Конспект открытого занятия «Знакомство с символикой России» по патриотическому и нравственному воспитанию старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конечных Татьяна Александровна

Наша Родина.

                                           Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.                  

                                                      ( В. Степанов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Знакомство с символикой России» по патриотическому и нравственному воспитанию старший дошкольный возраст.

Цель: Закрепить знания детей о государственном флаге России.

 Познакомить с разными видами российских флагов (Знамя Победы, Андреевский флаг,  штандарт Президента Российской Федерации), с гимном России. Воспитывать любовь к Родине, гордость за её историю, уважение к флагу и гимну России

      Материал: изображение государственного флага России, Андреевского флага, штандарта Президента России, Знамени Победы, аудиозапись государственного гимна России.

Ход занятия.

      1-я  часть.  Вводная.

      Воспитатель вносит карту России и привлекает к ней внимание детей: «Посмотрите, ребята,  -- это карта нашей страны. Видите, какую огромную территорию она занимает. А как называется наша страна? ( Россия, Российская Федерация) Воспитатель указкой обводит границы России и читает стихотворение:

                                          Наша Родина.

                                  Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

( В. Степанов)

Дети рассматривают карту и обводят её границы.

    - У каждой страны есть свои отличительные знаки. Назовите,  какие из них вы уже знаете? (Флаг, герб).

    - Правильно есть они и у России. Покажите какие из них российские. (Дети из нескольких предложенных  флагов и гербов выбирают те, которые принадлежат России)

    - Давайте вспомним из каких частей состоит флаг? ( дети показывают и называют – древко, полотнище, навершие).

     -  Из каких цветов состоит полотнище?( Белого, синего, красного).

    - Что напоминает нам белая полоса? (Белоствольные берёзы, белые облака, белый снег, белые ромашки и т. д.)

   - А что напоминает синяя полоса? (Реки, моря, озёра, небо).

   -  А что обозначает красная полоса? ( Огонь, солнце, тепло, любовь).

   Дидактическая игра: «Раскрась флаг»

   Воспитатель предлагает раскрасить  флаг с помощью двух цветов: синего и красного. Детям даётся готовый контур с тремя полосками: одна белая, другая обозначена цифрой 1, третья цифрой – 2. Дети раскрашивают и называют флаг.

     2-я  часть.  Рассказ воспитателя.

   Первый отечественный флаг появился при строительстве кораблей, на  первом русском военном корабле» Орёл». Именно с того времени и начинается история Российского флага. Долгое время флаги в России использовались только на флоте. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине красного цвета ввёл Пётр -1.

  Пётр-1 утвердил бело-сине-красный флаг без рисунка для торгового флота. А для военно-морского он утвердил Андреевский флаг ( белое полотнище и синий косой крест).

( Рассказ сопровождается рассматриванием иллюстраций).

   Этот флаг совпадал с символикой первого русского ордена, учрежденного Петром – орденом Андрея Первозванного, распятого по легенде на косом кресте. За боевые отличия кораблям жаловали Андреевский флаг.

    3-я  часть.

   Звучит запись песен времён Великой Отечественной войны, посвящённые Дню Победы.  

     -  В 1941 году фашистская Германия, нарушив мирный договор,  с Советским Союзом ( так раньше называлась наша страна). В течение долгих четырёх лет наш народ мужественно сражался с врагом. В тяжёлых сражениях освободил он свою Родину от фашистских захватчиков. Над куполом главного здания вражеской столицы Берлина – рейхстага – взметнулось красное знамя с белым серпом и молотом. Это красное знамя и стало символом Великой Победы. В наши дни Знамя Победы – это также символ памяти. Благодарности и уважения к людям, очень дорогой ценой завоевавшим возможность мирной жизни для всех нас.

      Мы храним память о подвигах солдат и офицеров на фронтах Великой Отечественной войны, партизан в тылу врага. Мы помним о трудовых подвигах тех, кто работал на заводах и фабриках, выпускавших боевую технику, танки, самолёты, снаряды. Не можем мы забыть и о тех лишениях и страданиях, которые пришлось пережить людям в годы войны.

   (Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить государственный флаг России и Знамя Победы.)

     -  Как вы думаете, ребята, когда вывешивают государственный флаг Российской Федерации? ( Варианты ответов детей)

      -  А в какие праздники вывешивают Знамя Победы? (В День Победы. Во время Парада на Красной Площади в Москве, в момент возложения цветов к могиле Неизвестного солдата).

      4-я    часть.

   Воспитатель показывает ещё один флаг: штандарт Президента Российской Федерации.

       - Вам знаком этот флаг? Вы когда-нибудь видели его? ( Варианты ответов детей).

     -  Этот флаг принадлежит Президенту Российской Федерации. Президент России тоже имеет свой флаг. Он называется штандартом Президента России. Этот флаг квадратной формы. На фоне белой. Синей. И красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает белая бахрома.

     5-я   часть.

    Звучит запись государственного гимна Российской Федерации.

    - Ребята. Вы узнали эту песню? (Ответы детей ).

   -  Это гимн Российской Федерации – главная песня нашей страны. Если флаг и герб мы видим, то гимн мы слышим. Где он обычно звучит? На торжественных приёмах представителей других стран. На спортивных соревнованиях и т. д. Гимн обычно слушают стоя, в знак уважения к стране.

   6-я    часть .   Дидактическая игра: « Выложи и назови».

  В заключение воспитатель предлагает детям из фрагментов бумаги выложить варианты (флаг России, штандарт Президента России, Андреевский флаг, герб России). Дети выкладывают и называют символы

        В заключительной части занятия обобщаются и уточняются знания детей о государственной символике России.

    За правильные ответы дети получают призовые медальки.

   -  Какие отличительные знаки государства вы знаете? (Флаг, герб).

    -  Для чего служили знамёна, древние флаги – стяги? (Стяги служили для объединения войск).

   -  Какие виды флагов вы знаете? (Государственные, президентские, Знамя Победы, Андреевский флаг).

   -  Как называется флаг Президента России? ( Он называется штандарт Президента Российской Федерации).

   -  Как выглядит штандарт Президента России? ( Это флаг квадратной формы. На фоне белой. Синей и красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома).

   -  Чем отличается государственный флаг от флага Президента? (Государственный флаг -  прямоугольной формы, а президентский – квадратной. У президентского   в центре есть герб, а у государственного -  нет и у президентского штандарта по краям золотая бахрома).

   - Чем они похожи? ( Похожи расположением и цветом полос).

  -  Как выглядит Знамя Победы? ( Это красное знамя).

   -  Как мы узнаем Андреевский флаг? ( Это белое полотнище и синий косой крест на нём).

  -  Что обозначает герб нашей страны?

 ( Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны и её независимость от других государств).

  -  Для чего стране нужен гимн?

 ( Это главная песня страны. Она звучит торжественно и является символом государственного единства).

     В конце занятия подсчитываются призовые медальки, заработанные детьми за правильные ответы.

Самоанализ открытого занятия «Знакомство с символикой России» по патриотическому и нравственному воспитанию старший дошкольный возраст.

Конспект занятия соответствует программным требованиям данного возраста.

Задачи, содержание занятия определялись программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Подбор, содержание форм, методов и приемов осуществлялись в соответствии с задачами, а также с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей старшей группы.

Во время занятия использовались разнообразные виды детской деятельности: изобразительная, коммуникативная, музыкальная.

 Использовались следующие методы:

наглядные, словесные (вопросы к детям, уточнения, поощрения, стихотворения);

игровые .

Все эти методы были направлены на развитие познавательных, речевых, музыкальных, творческих умений и навыков и их совершенствование.

Все занятие взаимосвязано, обусловлено и подчинено заданной теме и задачам. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость детей. В ходе занятия  дети были активными, эмоциональными. Считаю, что с поставленными задачами мы справились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Мы – изобретатели»

Конспект  открытого занятия с использованием современных образовательных и здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Мы – изобретатели»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно - нравственному воспитанию старший дошкольный возраст Тема: «Обитель добра, любви на Костромской земле»

Духовно-нравственное воспитание заключается в формировании общечеловеческих ценностей. Важно с малых лет формировать душевные качества детей. Научиться дюбить, беречь свои истоки - главное для растуще...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект открытого занятия по развитию речи с использование кейс - технологии с детьми старшего дошкольного возраста. драматизация сказки «Теремок»

Задачи:Воспитательные задачи: воспитывать стремления к самосовершенствованиючерез театрализованную деятельность и воспитывать у детей доброжелательноеотношение к сверстникам.Развивающие задачи: ...

Патриотическое и нравственное воспитание в дошкольном возрасте

Воспитинме нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения- одна из самых важных задач нашего времени....

Конспект открытого занятия по развитию речи "Как земляне помогли марсианину" с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект открытого занятия по развитию речи  "Как земляне помогли марсианину"с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Полет на Луну» в подготовительной группе детей старшего дошкольного возраста.

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Полет на Луну» в подготовительной группе детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: развитие у детей внимания, логического мышлен...