомых, гусениц, разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, зерна.

Сорока очень смышленая птица и хорошо привыкает к неволе. Выращенная из птенца сорока становится совершенно ручной. Она может научиться подражать голосам многих животных, скрипу двери, другим звукам, а также голосу человека.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.  (аист)

АИСТ

С древних времен люди считали белых аистов символом удачи. Если аисты свили гнездо на крыше дома – это непременно должно принести счастье его хозяину.

Люди сочинили про аистов множество легенд. По одной из них, аисты приносят родителям новорожденных детей. Аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое устраивает на деревьях , скалах, на домах.

Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.

В середине весны самка откладывает от 3 до 8 яиц. Насиживают их оба родителя. Питаются аисты лягушками и ящерицами, червями, насекомыми и их личинками.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

СНЕГИРЬ

Снегирь получил своё название потому, что он с первым снегом прилетает к нам с севера. У самца грудка красная, а у самки - буровато-серая. Селятся снегири в лесах и держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а с  приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

В апреле снегири строят гнезда на ветвях деревьев невысоко над землей. Самка свивает его из веточек, затем выстилает слоем тонких корешков и шерсти. Птенцов родители выкармливают поочередно семенами и насекомыми. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают. Лучшие грозди рябины снегирь, даже если он голоден, все равно уступит самке.

Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый ... . (ЛЕБЕДЬ)

Лебедь

          Лебедь  считается самой крупной и красивой водоплавающей птицей. Окраска оперения белая, но есть и чёрные лебеди. Шея у этой птицы длинная и гибкая. Гнездится она в зарослях стоячих водоёмов. Стаи лебеди не образуют, а держатся парами, кормятся водными растениями, сочной травой прибрежных лугов и рыбой. Лебеди - перелётные птицы, на зиму улетают в тёплые страны. 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.(Воробей) 

ВОРОБЕЙ

Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности. Порой стайка воробьев давала отпор даже грозному ястребу!

За теплое время года воробьиха успевает 2–3 раза отложить яйца и вывести потомство. Ученые подсчитали, что при такой плодовитости воробьи должны были бы уже вытеснить с нашей планеты всех остальных птиц. Но этого не происходит, потому что не все птенцы выживают, погибая от хищных зверей и птиц.

-Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки птиц!

А теперь давайте послушаем стихи о пернатых друзьях.(дети читают стихи)

-Молодцы!

А знаете ли вы о правилах поведения в природе относительно птиц?(да)

-Давайте их назовем:

1.Не шуметь в лесу, не пугать птиц!

2.не разорять птичьи гнезда!

3.Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!

4.Подкармливать птиц зимой!

5.Делать скворечники!

А какое значение играют птицы в жизни человека?(истребляют насекомых и оберегают от них поля, сады и огороды, хищные птицы уничтожают мелких грызунов-вредителей полей и распространителей разных болезней, из пуха и перьев делают одежду, одеяла и подушки, домашние птицы дают яйца и мясо, перьями птиц в старину писали как теперь пишут ручкой, птицы приносят радость своей красотой и пением, питаясь семенами переносят их с места на место, что способствует распространению растений, помет птиц служит удобрением и позволяет получать большой урожай овощей и фруктов).

 

-Умнички! Вы уже много знаете о птицах и можете поделиться своими знаниями с другими. Цените и берегите птиц, заботьтесь о птицах в трудные для них времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»

1.    Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1     Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...

Педагогический проект по теме «Птицы наши друзья»

1.    Ааналитико-прогностическое обоснование проекта.1.1     Актуальность выбранного направления, определившая необходимость проекта...

Проект в старшей группе «Наши друзья - растения в детском саду и дома»

Проект:  состоит из совместного группового и  семейных мини-проектов. Фотографии по проекту можно найти в специальном альбоме на моей странице.Полностью разместить презентацию не удалось, т....

Проект "Овощи и фрукты - наши друзья"

Открытый образовательный проект в группе раннего возраста...

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Наши друзья из леса"

данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного от...