Наблюдения за неживой природой
картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

Гнедина Елена Викторовна

Наблюдения за неживой природой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nabljudenie1.docx394.18 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения за неживой природой

Наблюдения за изменениями погоды проводятся ежедневно с целью углубить и обобщить представления о летних признаках: отмечается, что солнце ярко светит и греет, небо чистое или на небе есть облака, ветер слабый или шквалистый, на улице тепло или жарко, были ли осадки (дождь, град).

Наблюдение за солнцем

Задачи:

  • закрепить представления о солнце и его роли в жизни всего живого;
  • развивать умение устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца;

-дать знания о мерах предосторожности от солнечного удара и ожогов.

Содержание:

Воспитатель может рассказать детям о Солнце, как раскалённой звезде – источнике света и тепла, о роли солнечного света для всего живого.

⁻  Летом солнце сильно греет, поэтому люди надевают лёгкую одежду и головные уборы.

Лучи ложатся светлыми пятнами на траву и переливаются на ней как солнечные зайчики, с ними можно даже поиграть с помощью зеркала.

Жарко бывает днём, когда солнце высоко, утром и вечером оно расположено ниже, поэтому не так жарко.


⁻        Определить        время        восхода        и        захода        солнца,        место,        куда        оно заходит.

⁻        Отметить, что летом бывает самый длинный день в году – 22 июня.

⁻        Чем выше находится солнце, тем короче тень от предметов.

⁻        От солнечного тепла нагреваются вода, почва, камни, металлические предметы, а растения стоят поникшие от жары.

Наблюдение за небом, облаками

Содержание:


Задачи:

  • обратить внимание детей на красоту летнего неба;
  • учить замечать изменения, которые происходят на небе с изменением времени суток (утром, днём, вечером, ночью);
  • формировать представления об облаках и их видах.


При наблюдении за небом и облаками можно отметить с детьми, что зимой небо было серым и низким, а весной и летом становится ярко- голубым.

Обратить внимание детей, на что похожи облака, почему иногда они плывут по небу медленно, а иногда быстро (когда их подгоняет ветер).

Уточнить, чем тучи отличаются от облаков (тяжёлые, грозовые, несут дождь, тёмные).

Рассмотреть,        как        по        небу        движутся        облака,        определить,        какие        –

перистые, кучевые или слоистые.

  • Перистые облака располагаются очень высоко и часто кажутся тонкой, едва заметной дымкой, от них не бывает на земле тени. Они не закрывают солнца, движутся незаметно, состоят из ледяных кристалликов, осадков из этих облаков не бывает.
  • Кучевые облака имеют крупную форму с чёткими очертаниями, они хорошо заметны весной и летом. Эти облака ярко-белого цвета, похожи на клубы пара, с утра собираются, днём клубятся, громоздятся друг на друга. Передвигаются они очень быстро. На поверхность земли отбрасывают то очень светлые, то очень тёмные тени. Обычно кучевые облака к вечеру исчезают.


  • Слоистые облака почти всегда несут дождь, они не поднимаются высоко над землёй, иногда плывут над самыми крышами домов. Нередко кажутся серыми грядами, глыбами, напоминают слой серого тумана. В них много водяных пузырьков, которые легко могут обратиться в дождевые капли.

Наблюдение за ветром

Задачи:

  • формировать знания детей о ветре,
  • учить        вести        наблюдения        за действием ветра,
  • объяснить значение ветра в природе и жизни человека

Содержание:

  • Воспитатель объясняет детям, что ветер – это движение воздуха, которое может менять своё направление.
  • Учить детей определять силу ветра, определять безветренную погоду.
  • Уточнить, по каким признакам можно узнать, есть ли ветер (качаются ветки деревьев, бегут облака), определить направление ветра можно с помощью вертушки, флажка или мыльных пузырей.


  • Объяснить значение ветра в жизни человека: уносит пыль и гарь;

разгоняет тучи или, наоборот, приносит дождь; заставляет крутиться мельницы; надувает паруса лодок в море; переносит пыльцу с цветка на цветок, опыляя растения. Но есть и опасные ветра – это смерч, ураган, шквалистый ветер, которые приносят разрушения и вред всему живому.

Наблюдение за дождём

Задачи:

  • формировать знания детей о дожде;
  • учить вести наблюдение за дождем, объяснить значение дождя в природе и жизни человека;
  • упражнять в определении состояния погоды,
  • учить устанавливать связь между живой и неживой природой;
  • учить делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Содержание:

-        Уточнить        с        детьми,        какой        бывает        дождь        (мелкий,        моросящий, сильный – ливень, тёплый, проливной, слепой и т.д.).


  • Объяснить, что дождь оказывает благотворное влияние на растительность – зелень и окраска цветов становится ярче, а при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет.
  • Когда небо закрывают тёмные тучи, бушует ветер, начинается гроза с молниями и громом. Бояться грозы не нужно, надо зайти в укрытие и переждать, только нельзя прятаться во время грозы под деревом, в него может ударить молния.
  • Обратить внимание на природу после дождя – стало свежо, чисто, деревья и цветы, как будто умылись, капли дождя блестят на листьях.
  • После дождя на асфальте остаются лужи, а на земле их нет, потому что земля впитывает воду.
  • Иногда после дождя в небе можно увидеть радугу – можно выучить с детьми цвета радуги и их расположение: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Расположение и количество цветов в радуге всегда одно и то же.

Наблюдение за градом

Задачи:

  • дать детям представление о граде, выяснить, чем опасен град для растений и человека.

Содержание:

  • От сильно нагретой земли поднимается к облакам тёплый воздух, на большой высоте капли замерзают и устремляются к земле, воздушная струя их подхватывает и подбрасывает опять вверх, льдинки становятся тяжёлыми, падают вниз ледяными горошками – градинами.


  • Град бывает мелкий и крупный. Крупный град может стать стихийным бедствием – уничтожить посевы, побить листья растений, да и человеку неприятно, когда он попадёт под крупный град.

Наблюдение за туманом и росой

Задачи:

  • знакомить детей с природными явлениями;
  • дать детям представление о том, как появляется туман и роса на траве.

Содержание:

  • Туман – это сгустившиеся водяные пары.
  • Туман может быть густым и лёгким.
  • Как только солнышко начинает пригревать, туман исчезает.
  • Если тёплый воздух прикоснётся к холодной траве, водяной пар осядет на ней капельками росы. Роса выпадает вечером и лежит на траве всю ночь. Днём капельки росы высыхают от тёплых солнечных лучей. Утром капельки росы блестят в лучах солнца, как бисеринки. Особенно сильные росы выпадают в конце июля – августе, когда ночи становятся прохладнее.

                                    Наблюдение за почвой


Содержание:


Задачи:

  • формировать знания детей о неживой природе; - формировать у детей бережное отношение к почве и её обитателям;
  • определить значимость почвы в жизни растений;
  • уточнить свойства, различное состояние почвы и песка.

  • В солнечный день рассмотреть с детьми почву, потрогать её руками, определить, какая она: тёплая (нагрело солнце), сухая (рассыпается), цвет (светло-коричневая), рассказать о значимости почвы (почва даёт растениям питательные вещества).
  • Рассказать детям о полезных ископаемых, которые находятся в земле (мел, гранит, каменный уголь, глина, песок и т.д.), человек использует их в своей хозяйственной деятельности. В то же время человек должен ухаживать за почвой, бережно относиться.
  • Показать зависимость состояния почвы от погодных условий: может быть сухой и рассыпчатой, после дождя становится тёмной, мокрой, липкой.

- Сравнить почву с песком, отметить, что песок – более сыпучий материал, также быстро впитывает воду, из мокрого песка можно строить различные постройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план наблюдения за неживой природой на год

Перспективный план наблюдения за неживой природой...

наблюдение за неживой природой в средней группе осенью

В данной статье я рассказываю о способах последовательного ознакомления детей с неживой природой...

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период.

Методическая разработка НОД в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Планирование работы по наблюдению за неживой природой в летний период....

Наблюдение за неживой природой в средней группе

Наблюдение за неживой природой...

наблюдение за неживой природой в средней группе летом

закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы, а  так же за изменениями в природе...

наблюдение за неживой природой в средней группе весной

формировать представления детей о неживой природе...