Конспект открытого занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Прохорова Евгения Васильевна

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему "Царство трех ветров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»

г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

Россия, 694620, Сахалинская область, г. Холмск, пер. Восточный, дом 18, тел./факс (42433)2-01-98

Конспект открытого занятия

 познавательно-исследовательской деятельности

в старшей группе «Почемучки» (30.03.2016 г.)

                                                                                                                      Разработала:

                                                                                    воспитатель Прохорова Е.В.

                                                                                     

г. Холмск

2016 г.

Тема занятия: «Царство трех ветров»

ИОО «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Цель: ознакомление с природным явлением – посредством исследовательской деятельности.

Образовательные задачи:

•  познакомить детей с  природным явлением -  ветер, его свойствами и ролью в жизни человека;

•  учить детей, проводить опыты и самостоятельно делать выводы,  наблюдать.

Развивающие задачи:

•   продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Воспитательная задача:                                                                                          

  •  воспитывать интерес к экспериментальной деятельности,  любовь к  родной природе.

Словарная работа: ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга,  рельеф, ветряная мельница, полярники.

Методические приемы: словесный, наглядный, исследовательский.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за облаками, дидактическая игра «Хорошо-плохо», дидактическая игра «Какой ветер», подвижная игра «Ветер, ветерок», чтение стихотворения «Три ветра» С. Михалкова, изготовление бумажных корабликов, бумажных вееров.

Материал к занятию: аудиозапись, вентилятор, тазик с водой, бумажные кораблики, бумажные веера, нитки с ватными дисками, вертушки.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, послушайте пожалуйста, загадку.

Летит, а не птица,            По свету рыщет,
Воет, а не зверь.               Поет да свищет
Тучи нагоняет,
Воет, задувает…   (Ответ: ветер)

Воспитатель: ребята,  хотите послушать волшебную сказку?

Дети: да.

Воспитатель: в некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто  из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

Я могуч,                           Я волную сине море

Я гоняю стаи туч            Всюду вею на просторе.

Воспитатель: ребята, давайте порассуждаем, Я считаю, что сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

Дети: разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья. Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. Сдувает шапку с головы, ломает зонты.

Воспитатель: а иногда я думаю, что сильный ветер это хорошо, как вы думаете интересно узнать?

Дети: разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутится. Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер разносит семена растений. С помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам.

Воспитатель: ребята, а какими еще словами можно охарактеризовать Ветрище?

Дети: ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

Воспитатель: я бы хотела вас немного дополнить.  К положительным качествам относят так же и то, что: ветер перегоняет тучи и облака (иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью); очищает воздух (уносит с нашей планеты отработанные автомобильные газы, дым от заводов); вырабатывает электроэнергию с помощью ветряных мельниц, ещё с давних времён люди строили ветряные мельницы для перемалывания зерна в муку. Полярники, например и сейчас, используют ветряные двигатели для получения тепла и света; ветер участвует в формировании рельефа он «съедает» горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа); переносит на большое расстояние семена растений; помогает движению парусных кораблей, помогая мореплавателям.

Очень приятно в жаркий день ощущать ласковый, нежный, легкий, летний ветерок – одно удовольствие!  

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Но есть у ветра и отрицательное качество - он обладает разрушительным действием (наводнения, ураганы и др.) (напомнить детям об осеннем урагане 2 октября 2015 года)

Воспитатель: сейчас мы с вами изобразим «ветрище» и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

1 . Опыт  «Море»

В глубокую емкость набрать воду, пустить бумажные корабли. Дети сильно дуют.

Воспитатель:  подули на кораблики что произошло? Ребята, какой же вывод можно сделать?

Дети: появились небольшие волны. Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно для корабля.

Воспитатель: а теперь послушайте, что же было дальше в сказке. После старшего брата  вышел средний брат и начал доказывать, что это он самый важный и нужный.

(аудиозапись со звуком ветра)

Вею, Вою,  ворожу                                Гуляю в поле, а не конь,

Снег пушистый я кружу                       Летаю на воле, да не птица

Воспитатель: вы хотите поиграть с ветром?

Воспитатель: у меня есть палочка - «превращалочка», она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики- чикалочка                                            Вокруг себя повернитесь

Палочка – «превращалочка»                                 И в деревья превратитесь

Имитационная игра «Дерево»

Дети: наши ноги – это корни                                

Наше туловище ствол                                            

Наши руки это ветви

Наши пальцы – это листья.

(Дети превращаются в «деревья» и качаются  на ветру)

Воспитатель: подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (детские пальчики шевелятся),

- усилился ветер закачались веточки (дети шевелят кистями рук).

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками накланяются из стороны в сторону).

Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

Воспитатель: пусть деревья снова станут ребятами.

Давайте, вспомним: мы с вами не один раз наблюдали за ветром на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер?

Дети: можно, только будет несильное движение воздуха.

  1. Опыт с вентилятором

Воспитатель: включаю вентилятор. Для доказательства исследования того, что искусственный  ветер можно создать в помещении,   поднесите поближе к нему свои «испытательные средства». Что мы заметили?

Дети: воздух двигается, это заметно по тому как вертятся вертушки и ватные диски.  

Воспитатель: делаем вывод: ветер – это движение воздуха и его можно создать искусственно.

Воспитатель:  наконец дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать, что это именно он самый нужный и важный.

Перед вами я-  ветрёнок                             По обочинам дорог

Непоседливый ребёнок                              Бегаю как паренек.

Воспитатель: ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали?

Дети: лёгкий ветерок.

Воспитатель: а вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листочками. Когда очень жарко можно и так себя спасти от жары, удобно? Приятно?  А можно воспользоваться веером.

Воспитатель: (обмахивается веером). Хотите и вас научу их делать?

Воспитатель: положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб, переворачиваем и снова приглаживаем и так пока не закончится листочек.

– Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали?

Дети: движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.

Воспитатель: так что же  такое ветерок, ветрёнок, ветерочек?

Дети: это слабое движение воздуха. Его можно создать с помощью веера, ладошками рук, листочком бумаги.

Воспитатель: ребята, я предлагаю  подарить эти веера нашим гостям на память, пусть им тоже будет приятно как с ласковым ветром в знойный летний денёк. А мы себе сделаем ещё.

Воспитатель: эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из них важный и нужный. А вы как считаете?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: так значит  каждый из братьев важен и нужен в природе. И на прощанье послушайте эти прекрасные слова:

Хорошо, что солнце светит!        Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

Хорошо  что дует ветер!              Хорошо что в этой речке очень синяя вода

И мы дружные  всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...