Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Космос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лебедева Надежда Валентиновна

Конспект, презентация к конспекту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы и материалы:

- Создание игровой ситуации

- Разрезные картинки «космического содержания»

- Кукла би-ба-бо «Звездочет»

- д\ игра   «Помоги зажечь звезду»( двухцветные  Квадраты Воскобовича)

- Здоровье сберегающие технологии ( гимнастика для глаз, физкультминутка, пластический этюд )

- Демонстрация презентации с пояснениями и вопросами педагога

- набор картинок «планеты», набор «цифры»

- Д\и « «Соедини по точкам»

- Опыт с лампой ,опыт «Шарики на ниточках»

- Фонограмма музыкального отрывка

Содержание:

Часть1

- Здравствуйте ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в необычное путешествие. Вы хотите узнать что-то новое и интересное?

- А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если выполните мое задание.

д\игра  «Ракета» ( палочки Кюизинера )

- Молодцы! Справились с заданием. Увас получились замечательные ракеты. Куда же можно на них отправиться?

( в космос)

-Космос всегда интересовал людей. А вы хотите узнать больше о космосе, о звездах, о планетах?

- Но кто же нам может помочь?... Кажется, я знаю, кого нам надо пригласить! Есть у меня один знакомый волшебник . Если вы правильно угадаете загадку о нем , он тут же появится и расскажет нам много интересного о космосе!.

Загадка :  

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды

Знает все наперечет

Звезды в небе……..    ( Звездочет)

Из-за ширмы появляется кукла «Звездочет»

- Здравствуйте ребята! Я готов открыть вам тайны звездного неба. В нашем городе , Санкт-Петербурге , есть место, где звезды можно увидеть совсем близко. Садитесь, я расскажу вам об этом.

Дети садятся к экрану.

Показ 1 части презентации.

Текст к презентации на тему «Космос»( приложение 1)

1 Слайд

 Посмотрите на это здание . Оно находится в  самом высоком месте нашего города – на Пулковских высотах и называется Пулковская обсерватория. Слово ОБСЕРВАТОРИЯ необычное , в переводе с латинского языка означает «НАБЛЮДАТЬ»

2 Слайд

В обсерватории работают ученые – АСТРОНОМЫ. Они наблюдают за звездным небом в огромные ТЕЛЕСКОПЫ. А наука, которой они занимаются, называется – АСТРОНОМИЯ.

3 Слайд

Телескоп – это такой прибор, который приближает   объекты и тогда астрономы могут не только хорошенько рассмотреть , и даже сфотографировать небесные светила

4 Слайд    «Созвездия» ( 3 раза )

Звезды все разные. Среди них есть большие и маленькие , голубые  и желтоватые, одинокие и собравшиеся в группы. Эти скопления звезд называют СОЗВЕЗДИЯ  Мы с вами уже рассматривали некоторые созвездия, читали о них сказки, легенды ( вы узнали созвездие близнецов, лебедя )

5 Слайд «Звездочет»

Звездочет

 –Посмотрите ребята как много ,звезд так много что даже глаза разбегаются ! Нужно срочно сделать  гимнастику для глаз, я так часто делаю, чтобы мои глаза отдохнули.

Гимнастика для глаз

Вот звезда здесь перед нами

Глазки вверх теперь подняли

Снова звезды полетели

Глазки влево посмотрели

А теперь звезда внизу

А теперь опять вверху

Звезды в хоровод вдруг встали

 И созвездиями стали!

Звездочет

 – А у меня действительно есть фотографии одного созвездия. Но все они зашифрованы! Может ребята помогут мне узнать, что же это за созвездие?

Дети переходят к столам с дидактическим материалом

д/игра « Соедини по точкам»

Звездочет

- Кто знает , как называется это созвездие? ( Большая Медведица)

-Спасибо. Что помогли мне , и даже назвали созвездие!

Воспитатель

 – Дорогой Звездочет ,  наши ребята  могут стать немного волшебниками

У нас есть разные предметы, которые дети могут превратить в звездочки. Ребята, вы сможете зажечь звезду для нашего уважаемого Звездочета ?

д/игра «Зажги звезду», Геоконт, палочки Кюизенера  счетные палочки )

Звездочет

Молодцы! Какие замечательные звездочки у вас получились

Воспитатель

 – Да! В обсерватории можно увидеть многое на звездном небе! Но люди всегда хотели не только смотреть и любоваться, но и самим полететь к звездам!

Звездочет

 – Если вы хотите об этом узнать, то вам просто необходимо попасть на Петроградский остров. Там стоит большое, красивое здание и на нем написано «ПЛАНЕТАРИЙ». Отправляйтесь скорее туда, и вы узнаете ,как люди полетели в космос и что они там увидели!

- А мне пора за работу. Рад был с вами познакомиться и жду вас в гости!

Часть 2

Воспитатель

 – Ну что ж ребята. Хотите отправиться в Планетарий?  Но чтобы попасть в планетарий, который находится на Петроградском острове, нам необходимо пройти через весь город . Вы готовы?

Физкультминутка

Я и город – мы семья!

Петербуржцы мы друзья

Петр наш город основал,                Воспитатель

Вот собор.

А вот – канал

Крепость, стрелка  и проспект

Им уж больше трехсот лет!

А под мостом течет река  ( наклон, руки из стороны в сторону)

Широка ( руки в стороны)

И глубока ( касаются руками пола)

Омывает острова ( рисуют руками круг в горизонтальной плоскости)

Называется Нева ( как бы пишут в воздухе)

По мосту мы перейдем

И на остров попадем!

Петроградский,  -  впереди,                               Что же нужно Что же нужно нам найти? (планетарий)

Воспитатель

 – Вот мы и пришли.

Презентация. Часть 2.

 Слайд7

 Мы с вами находимся на Петроградском острове. Садитесь, посмотрим, где же наш ПЛАНЕТАРИЙ. А вот и нужное нам здание. На нем даже написано слово «Планетарий»

Слайд 8 ( 2 раза )

Послушайте еще раз как звучит это слово «ПЛАНЕТАРИЙ»

Мне кажется в нем спряталось какое-то слово поменьше?

   Устройство планетария. Его функции.

Планетарий в Санкт-Петербурге появился в 1959 год. Он состоит из нескольких залов:

Слайд 9   Звездный зал планетария

Купол планетария Санкт-Петербурга один из самых больших в мире.
В Звёздном зале планетария Санкт  - Петербурга можно увидеть звёзды , планеты, галактики, кометы, астероиды, затмения Солнца и Луны, изображения всех созвездий

Слайд 10 В Зале «Планетка» рассказывается о планете Земля.

Слайд 11 В Зале  Обсерватория установлены несколько современных телескопов для наблюдения звездного неба

Слайд 12 В Зале Лаборатория занимательных опытов

Приглашают всех провести интересные опыты

13 Слайд  История покорения космоса

- Ребята , мы с вами находимся в Звездном зале

 И сейчас мы узнаем, как люди впервые оказались в космосе.   Конструктор Сергей Павлович Королев, придумал космический корабль, который впервые облетел вокруг земли. А первым космонавтом был…..( Юрий Алексеевич Гагарин).  Он стал первым, кто открыл дорогу в космос. Это было очень важным событием для всего мира.

- Хотите увидеть как это было? Слайд 14( видеоролик полет Гагарина)

- Так дорога в космос была открыта.

- И вот такой увидели космонавты нашу планету Земля

Слайд 15 ( видеоролик)

Воспитатель ( во время демонстрации)

- Посмотрите, как прекрасна наша Земля! Она поистине уникальна. Ведь в большей степени наша планета состоит из воды. Именно поэтому нашу Землю ласково называют «Голубая планета»! Из космоса отлично видны материки желтых и зеленых цветов. А обрамляют эту красоту великолепные облака, как одеялом, окутывая землю. С глубокой древности люди пытались разгадать загадки Земли . Но только теперь, благодаря нашим космонавтам, у нас есть великолепная возможность полюбоваться нашей удивительной планетой.

 Слайд 16 Невесомость

Воспитатель

- Ребята, а вы знаете , что в космосе все предметы не могут упасть и разбиться, они становятся легче перышка  и поэтому только летают. Это явление называется НЕВЕСОМОСТЬ. Хотите попробовать  представить, что стали легче перышка ? Тогда покажете, как двигаются космонавты при невесомости. Нам поможет космическая музыка.

Пластический этюд «Невесомость»

Молодцы! Здорово у вас получилось летать. Хотите узнать какие еще тайны  открыли для людей космонавты?   Тогда рассаживайтесь удобнее.

17 Слайд «Солнечная система»

После Юрия Гагарина, многие космонавты побывали в космосе. Все, что они видели, изучали  ,наблюдали они фотографировали, чтобы потом рассказать об этом всем людям на земле.

Так люди узнали, что наше солнце – раскаленная звезда и вокруг него вращаются целых 9 планет. Все планеты двигаются по своим дорожкам , которые называются ОРБИТЫ . А все вместе они называются «Солнечная система» Давайте познакомимся с планетами солнечной системы. А чтобы и быстрее запомнить названия планет , нам поможет стишок ( показ на доске )

 «Макет солнечной системы»  чтение стихотворения воспитателем

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель

В планетарии естьзал «Лаборатория занимательных опытов» Мы с вами уже ставили некоторые опыты, хотите еще кое-что узнать?

Тогда угадайте загадку:

Что на небе расцветает

И теплом всех согревает?

 ( солнце)

 Наше солнышко очень сильное, оно притягивает к себе все планеты и не дает им разлететься в разные стороны. А еще солнышко греет планеты своими лучами.

Опыт с Электрической лампой.

Мне нужен доброволец

Представь , что электрическая лампа это Солнце. Подставь ладошку Что ты чувствуешь? ( тепло )

Твоя ладошка нагрелась, а нагреваются ли другие предметы ( вызвать реб. С листом проделать то же

 Ребята, а как вы думаете, все ли предметы нагреваются одинаково?

Давайте проверим. Листочки, которые лежали под лампой нагрелись не сильно. Как вы думаете, почему?

Так и планеты солнышко обогревает по разному. Чем ближе планетв расположена к солнцу, тем на ней…. А чем дальше…..

Подвести к плакату

Теперь вы точно скажите мне какая планета самая холодная, а какая самая горячая

Слайд «Звездный зал» ( звонок )

13 Слайд – Задание – проверка «Планеты – невидимки»

Звонок телефона

- Нас срочно вызывают в Звездный зал. Наверно что-то случилось!

Дети садятся у экрана.

Воспитатель

- Ой, ребята, посмотрите! У нас на экране все планеты вдруг стали невидимками. Надо срочно привести все в порядок! Вы запомнили , в каком порядке расположены планеты Солнечной системы? Хорошо, если вы будете называть все правильно и по порядку , то планеты , я надеюсь, появятся.

- Молодцы! Все планеты разместились по своим местам, на своих орбитах. Посмотрите, какие они все красивые.

14 Слайд Планета Земля

Но для нас , конечно же самая лучшая, самая родная и любимая планета – Земля.

Чтение стихотворения о планете «Земля» ( ребенок)

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном

Только здесь леса шумят

Птиц ,скликая перелетных

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно

Береги свою планету –

Ведь другой , похожей нету!

Воспитатель

- Ребята, мы побывали сегодня в Пулковской обсерватории, в планетарии. Узнали много нового и интересного о космосе, о планетах А хотите еще раз побывать в планетарии? Тогда мы обязательно отправимся туда, ведь скоро мы будем отмечать праздник «День земли» ( 22 апреля ) а в зале планетка нам расскажут много нового и интересного о нашей любимой планете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов

Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы)  Родина  Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) по теме « Березы» с использованием ИКТ

занятие для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ и обрывной техники аппликации, созданием многоплановой композиции...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...