Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Космос"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Лебедева Надежда Валентиновна

    Конспект, презентация к конспекту

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kosmos.docx29.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические приемы и материалы:

    - Создание игровой ситуации

    - Разрезные картинки «космического содержания»

    - Кукла би-ба-бо «Звездочет»

    - д\ игра   «Помоги зажечь звезду»( двухцветные  Квадраты Воскобовича)

    - Здоровье сберегающие технологии ( гимнастика для глаз, физкультминутка, пластический этюд )

    - Демонстрация презентации с пояснениями и вопросами педагога

    - набор картинок «планеты», набор «цифры»

    - Д\и « «Соедини по точкам»

    - Опыт с лампой ,опыт «Шарики на ниточках»

    - Фонограмма музыкального отрывка

    Содержание:

    Часть1

    - Здравствуйте ребята, сегодня я хочу пригласить Вас в необычное путешествие. Вы хотите узнать что-то новое и интересное?

    - А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если выполните мое задание.

    д\игра  «Ракета» ( палочки Кюизинера )

    - Молодцы! Справились с заданием. Увас получились замечательные ракеты. Куда же можно на них отправиться?

    ( в космос)

    -Космос всегда интересовал людей. А вы хотите узнать больше о космосе, о звездах, о планетах?

    - Но кто же нам может помочь?... Кажется, я знаю, кого нам надо пригласить! Есть у меня один знакомый волшебник . Если вы правильно угадаете загадку о нем , он тут же появится и расскажет нам много интересного о космосе!.

    Загадка :  

    Посчитать совсем не просто

    Ночью в темном небе звезды

    Знает все наперечет

    Звезды в небе……..    ( Звездочет)

    Из-за ширмы появляется кукла «Звездочет»

    - Здравствуйте ребята! Я готов открыть вам тайны звездного неба. В нашем городе , Санкт-Петербурге , есть место, где звезды можно увидеть совсем близко. Садитесь, я расскажу вам об этом.

    Дети садятся к экрану.

    Показ 1 части презентации.

    Текст к презентации на тему «Космос»( приложение 1)

    1 Слайд

     Посмотрите на это здание . Оно находится в  самом высоком месте нашего города – на Пулковских высотах и называется Пулковская обсерватория. Слово ОБСЕРВАТОРИЯ необычное , в переводе с латинского языка означает «НАБЛЮДАТЬ»

    2 Слайд

    В обсерватории работают ученые – АСТРОНОМЫ. Они наблюдают за звездным небом в огромные ТЕЛЕСКОПЫ. А наука, которой они занимаются, называется – АСТРОНОМИЯ.

    3 Слайд

    Телескоп – это такой прибор, который приближает   объекты и тогда астрономы могут не только хорошенько рассмотреть , и даже сфотографировать небесные светила

    4 Слайд    «Созвездия» ( 3 раза )

    Звезды все разные. Среди них есть большие и маленькие , голубые  и желтоватые, одинокие и собравшиеся в группы. Эти скопления звезд называют СОЗВЕЗДИЯ  Мы с вами уже рассматривали некоторые созвездия, читали о них сказки, легенды ( вы узнали созвездие близнецов, лебедя )

    5 Слайд «Звездочет»

    Звездочет

     –Посмотрите ребята как много ,звезд так много что даже глаза разбегаются ! Нужно срочно сделать  гимнастику для глаз, я так часто делаю, чтобы мои глаза отдохнули.

    Гимнастика для глаз

    Вот звезда здесь перед нами

    Глазки вверх теперь подняли

    Снова звезды полетели

    Глазки влево посмотрели

    А теперь звезда внизу

    А теперь опять вверху

    Звезды в хоровод вдруг встали

     И созвездиями стали!

    Звездочет

     – А у меня действительно есть фотографии одного созвездия. Но все они зашифрованы! Может ребята помогут мне узнать, что же это за созвездие?

    Дети переходят к столам с дидактическим материалом

    д/игра « Соедини по точкам»

    Звездочет

    - Кто знает , как называется это созвездие? ( Большая Медведица)

    -Спасибо. Что помогли мне , и даже назвали созвездие!

    Воспитатель

     – Дорогой Звездочет ,  наши ребята  могут стать немного волшебниками

    У нас есть разные предметы, которые дети могут превратить в звездочки. Ребята, вы сможете зажечь звезду для нашего уважаемого Звездочета ?

    д/игра «Зажги звезду», Геоконт, палочки Кюизенера  счетные палочки )

    Звездочет

    Молодцы! Какие замечательные звездочки у вас получились

    Воспитатель

     – Да! В обсерватории можно увидеть многое на звездном небе! Но люди всегда хотели не только смотреть и любоваться, но и самим полететь к звездам!

    Звездочет

     – Если вы хотите об этом узнать, то вам просто необходимо попасть на Петроградский остров. Там стоит большое, красивое здание и на нем написано «ПЛАНЕТАРИЙ». Отправляйтесь скорее туда, и вы узнаете ,как люди полетели в космос и что они там увидели!

    - А мне пора за работу. Рад был с вами познакомиться и жду вас в гости!

    Часть 2

    Воспитатель

     – Ну что ж ребята. Хотите отправиться в Планетарий?  Но чтобы попасть в планетарий, который находится на Петроградском острове, нам необходимо пройти через весь город . Вы готовы?

    Физкультминутка

    Я и город – мы семья!

    Петербуржцы мы друзья

    Петр наш город основал,                Воспитатель

    Вот собор.

    А вот – канал

    Крепость, стрелка  и проспект

    Им уж больше трехсот лет!

    А под мостом течет река  ( наклон, руки из стороны в сторону)

    Широка ( руки в стороны)

    И глубока ( касаются руками пола)

    Омывает острова ( рисуют руками круг в горизонтальной плоскости)

    Называется Нева ( как бы пишут в воздухе)

    По мосту мы перейдем

    И на остров попадем!

    Петроградский,  -  впереди,                               Что же нужно Что же нужно нам найти? (планетарий)

    Воспитатель

     – Вот мы и пришли.

    Презентация. Часть 2.

     Слайд7

     Мы с вами находимся на Петроградском острове. Садитесь, посмотрим, где же наш ПЛАНЕТАРИЙ. А вот и нужное нам здание. На нем даже написано слово «Планетарий»

    Слайд 8 ( 2 раза )

    Послушайте еще раз как звучит это слово «ПЛАНЕТАРИЙ»

    Мне кажется в нем спряталось какое-то слово поменьше?

       Устройство планетария. Его функции.

    Планетарий в Санкт-Петербурге появился в 1959 год. Он состоит из нескольких залов:

    Слайд 9   Звездный зал планетария

    Купол планетария Санкт-Петербурга один из самых больших в мире.
    В Звёздном зале планетария Санкт  - Петербурга можно увидеть звёзды , планеты, галактики, кометы, астероиды, затмения Солнца и Луны, изображения всех созвездий

    Слайд 10 В Зале «Планетка» рассказывается о планете Земля.

    Слайд 11 В Зале  Обсерватория установлены несколько современных телескопов для наблюдения звездного неба

    Слайд 12 В Зале Лаборатория занимательных опытов

    Приглашают всех провести интересные опыты

    13 Слайд  История покорения космоса

    - Ребята , мы с вами находимся в Звездном зале

     И сейчас мы узнаем, как люди впервые оказались в космосе.   Конструктор Сергей Павлович Королев, придумал космический корабль, который впервые облетел вокруг земли. А первым космонавтом был…..( Юрий Алексеевич Гагарин).  Он стал первым, кто открыл дорогу в космос. Это было очень важным событием для всего мира.

    - Хотите увидеть как это было? Слайд 14( видеоролик полет Гагарина)

    - Так дорога в космос была открыта.

    - И вот такой увидели космонавты нашу планету Земля

    Слайд 15 ( видеоролик)

    Воспитатель ( во время демонстрации)

    - Посмотрите, как прекрасна наша Земля! Она поистине уникальна. Ведь в большей степени наша планета состоит из воды. Именно поэтому нашу Землю ласково называют «Голубая планета»! Из космоса отлично видны материки желтых и зеленых цветов. А обрамляют эту красоту великолепные облака, как одеялом, окутывая землю. С глубокой древности люди пытались разгадать загадки Земли . Но только теперь, благодаря нашим космонавтам, у нас есть великолепная возможность полюбоваться нашей удивительной планетой.

     Слайд 16 Невесомость

    Воспитатель

    - Ребята, а вы знаете , что в космосе все предметы не могут упасть и разбиться, они становятся легче перышка  и поэтому только летают. Это явление называется НЕВЕСОМОСТЬ. Хотите попробовать  представить, что стали легче перышка ? Тогда покажете, как двигаются космонавты при невесомости. Нам поможет космическая музыка.

    Пластический этюд «Невесомость»

    Молодцы! Здорово у вас получилось летать. Хотите узнать какие еще тайны  открыли для людей космонавты?   Тогда рассаживайтесь удобнее.

    17 Слайд «Солнечная система»

    После Юрия Гагарина, многие космонавты побывали в космосе. Все, что они видели, изучали  ,наблюдали они фотографировали, чтобы потом рассказать об этом всем людям на земле.

    Так люди узнали, что наше солнце – раскаленная звезда и вокруг него вращаются целых 9 планет. Все планеты двигаются по своим дорожкам , которые называются ОРБИТЫ . А все вместе они называются «Солнечная система» Давайте познакомимся с планетами солнечной системы. А чтобы и быстрее запомнить названия планет , нам поможет стишок ( показ на доске )

     «Макет солнечной системы»  чтение стихотворения воспитателем

    По порядку все планеты

    Назовёт любой из нас:

    Раз - Меркурий,

    Два - Венера,

    Три - Земля,

    Четыре - Марс.

    Пять - Юпитер,

    Шесть - Сатурн,

    Семь - Уран,

    За ним - Нептун.

    Он восьмым идёт по счёту.

    А за ним уже, потом,

    И девятая планета

    Под названием Плутон.

    Воспитатель

    В планетарии естьзал «Лаборатория занимательных опытов» Мы с вами уже ставили некоторые опыты, хотите еще кое-что узнать?

    Тогда угадайте загадку:

    Что на небе расцветает

    И теплом всех согревает?

     ( солнце)

     Наше солнышко очень сильное, оно притягивает к себе все планеты и не дает им разлететься в разные стороны. А еще солнышко греет планеты своими лучами.

    Опыт с Электрической лампой.

    Мне нужен доброволец

    Представь , что электрическая лампа это Солнце. Подставь ладошку Что ты чувствуешь? ( тепло )

    Твоя ладошка нагрелась, а нагреваются ли другие предметы ( вызвать реб. С листом проделать то же

     Ребята, а как вы думаете, все ли предметы нагреваются одинаково?

    Давайте проверим. Листочки, которые лежали под лампой нагрелись не сильно. Как вы думаете, почему?

    Так и планеты солнышко обогревает по разному. Чем ближе планетв расположена к солнцу, тем на ней…. А чем дальше…..

    Подвести к плакату

    Теперь вы точно скажите мне какая планета самая холодная, а какая самая горячая

    Слайд «Звездный зал» ( звонок )

    13 Слайд – Задание – проверка «Планеты – невидимки»

    Звонок телефона

    - Нас срочно вызывают в Звездный зал. Наверно что-то случилось!

    Дети садятся у экрана.

    Воспитатель

    - Ой, ребята, посмотрите! У нас на экране все планеты вдруг стали невидимками. Надо срочно привести все в порядок! Вы запомнили , в каком порядке расположены планеты Солнечной системы? Хорошо, если вы будете называть все правильно и по порядку , то планеты , я надеюсь, появятся.

    - Молодцы! Все планеты разместились по своим местам, на своих орбитах. Посмотрите, какие они все красивые.

    14 Слайд Планета Земля

    Но для нас , конечно же самая лучшая, самая родная и любимая планета – Земля.

    Чтение стихотворения о планете «Земля» ( ребенок)

    Есть одна планета-сад

    В этом космосе холодном

    Только здесь леса шумят

    Птиц ,скликая перелетных

    Лишь на ней одной цветут

    Ландыши в траве зеленой

    И стрекозы только тут

    В речку смотрят удивленно

    Береги свою планету –

    Ведь другой , похожей нету!

    Воспитатель

    - Ребята, мы побывали сегодня в Пулковской обсерватории, в планетарии. Узнали много нового и интересного о космосе, о планетах А хотите еще раз побывать в планетарии? Тогда мы обязательно отправимся туда, ведь скоро мы будем отмечать праздник «День земли» ( 22 апреля ) а в зале планетка нам расскажут много нового и интересного о нашей любимой планете


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов

    Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы)  Родина  Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

    План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественное творчество» (аппликация) по теме « Березы» с использованием ИКТ

    занятие для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ и обрывной техники аппликации, созданием многоплановой композиции...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

    Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...