Конспект занятия в старшей группе по формированию экологической культуры "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Халезова Татьяна Дмитриевна

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по формированию экологической культуры с элементами экспериментирования по теме: "Воздух и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_no_167._zanyatie-eksperiment_vozduh._morozkina_i.f.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

ПО ТЕМЕ: «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА» 

Автор: Халезова Татьяна Дмитриевна

Цель: развивать умение детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас.

 Задачи:

Образовательные: сформировать у детей представление о том, что вокруг нас воздух. Учить детей замечать свойство воздуха, показать, что воздух нужен для дыхания. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: не видим, ощутим, не имеет запаха, бесцветный, прозрачный.

Развивающие: развивать наблюдательность умение анализировать, делать выводы, Вызвать интерес, к исследовательской деятельности, устанавливать простейшие связи, делать выводы. Дать возможность обнаружить воздух с помощью опытов (он по всюду).

Ввести в активный словарь детей слова: воздух бесцветный,  прозрачный,  

Воспитывающие: воспитывать умение договариваться между собой.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение произведения В. Катаева «Цветик-семицветик, просмотр мультипликационных фильмов «Вини – Пух и пчелы», «Смешарики. Воздух для вдохновения».

Опыты «Как увидеть невидимку воздух?», «Почему лопнул шарик?», «Почему всплывает подводная лодка?»

Игры с вертушками, флюгером, с  мячом, «Ветер дует-лодочка плывет». Просмотр презентаций «Ветер».

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: шарики для украшения группы-лаборатории, схемы-иллюстрации, обозначающие выводы-открытия детей (1 схема - внутри живого организма есть воздух; 2 схема- воздух бесцветный, без запаха его нельзя поймать; 3 схема- воздух имеет вес; 4 схема- воздух легче воды), 2 дуги, на каждой прикреплено по 2 шарика,

Раздаточный (по количеству детей): шапочки и белые халаты, воздушные шары,  целлофановые пакеты, металлические шарики, тазики с водой.

          

Ход занятия:

Вступительная часть

Воспитатель с помощью веселого колокольчика собирает детей в небольшой круг.

- Ребята, я  сегодня шла на работу, и мне очень захотелось стать ученым…

- А вы мне не подскажите кто такие ученые? (ответы детей: ученые они что-то изобретают, ученые делают эксперименты, ученые изучают науки, изобретают).

- Правильно, ученые - это люди, которые что-нибудь изобретают. А вы хотите, что-нибудь изобрести?

Дети: Да

- И я очень хочу. Давайте тогда превратимся ненадолго в ученых. Согласны?

Дети: Да

- Тогда закрывайте глазки. Эни-бени-краба (хлопает в ладоши). Мы теперь не девочки, мы теперь ни мальчики. Мы теперь не воспитательницы. Мы теперь кто?

Дети: ученые.

Основная часть

- Проходите в лабораторию. Посмотрите, какая лаборатория для вас приготовлена, как красиво я ее украсила (обращает внимание на шары). А чем я украсила лабораторию? (ответ детей: шарами)

- Правда, красивые шарики?

Дети: да

- Но почему-то один какой-то грустный, вялый…, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик стал опять веселый? (предположения детей), в итоге приходят к выводу, что надо надуть шарик, чтобы он был опять веселый.

-  Давайте попробуем надуть веселые шарики? Проходите, выбирайте шарики (дети надувают воздушные шары)

- Пробуем, мы же ученые, не у всех сразу, получается, посмотрите какой веселый шарик надул…(имя ребенка), замечательный шарик. Ученые, ведь у них тоже не сразу все получается. Они пробуют, испытывают и только после этого получается какой-то результат…

- Господа ученые скажите, пожалуйста, а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой веселый шарик?

Дети: потому, что его надули воздухом

- Надули воздухом? А как он туда попал?

Дети: через нас

- Через нас? А как это через нас?

Дети: потому что в нас есть воздух

- Да. В нас есть воздух. Давайте проверим.

(Дети начинают вдыхать воздух, выдыхать, подставляют руку, чтобы почувствовать воздух)

- Мы сделали первое научное открытие…

Дети: Да

- Подскажите, какое открытие мы сделали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:

- Да, ребята, вы правы - в нас есть воздух. Надо это открытие отметить схемой. Проходите сюда. Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (дети выбирают схему, соответствующую сделанному выводу,  и первой ее располагают на мольберте.) Давайте положим шарики здесь, пускай они украшают нашу лабораторию. И нас, господа ученые ждут новые открытия. Пройдем сюда, к нашему лабораторному столу. Скажите ребятки, вот внутри нас воздух есть, а вокруг нас он есть?

Дети высказывают свои  предположения. Приходят к выводу, что воздух есть не только внутри нас, но и вокруг нас.

Воспитатель:

- А поймаем его? (хлопают в ладоши)

-  У кого получилось поймать? Ни у кого? Где же он? Как же нам его поймать

(ответы детей)

- Нам помогут пакеты, разбирайте господа ученые пакеты... (дети берут пакеты со стола), будем ловить воздух. Зажали пакеты…кто поймал?

Дети: я…

- Смотрите сколько воздуха поймали ?…На что теперь наши пакеты похожи?

Дети: на шарик…(ответы детей: на кошку, на подушку и т.д.)

- Давайте посмотрим, воздух имеет какой-нибудь цвет? Нет.. Он какой?

Дети: прозрачный

- Прозрачный. (Имя ребенка), какой воздух ты поймала? Какой? Есть у него цвет? Дети: нет.

- Значит он какой? Он бесцветный. А давайте мы его понюхаем?

Дети нюхают воздух из пакета.

- Что-нибудь почувствовали? Имеет воздух запах?

Дети: Нет.

- Молодцы ребятки. Получается, что воздух, какой? (имя ребенка) какой воздух? Кто скажет?

Дети: бесцветный, волшебный.

- Волшебный… Потому что его можно поймать, а какой на цвет у нас воздух. (бесцветный) А какой запах у воздуха? Никакого. Выпустите воздух. Пускай летит. Ой, пакетик стал плоский. Положите их пока на стол. Вот наше новое открытие. Оказывается воздух… какой? Бесцветный, без запаха и его нельзя поймать руками. Надо отметить наше открытие схемой. Господа ученые, прошу. (Имя ребенка) выбирай схему. Давайте посмотрим, ребята, правильно ли выбрал Ваня схему нашему открытию? Согласны с Ваней? Это наше второе открытие. Молодцы. Давайте продолжим наше испытание.

- Ребята мы воздух ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?

Дети: нет

- Можно его взвесить?

Дети: нет

- Очень интересная мысль… смотрите, какие замечательные весы у нас в лаборатории. (Подходят к первым весам) На этих весах, что у нас висит? (Ответы детей) Шарики. Обратите внимание шарики перевешивают друг друга или они уравновешивают?

Дети: уравновешены

- Давайте попробуем один шарик проткнуть и посмотреть, что получится? Кто смелый? Давайте (имя ребенка) попросим… Смелей. Один шарик протыкаем (дети лопают каждый по одному шарику, остается один шарик). Давайте посмотрим теперь на наши весы… Что произошло?

Дети: один шарик лопнул

- Шарик лопнул. И весы, с которой стороны остались шарики… что сделали?

Дети: Перевесили

- Перевесили. Значит, воздух имеет вес?

Дети: Имеет

 - Имеет. Посмотрите, воздух стал тяжелее. Весы опустились. А давайте мы попробуем второй шарик тоже лопнуть. Господа ученые, кто еще не лопал шарики? Подходите, прошу, вот ваша шпажка. Протыкай смелей (дети лопают оставшиеся шарики).

- Лопнули все шарики. Шарики полопались и весы у нас – уравновешиваются, да? Ребята, господа ученые получается, что воздух у нас… имеет вес… Надо обозначить это схемой. Прошу вас к нашей доске. (Имя ребенка) найди, пожалуйста, схемы. Она по счету какая будет? Третья. Трете открытие – воздух имеет вес. Замечательно. А вы не забыли про наши красивые шарики? Давайте возьмем их. (Дети берут шарики, которые надули в первом опыте)

- господа ученые приглашаю вас за следующий стол. (На столе стоят два тазика с водой, на столе лежат маленькие металлические шарики) Что у нас здесь приготовлено?

Дети: шарики

- Шарики? Тоже воздушные?

Дети: Нет

- А какие?

Дети: (ответы детей)

- Металлические. Возьмите в руки по шарику. Попробуем опустить их в воду? Что с ними произошло? Берите, берите, опускайте, мы же ученые надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Шарики, что сделали?

Дети: Утонули

- Утонули. А давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем. Нет, а зачем руками? Ты же металлический руками не топила. Они не тонут. А что они делают? Наверху плавают? А почему?

Дети: потому что они воздушные.

- но ведь воздух имеет вес, а раз он имеет вес, а почему он не тонет?

Дети: воздух летает…

- Летает…хорошо, еще дальше думаем. По сравнению с водой воздух легче или тяжелее?

Дети: легче

- Воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику. Ребятки давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Какое оно по счету? Оно четвертое по счету. Шарики плавают.

Заключительная часть

- Ребятки, давайте вспомним, какие же открытия мы сегодня сделали.

(Ответы детей)

- Надували шарик и узнали, что воздух находится в нас. Какое мы сделали второе открытие? Воздух есть вокруг нас. И какой воздух нас окружает? Какой он? (ответы детей: воздух без запаха, воздух бесцветный). А какое третье открытие мы сделали? (Ответы детей) Воздух имеет вес. И последнее открытие какое у нас? Воздух легче воды. Молодцы ребята, понравилось вам быть учеными и мне очень понравилось. Спасибо вам за помощь. Превратимся обратно в девочек и мальчиков. Давайте закроем глазки (дети закрывают глаза) Эни-бени-краб. (хлопает в ладоши). А с нашими надутыми  воздушными шариками мы  будем играть в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в сказочное королевство".

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 Московского района Г.Санкт-ПетербургаКонспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "...

конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений.

Конспект составлен для детей старшей группы. Задачи: способствовать формированию знаний детей о последовательности дней недели; упражнять в ориентировки на плоскости листа; учить находить углы листа; ...

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди"

Данное занятие является итоговым. Проводилось в старшей группе ДОУ в октябре месяце. Целью занятия являлось: Формирование у детей предпосылок учебной деятельности,развитие умения анализировать, сравни...

Конспект занятия в старшей группе по формированию целостной картины мира : "Хвойные деревья Краснодарского края".

Конспект занятия в старшей группе  по формированию целостной картины мира  Тема: «Хвойные деревья Краснодарского края» Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, рас...