Методическая разработка конспект НОД Мир насекомых
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Согласно ФГОС ДО,  совместная образовательная деятельность педагога с детьми  направлена на развитие познавательной активности дошкольников. Расширение и уточнение представлений детей о насекомых (внешнем виде, питании, вреде и пользе приносимыми насекомыми) происходит в ходе интересной, занимательной, организованной педагогом деятельности, способствующей развитию всех психических функций и творческих способностей детей.

Решение задач познавательного и речевого развития легче осуществлять с применением новых технологий, поэтому занятие построено с использованием здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной технологии, электронных образовательных ресурсов.

Игры подобраны с учетом принципов наглядности, доступности, последовательности, возрастной адресованности и максимального использования активности ребенка.

В ходе занятия педагог решает в комплексе различные задачи, которые представлены в конспекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nasekomyh.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Развивать познавательную активности детей.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

  1. Расширять и углублять представления детей о насекомых: характерных особенностях их внешнего вида, питания, передвижения, способах защиты.
  2. Уточнять знания об элементарных способах оказании первой помощи при укусах насекомых и безопасного поведения.
  3. Активизировать словарь по теме "насекомые": шмель, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, тля; за счёт слов с противоположным значением.
  4. Продолжать упражнять в умении отвечать на вопросы полным предложением, использовать в речи предлоги: на, под, перед, возле.
  5. Учить подбирать слова с противоположным значением.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательные процессы: внимание, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мышление, память.
  2. Развивать ориентировку в пространстве, зрительно-моторную координацию
  3. Продолжать развивать тонкую и общую моторику.

Оздоровительные задачи:

  1. Использовать здоровьесберегающие технологии (гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, физминутку - координацию речи с движениями).
  2. Обогащать эмоциональную сферу ребёнка положительными эмоциями.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к насекомым
  2. Формировать навыки доброжелательного отношения к ответам сверстников, высказывать своё мнение.

Предварительная работа.

Рассматривание иллюстраций по теме насекомые, рассказ воспитателя. Прослушивание записей звуков, издаваемых насекомыми. Разгадывание загадок. Чтение стихотворений. Создание мультимедийной презентации.

Оборудование.

Ноутбук, плазменный экран, диск с записями звуков природы, мультимедийная презентация, лабиринты, рабочие листы с неполным изображением предмета, простой и цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Воспитатель. Ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? (Весна) Какой весенний месяц? (Май). Что же происходит в природе в мае? (Появилась трава, распускаются листья на деревьях, цветут цветы - нарциссы, тюльпаны и др.).

Слайд №1"Лесная поляна". 

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться на прогулку на лесную полянку в загадочный мир насекомых. А чтобы наша прогулка была приятной давайте улыбнёмся друг другу и отправимся в путь с хорошим настроением.

2. Основная часть.

Воспитатель. Давайте представим, что мы пришли с вами на лесную полянку.  Присядем на пенёчки. Закройте глаза и представьте, что сегодня тёплый весенний денёк, ярко светит солнышко. Оно согревает нас своими лучами и нам становится тепло, а вокруг слышатся различные звуки. Давайте послушаем их (звукозапись - звуки природы, насекомые).  Открывайте глаза и скажите, какие звуки вы услышали? (Стрекотание кузнечика, писк комара, жужжание пчелы и др.).

 

Воспитатель. Стрекоза, кузнечик, пчела, комар, как их можно назвать одним словом? (Насекомые).  Назовите, каких ещё насекомых вы знаете? (Божья коровка, муравей, шмель, оса и др.).  Слайд №2"Насекомые"

Воспитатель. Сколько загадок хранит мир насекомых. Насекомые – самые многочисленные и древние обитатели нашей планеты. Они появились на Земле примерно 250 миллионов лет тому назад.

Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, средней части и брюшка, у многих есть крылья. Они умеют ходить, летать, плавать, прыгать и бегать.

 

Воспитатель. Кто знает, чем питаются насекомые?

Большинство из них поедают зелёные листья, стебли и молодые побеги растений, некоторые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Слайд №3

Есть в природе насекомые-хищники, которые охотятся на других насекомых (муравьи, божьи коровки, кузнечики). Слайд №4.

Очень многие насекомые - пчёлы, шмели, бабочки, мухи любят полакомится соком цветов - нектаром и цветочной пыльцой. Слайд №5.

Как вы думаете у насекомых есть враги? (Да)

Воспитатель. У насекомых много врагов. Как же они от них защищаются. Некоторые имеют защитную окраску (кузнечики). Слайд №6.

Некоторые имеют отпугивающую окраску (бабочки, божьи коровки). Слайд №7.

 Многие насекомые имеют жало (пчёлы, осы, шмели). Слайд №8

Воспитатель. Куда бы вы ни пошли – в сад, на луг, в лес – всюду вас будут окружать насекомые: в траве ползают жучки, стрекочут кузнечики, над цветами вьются пчелы и бабочки. Возле водоёмов шуршат крыльями стрекозы.  По воде бегают водомерки, а под водой, загребая лапками как веслами, охотятся жуки-плавунцы.

Без насекомых не могли бы существовать насекомоядные птицы, ящерицы и многие другие представители животного мира.

Слайд №9 (картинка с изображением луга)

Воспитатель. Ребята посмотрите, где на этой картинке расположились насекомые.  Где сидит бабочка? (На цветке). Где кузнечик? (На стебле цветка). Где находится муравей? (Перед камнем, возле камня). Молодцы!

Воспитатель. Каких насекомых называют трудолюбивыми? (Муравьёв, пчёл). А скажите почему говорят - трудится, как пчела? (Пчела летает целый день с цветка на цветок и собирает нектар). Мы устали сидеть. Давайте поиграем и представим, что мы трудолюбивые пчёлки.

Физминутка.

Трудолюбивая пчёлка.

Пчёлка трудится весь день

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосёт

За день много соберёт.

Унесёт нектар в тот улей

И назад вернётся пулей.

В сотах утрамбует мёд.

Скоро ведь зима придёт

Будет пчёлкам, чем питаться.

Надо им сейчас стараться.

Рисуем руками круг.

Покачиваем указательным пальцем.

Взмахи руками.

Круговые движения руками по животу.

Наклоны вперёд.

Изображение полёта.

Топаем ногпми.

Поёживание.

Имитация еды ложкой.

Имитация накладывания мёда в соты.

Воспитатель. Пока мы играли насекомые тоже решили поиграть и перебрались в другое место.

Лабиринты.

Воспитатель. Каких насекомые изображены на листе? Какие цветы вы здесь видите?  Сейчас вы внимательно проследите глазками по дорожкам и скажите куда же перебрались насекомые?

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки - раз

А зажмуриваем - два.

Раз, два, три, четыре

Открываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули

Наши глазки отдохнули.

Игра "Скажи наоборот".

Сейчас мы поиграем в игру "Скажи наоборот", я буду начинать, а вы продолжать:

Майский жук большой, а божья коровка - ...(маленькая)

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы - ...(длинные)

У жука усы толстые, а у бабочки - ....(тонкие)

У шмеля спина широкая, а у осы - ....(узкая)

Игра "Четвёртый лишний" (презентация игры – слайды 10-17).

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в игру "Четвёртый лишний", вы внимательно посмотрите на картинку и скажите, кто здесь лишний и почему?

  • Заяц, медведь, лиса, шмель; (шмель - насекомое, а лиса, заяц и медведь - дикие животные)
  • Бабочка, стрекоза, ёж, кузнечик; (ёж - дикое животное, остальные - насекомые)
  • Бабочка, божья коровка, воробей, пчела; (воробей - птица, остальные насекомые)
  • Пчела, стрекоза, шмель, паук; (у паука 8 ног).

Упражнение "Дорисуй "

Воспитатель. Весной на лугу можно увидеть множество различных бабочек. Одной из них захотелось найти подружку, точно такую же, как она сама. Давайте ей в этом поможем, дорисуем на крыльях у второй бабочки такой же узор. А сначала давайте подготовим наши ручки.

Пальчиковая игра "Насекомые".

Раз, два, три, четыре, пять

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, пчела,

Муравей, комар, оса,

Шмель, кузнечик и сверчок -

И у каждого шесть ног! 

Сжимать - разжимать кулачки.

Последовательно соединять пальцы рук с большими.

Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.

Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв вверх большой палец - показать шесть пальцев.

После упражнения дети рисуют крылья второй бабочке.

Воспитатель. Раскрасить свою бабочку вы сможете на следующем занятии.

Воспитатель. Ребята! Вы, наверное знаете, что насекомые могут приносить пользу и вред. Каких насекомых вы знаете, которые приносят пользу? (Пчела, божья коровка). Какую пользу приносит пчела? (Опыляет растения, делает мёд и воск). Какую пользу приносит божья коровка (уничтожает вредных насекомых тлей).

Воспитатель. Каких насекомых вы знаете, которые приносят вред? (Комар, муха, тля, майский жук. Какой вред приносят комары и мухи? (Они разносят заболевания и инфекции). Какой вред приносит тля? (Поедают растения).

Воспитатель. Гуляя по лесу, по лугу вы должны знать, что укусы некоторых насекомых небезопасны для нашего здоровья. Как можно обезопасить себя от укусов насекомых? (Не трогать их, наблюдать за ними, не ловить их, не разорять осиные гнёзда, не разрушать муравейники и т.д.)

Какую первую помощь можно оказать после укусов некоторых насекомых (пчелы - вытащить жало, приложить лёд, обработать спиртом, помазать йодом, комара - протереть раствором соды или спиртом, помазать зелёнкой).

3. Заключительная часть.

Наша прогулка подходит к концу. О чём мы говорили на прогулке?  Мы сегодня совершили путешествие в загадочный мир насекомых.  На следующих занятиях мы продолжим с вами знакомится с миром насекомых.

Кому было интересно и легко - поднимите, пожалуйста, бабочку.

Кому было неинтересно –божью коровку.

Кто испытал трудности при выполнении задания -  поднимите пчёлку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия по теме: «Насекомые» с детьми 5 -7 лет с ОВЗ (дети с ЗПР и умственной отсталостью легкой степени)

Интегрированное занятие для детей с задержкой психического развития и умстенной отсталостью (дети от 5 до 7 лет)...

Методическая разработка: конспект непрерывной образовательной деятельности "В мире насекомых"

Представлен конспект методической разработки непрерывной образовательной деятельности  для детей старшего возраста "В мире наскеомых"...

Методическая разработка (Конспект НОД "НАСЕКОМЫЕ")

Тема: НАСЕКОМЫЕХод занятия:Воспитатель: Ребята! А какое у нас сейчас время года?Дети: Весна.Воспитатель: Правильно , к нам пришла весна. А что происходит весной с природой?Дети: Солнышко светит ч...

Методическая разработка Конспект занятия НОД с мультимедийной презентацией для детей 4-5 лет "Насекомые"

Тема НОД: «Насекомые» с мультимедийной презентациейЗадачи:Образовательные:Расширять представления детей о насекомыхФормировать умения выделять, подбирать характерные признаки насекомо...

Методическая разработка Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы Игра-путешествие «Насекомые вокруг нас»

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром для детей средней группыНОД игра-путешествие «Насекомые вокруг нас» ...

Методическая разработка. Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: "Насекомые"

Представляю вашему вниманию конспект НОД по теме "Насекомые" Данный конспект может использоваться воспитателем на занятиях по познанию и удобен тем, что не требует большого колличества матер...

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия по теме "Насекомые" в первой младшей группе

Цель данного занятия: создать условия для расширения и закрепления знания по лексической теме «Насекомые».Задачи:Образовательные:познакомить с насекомыми, с особенностями их строения, знан...