Проект "Белоствольная красавица"
проект по окружающему миру на тему
Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой. Познакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_belostvolnaya_krasavitsa_starshaya_gruppa_kratkosrochnyy.docx | 52.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект для детей старшей группы с презентацией
Проект "Белоствольная красавица" (старшая группа, краткосрочный)
Подготовила воспитатель:Примерова И.А.(сентябрь 2017г)
Мотив:
Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.
Наблюдая за детьми, мы обратили внимание на то, что они проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Модель 3-х вопросов:
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Берёза- это дерево.
Берёза украшает улицу.
Можно спрятаться от жары.
Берёзка красивая.
Птички любят сидеть на берёзке.
Летом прохладно под берёзкой, ветерок.
Берёзка красивая.
Можно спрятаться от солнышка.
Шевелит листочками.
Тонкие ветки, белый ствол.
Чем питается?
Где берёт воду?
Почему берёзку все любят?
Зачем нужны деревья?
Какую пользу приносят деревья?
Почему под берёзой прохладно?
Почему птички любят берёзку?
Что можно сделать из берёзы?
А берёзка умеет говорить?
А берёза лечит?
Спросим у воспитателя.
Спрошу у бабушки.
Прочитаем в книге.
Узнаем из энциклопедии.
Расскажет воспитатель.
Прочитаем в книге.
Прочитаем в книге.
Спрошу у папы.
Спрошу у воспитателя.
Прочитаем в энциклопедии.
Выводы:
1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.
Виды работы:
Сбор информации.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, публицистического материала.
Подбор музыкального материала.
Организованная и неорганизованная деятельность.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Презентация проекта.
Тип проекта: социально - познавательный
Участники проекта: дети старше - подготовительной группы 6 – 7 лет, воспитатели ПримероваИ.А.,Пугачева О.В. музыкальный руководитель, родители.
Срок: краткосрочный (2 недели).
1 этап - Разработка проекта.
Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Предполагаемый результат:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
Перспективное планирование.
Цикл наблюдений:
Почему зимой нет листьев на деревьях?
Берёза в белоснежном уборе.
Морозный солнечный день.
Метель.
Беседы с детьми:
Красота природы бесценна.
Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой. (см. в Приложениях)
Что мы знаем о деревьях и берёзе в частности. (см. в Приложениях)
Как берёзу использовали в древности. (см. в Приложениях)
Экскурсия по территории детского сада (в школьный сад).
Художественная литература.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», Е. Тимошенко «Ёлочки метёлочки».
Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Заучивание: А.Прокофьев «Люблю берёзку русскую», С.Есенин «Белая берёза».
Организованная деятельность
Беседа «Красота природы бесценна». Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой». Цель: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. (см. в Приложениях)
Рассказ воспитателя «Воспетое дерево». Цель: познакомить детей с тем, как издавна простые русские люди проявляли интерес к русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни, водили хороводы, отмечали праздник «Русской берёзки». Воспитывать любовь к русской берёзе, бережное к ней отношение.
Беседа «Какую пользу приносят деревья? Как берёзу использовали в древности?». Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Комплексное занятие «Люблю берёзку русскую». Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о берёзе. Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать любовь к русской берёзке. (см. в Приложениях)
Совместная и самостоятельная деятельность
Художественно- продуктивная:
Рисование «Белая берёза» по стихотворению С.Есенина.
Аппликация «Осенняя берёза».
Совместная деятельность с родителями:
Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».
Детская художественная литература.
Фотоальбом «Родная природа».
Репродукции картин И.Левитана («Весна.Большая вода», «Золотая осень»), К.Юона («Мартовское солнце»), И.Грабаря («Февральская лазурь»), И.Шишкина («Лесная глушь»).
Альбом с рисунками «Портреты дерева в разное время года».
2 этап - Реализация проекта.
3 этап – Презентация.
Развлечение для детей «Люблю берёзку русскую».
Итог работы:
Вопросы к детям:
- Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
- Что вас удивило?
- Что понравилось больше всего?
Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наше дерево».
Приложение
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон.А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди.Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»
Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы,
запись песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Конспект занятия на тему
"Белоствольная красавица"
в старшей группе
Цель: Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить представление детей о самом почитаемом дереве, символе славянского культа России, которое в народе называют русской красавицей – берёзе, о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа. Продолжать воспитывать любовь к берёзке.
- Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с берёзой. Приобщать детей к русской народной культуре. Способствовать развитию духовности через загадки, чтение стихов, хороводы, пение русских народных песен, игры.
- Уточнить и расширить знания о хозяйственном значении берёзы в жизни человека.
- Закрепить знания о лекарственных свойствах растения,
необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
- Закрепить умение рисовать берёзку, передавая в рисунке строение дерева и определённое настроение. Развивать творческие способности детей.
Методы и приёмы: Беседа, сюрпризный момент, загадки, стихи, обряды, хороводные песни, игры.
Предварительная работа: Сбор естественнонаучных знаний о берёзе, наглядного материала. Чтение художественной литературы: песен, стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок, народных примет. Целевые прогулки, экскурсии в лес, сбор листьев и семян растений для гербария. Беседы о лекарственных свойствах берёзы, о применении древесины. Сотрудничество с коллегами (музыкальным руководителем, воспитателем – напарником) и родителями.
Оборудование: Макеты деревьев, картины и репродукции картин художников, изделия из бересты, берёзовый веник, русские народные музыкальные инструменты, выставка творческих работ воспитателя и детей по теме, угощение для детей.
Раздаточный материал: краски, кисти, цветные мелки, карандаши, по пол альбомного листа, по платочку каждому ребёнку для проведения обряда "кумления", ленточки для украшения берёзки, подарки для берёзки.
Ход занятия:
Дети входят под музыку, здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Дети сегодня к нам на занятие гостья придёт, а кто, вы узнаете, если угадаете мою загадку:
Эта модница лесная часто свой наряд меняет:
В шубке белой - зимой, вся в серёжках - весной,
Сарафан зелёный – летом, в день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит. (Берёзка)
Входит берёзка. ("Во поле берёза стояла")
Воспитатель: - А вот и берёзка! Здравствуй берёзонька!
Берёзка здоровается.
Я деревце российское, я деревце-краса!
Собою украшаю я зелёные леса.
В лесу далеко виден мой белый нежный стан.
С зелёною каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а как называется ваш детский сад? (Берёзка) Почему его так назвали? (Ответы детей)
- Я хочу попросить Галину Николаевну, которая работает в нашем детском саду с самого его основания, рассказать, почему его так назвали?
Рассказ заведующей об истории создания детского сада: кто и когда его построил, почему его так назвали.
Поблагодарить за рассказ.
Воспитатель: Мы пригласили сегодня в гости берёзку, чтобы она послушала, что дети о ней знают.
- Белоствольная красавица – самое любимое дерево, символ и гордость всех жителей России. Берёзку сажают рядом с домом, по случаю рождения ребёнка, для благополучия семьи, для защиты от молнии. Его считают "счастливым" деревом, которое оберегает от зла. И даже в космосе она побывала, один из космонавтов брал с собой в космос веточку подмосковной берёзы.
- Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты.
Воспитатель:
Белолицая, белоствольная,
Как невеста горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
Дети читают стихи:
И не найти ее красивей,
На радость нам она цветет.
В ней образ матери - России
Неувядаемой живет.
На полянке, на пригорке
Под окном среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей. (М. Ероха)
Берёзка: - Ребятки, а вы знаете обо мне загадки?
Дети загадывают загадки (смотри в приложении к конспекту).
- Во все времена года хороша, красива русская берёзка. О ней сложено много песен, былин, преданий. Вспомните, ребята, какие ещё слова говорят о том, что народ любит русскую берёзоньку?
Дети: (Русская народная песня)
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь, ты берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красные девушки
Венки вьют, плетут.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что у берёзки есть день рождения. Наступает он через семь недель после Пасхи перед Троицей. На Руси этот праздник назывался ещё Семик (семицкая неделя), это был праздник окончания посевной.
Праздник берёзки на Руси был девичьим праздником. Девочки, девушки и женщины, услышав первый раз кукушку, несли берёзе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали всё принесённое, и обращались к берёзе с заветными просьбами, потому что берёзка воспринималась как живое существо, которое может исполнять все желания. Берёзку украшали разноцветными лентами, иногда одевали в женское платье, или её, изображала самая красивая девушка, украшенная берёзовыми ветками с листвой. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Затем девушки водили вокруг принаряженной берёзки хороводы.
- Давайте и мы тоже украсим берёзку красивыми ленточками и подарим берёзке тёплые слова. Когда будете завязывать ленточку, скажите ласково, какая она? (Стройная, зелёная, кудрявая, высокая, гибкая, любимая, тихая, нежная, молодая, красивая, милая, хорошая, дорогая, белоствольная, задумчивая, одинокая, грустная, весёлая, светлая, плакучая, душистая,березонька, лебедушка, молодушка, подруженька и т.д.)
Игра: "Повяжи ленточки-подарочки на березку "
- Ребята, вы говорите о берёзке так, будто она живая. А берёзка живая или нет? Почему? (Она дышит, питается, растёт).
Берёзка: - А я вас, девочки, приглашаю в хоровод.
Все девочки встают в хоровод
Ребёнок:
В хоровод всех позовем
Песню звонко пропоем.
О красавице лесной,
Милой сердцу и родной!
Хоровод "Ах, берёзка, зелена, кудрява".
(Мальчики играют на народных инструментах).
Берёзка:
- Я хочу вас познакомить с красивым обрядом, когда девушки заламывали ветки. Не ломали! Заломить – это значит сплести макушку с травой-муравой. Из берёзовых веток сплетали венок-окошечко, вставали друг против друга и обменивались колечками, лентами, платочками, клялись в дружбе и верности, что называлось "покумиться". И становились кумушками-подружками. Нерушимой была эта клятва в дружбе и верности. (Играет музыка)
Провести обряд "кумления" (девочки меняются платочками, заколочками и т.п., целуют друг друга в щёчку, дают обещания друг другу быть верными подружками, не ссориться).
- Есть ещё много разных обрядов, легенд, примет, связанных с берёзкой, с которыми я вас познакомлю обязательно.
- А сейчас вспомним и расскажем стихидля берёзки.
Дети читают стихи…(смотри в приложении к конспекту)
Хороводная песня "Посадили мы берёзку" (все дети)
- Ребятки, скажите, а деревья болеют? Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается).
- А отчего могут деревья болеть? (Становятся старыми, поселились вредные насекомые).
- Кто в лесу лечит деревья? (Дятел)
- Как его ещё называют? (Лесной доктор). Но лесной доктор не только лечит деревья, но может напоить берёзовым соком насекомых и птиц. Послушайте.
Ребёнок:
На берёзе поутру
Дятел продолбил кору,
И полился на песок
Ароматный сладкий сок.
Тут как тут лесной народ:
Сок прозрачный дружно пьёт.
Дятел - длинным язычком,
Бабочка пьёт хоботком,
Муравьи и мошкара
Будут тут сновать с утра,
Так бегать по дорожке,
Что замочат ножки.
Всех берёза напоила,
Силой крепкой наделила,
А за сок спасибо дятлу:
Постарался он для всех,
Напоил он насекомых,
Напоил он птичек всех.
- Вот какой молодец дятел. Но от чего ещё болеют деревья? (Кто-то сломал веточку, порезал кору и т.д.)
- Да, ранней весной можно увидеть и такую картину:
Ребёнок:
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладкий сок.
За каплей капля падает в песок
Берёзы кровь, прозрачная, как слёзы. (Ф. Сологуб)
- Да дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Вспомните, ребята, как сжималось у вас сердечко, когда вы видели покалеченное дерево. Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок, он приятный на вкус и очень полезен для здоровья, даже птицы и насекомые лакомятся им. Люди делают надрез и, набрав нужное количество сока, уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: "Берёза плачет кровавыми слезами". Что же с ним дальше будет? (Оно увянет, постепенно будут иссыхать ствол и ветки, помертвеют корни в почве и оно погибнет).
- Но мы не дадим берёзку в обиду, правда, ребята?
1 ребёнок:
У красы – берёзки платье серебрится,
У красы – берёзки зелёные косицы.
Со двора к берёзке выскочили козы,
Стали грызть берёзку, а берёзка в слёзы.
Защищать берёзку стали мы гурьбою,
Чтоб краса – берёзка выросла большою. (П.Воронько)
2 ребёнок: Какой-то мальчишка поранил берёзку,
Изрезал ножом на берёзке бересту.
Берёзка не плачь: за аптечкой схожу,
Глубокую ранку бинтом завяжу. (В.Суслов)
- Расскажите, ребята, как правильно помочь дереву, если оно "плачет"? (Замазать глиной, воском, садовым варом или пластилином, ранку забинтовать).
-Берёзка: - Ребята, вы так хорошо обо мне говорите, заботитесь обо мне, что захотелось с вами поиграть.
Игра "Горелки". Музыкальная игра с колокольчиком.
- Берёзы очень добры к людям. В стародавние времена берёзу нарекли деревом четырёх дел:
Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве, в этом дереве четыре угодья:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – чистоту соблюдать, дряхлых, вялых пеленать,
Третье дело – скрип утишать и людям угодье,
Четвёртое дело – больных исцелять.
- Объясните, ребята, что это за четыре дела.
(1- берёзовые лучины самые светлые, ими избы освещали;
2- берёзовый веник в бане незаменим;
3 - чтобы телега не скрипела, её колёса берёзовым дёгтем смазывали, а береста для изготовления горшков хороша;
4 - от многих болезней лечит настой из берёзовых почек, листочков; и сок берёзовый очень полезен всем.
- Всё: от корней до кончиков ветвей - полезно для человека. И недаром берёзу зовут "деревом жизни".
- Расскажите о лечебных свойствах берёзы? Какую пользу она приносит людям?
- Чтобы волосы у девушек хорошо росли, были густыми и красивыми, их полощут отваром листьев березы.
- Из дёгтя делают мази, которые защищают от насекомых,
- Берёзовый уголь пьют при отравлении.
- Берёзовый гриб-чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, улучшает аппетит.
- Вкусный берёзовый сок очень полезен, содержит витамины. Очень полезно утром натощак выпивать стакан берёзового сока.
- Хорошо умываться берёзовым соком для придания лицу свежего вида, для выведения веснушек.
- Пыльца берёзы настроение улучшает, снимает усталость.
Берёза и для домашних животных является лечебным. В Троицу, например, пастухи на пастбище тоже плели венки, один из которых надевали корове на рога. В нём она ходила целый день. А второй венок пастух отдавал хозяйке вечером. Первый венок хозяйка скармливала корове, чтобы больше молока давала, а второй берегла на случай болезни коровы – тогда ветки из него тоже добавлялись понемногу в корм.
- Расскажите, где ещё используют берёзу?
- Из ветвей делают метёлки и веники.
- Из бересты народные умельцы мастерят туески, короба, в которых хранят молоко, сметану, масло, жир, мёд, солёную рыбу другие продукты.
- Из бересты делают лукошки для грибов и ягод, шкатулки, солонки, кружки и многое другое.
- Скворечники – берестянки, сделанные из берёзовой коры, скворцы заселяют охотнее всего, потому что береста хранит их от холодов и сырости.
- Берёзовые дрова - лучшее топливо в русской печке.
- Из ценной древесины делают фанеру, мебель, прочные лыжи.
- Её используют для производства бумаги,
сажу используют в производстве типографской краски.
- А сейчас рекламная пауза.
Инсценировка "Баня" (Смотри в приложении к конспекту).
- Ребята, хотите сделать берёзке подарок? Давайте каждый из вас нарисует для неё берёзку-подружку. Подумайте, какая она будет: нарядная, веселая или кудрявая, величавая. А может быть тихая, задумчивая. Чтобы полнее передать образ своей березки - я предлагаю вам различный изобразительный материал: краски, мелки, карандаши.
Дети рисуют березу. (Играет музыка)
Анализ работ детей: Вот появилась целая березовая роща! Русские березки - все они разные, но все они милы и красивы.
- Ребята, а ведь мы с вами ещё приготовили берёзке подарки, давайте их тоже вручим.
Дети по очереди дарят берёзке подарки, объясняя (своими словами) их значение (смотри в приложении к конспекту).
Берёзка:
- Спасибо, ребятки, мои листочки расправились от ваших добрых слов, от вашего внимания. Я тоже хочу вас отблагодарить за тёплый приём и угостить.
Берёзка угощает детей блинами (берёзовым соком), прощается, уходит. (Дети благодарят берёзку за угощение)
Занятие заканчивается.
Приложение
Загадки:
1. Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
2. Белотелая девица
Солнца вовсе не боится.
Конец лету,
А загара нету.
3. Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
4. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
5. Стоит Федосья, распустив волосья,
Летом цветёт, зимой греет,
Настанет весна – потечёт слеза.
6. Стоят в поле сестрицы:
Платья белёны, шапочки зелёны.
7. Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
8. Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
9. Русская красавица,
Всем нам очень нравится,
Бела она, стройна,
Одежда зелена.
10. Пришла весна - красна
Беляна с радости заплакала,
Слезами платьице закапала.
11. Сама чиста, бела,
И в дому чистоту навела.
12. В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели птицы,
Сели на косицы.
13 Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
14. Стоят стоики белёны
На них шапочки белёны.
15. На полянке девчонки
В белых рубашонках
На плечах платочки зелёные
В ушах серёжки посеребрённые
16. Это дерево мир освещало,
Соблюдать чистоту помогало,
От болезней разных лечило,
В его почках целебная сила
!7. Веточки распустила
От жары укрыла.
Белоствольна, зелена,
Догадались, кто она?
!8. Меня вы узнаете
По простой примете,
Нет дерева белей
На белом свете.
19. Слова для завершения занятия, говорит берёзка детям, если угощает берёзовым соком:
Сок слащёный, Сок сгущённый
Капает из скважины, Радугой заряженный.
Русские народные песни о берёзке.
Народная песня - игра «На лугу»:
На лугу, на лугу зеленёшенько.
Там берёзка стоит одинёшенька.
Низко берёзонька наклонилася,
Горько берёзонька прижурилася.
- Ты скажи, что с тобой приключилося?
Отчего головой ты склонилася?
- Люди недобрые повстречались мне,
Ветки зелёные обломали мне.
Мы лечили берёзку зелёную
И водицей поили студёною.
Стала берёзонька веселёшенька,
Стала кудрявая зеленёшенька.
Русская народная песня:
Берёза, моя берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь, ты берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, берёзонька,
Красные девушки
Венки вьют, плетут.
Берёзка, берёзка,
Завивайся, кудрява!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Пироги принесли
Со яичницей.
Под тобою, берёзонька,
Не мак цветёт,
Не огонь горит
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзонька,
Всё песни поют”.
Стихи о берёзке.
Я деревце российское, я деревце-краса!
Собою украшаю я зелёные леса.
В лесу далеко виден мой белый нежный стан.
С зелёною каймою мой летний сарафан.
И символом российским недаром я зовусь.
Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.
Белолицая, белоствольная,
Как невеста горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
И не найти ее красивей,
На радость нам она цветет.
В ней образ матери - России
Неувядаемой живет.
На полянке, на пригорке
Под окном среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей. (М. Ероха)
С.Есенин "Белая берёза"
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщёвый её сарафан…. (С.Есенин)
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы. (С.Есенин)
Берёзы жёлтою резьбою
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца. (И.Бунин)
Опять о них,
Кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год,
Хоть вечность колеси. (В.Васильев Русские берёза)
Ты до того, берёзонька, красива,
И в полдень жаркий, и часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы. (П. Балацкий)
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Е.Трутнева).
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку (И. Токмакова).
Тонкая берёза ростом невеличка.
Словно у подростка, у неё косичка.
Деревце на славу за год подросло,
До чего ж кудряво, до чего ж бело!
Слова из старинного вальса:
Средь сосен суровых,
Средь тёмных ракит
В серебряном платье берёзка стоит.
Склонились деревья, кусты и цветы,
Пред гордым величьем её красоты.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (В. Рождественский)
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной. (В. Рождественский)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю берёзку русскую,
Когда она с подружками
Весною хороводится,
Под ветром долу клонится
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью серёжек
Их украсится наряд.
Много исходив дорожек,
Я всегда берёзе рад. (С.А.Васильева)
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз…( Н.Рубцов)
Низко я березоньке в пояс поклонюсь,
В белой березоньке отразилась Русь!
Белое платьице, зеленая коса,
Хороши вы, русские, родимые леса!
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета! (З. Федоровсвкая)
Нет дерева сердцу милей
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней. (В. Рождественский)
Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березой качается,
В светлых дождях купается.
Хороша ты любою порою.
И не даром, всем сердцем любя,,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
И недаром тебе лишь вручали
Все невесты Отчизны моей.
И девичьи мечты и печали,
Словно старшей подруге своей.
Склоняясь к реке, зеленою рукой
Спешит береза стройная умыться:
Ей хочется в семье своей большой
Быть самой лучшей, самой белолицей. (Г. Новицкая)
В хоровод всех позовем
Песню звонко пропоем.
О красавице лесной,
Милой сердцу и родной!
Россия, сторонка веселая,
Дорогой бежит проселочной,
Тонкой березой качается,
В светлых дождях купается.
Спелый цвет косы березовой,
Да узорный поясок…
Вышла ты девчонкой босою
На высокий бережок.
В небе зори занимаются
Все алее да ясней…
Ах, какая раскрасавица
Ты, Россия, по весне! (Э. Михайлов)
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
От луны свет большой
Прямо на нашу крышу
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки
И березы стоят
Как большие свечки
(С. Есенин).
Подарки для берёзки:
Дети по очереди дарят берёзке подарки, объясняя (своими словами) их значение.
— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц,
— Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет,
— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,
— Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя,
— Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца,
— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—птиц,
— Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя,
— Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток,
— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом,
— Я дарю тебе грибочки, чтобы вы помогали друг другу, давали питательные вещества, выросло много-много грибов
— Я дарю тебе цветочки, чтобы они радовали своей красотой, чтобы у тебя всегда было хорошее настроение,
— Я дарю тебе радугу, чтобы тебе было тепло и радостно от свежести и чистоты после дождя,
— Я дарю тебе облачко, чтобы в жаркие летние дни оно закрывало тебя от яркого солнышка.
Инсценировка (реклама берёзового веника) "Баня".
Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.
Дед: Домик на горе стоит
Из трубы дамок валит
Веник я сломал большой,
Буду париться с душой!
Не из клёна, не из дуба,
А с берёзы возле клуба.
Наломал охапок пять,
Будет в бане чем махать.
Старуха Баня топится с обеда!
Парься лучше дорогой,
Будешь вечно молодой!
(Дед уходит с веником за декорацию "париться")
Воспитатель: Долго дедушка пыхтел,
Выходить он не хотел!
Так прошёл один часок,
Перестал валить дымок.
Смотрит бабка – перед ней
Королевич Елисей!
(Из "бани" выходит "помолодевший" дед)
Старуха: Где мой дед! Скажи на милость!
Что со старым приключилось?
Дед: Ты, старуха, глаз раскрой,
Пред тобой же дед родной!
Здесь во всём он виноват!
(Показывает веник)
(Старуха, подхватив веник, исчезает в "бане")
Воспитатель: Покупайте веники.
Дед: Вы не пожалеете.
Вместе: Лет на 20 сразу с ними
Вы помолодеете!
(Появляется "молодая старуха", они вместе танцуют)
Уходя, говорят:
Благодаря берёзовому венику
женщины станут красивыми,
мужчины – стройными,
а дети – здоровым
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы "Берегите елочку красавицу"
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...
Нетрадиционное рисование "Бабочки- красавицы"
Нетрадиционное рисование в технике монотипия - самый простой и быстрый способ изображения бабочек. Позволяет создавать выразительные по фактуре отпечатки, затейливые формы узоров. Этот спо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Елочка красавица" для группы раннего возраста
Конспект непосредственно образовательной деятельности.Рисование (отпечатки ладошек) по теме: "Елочка красавица" для группы раннего возраста...
проект "Белоствольная красавица"
Проект расчитан на детей 6-7лет и рассказывает об уникальности этого дерева....
"Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе
Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая краса...
Зима-красавица. "Снегурочка"
воспитывается чувство коллективизма, формируется дружеское отношение со сверстниками...
Презентация на тему: "Русская красавица - Матрёшка"
Цель:формирование патриотических чувств детей посредством знакомства с исконно русской игрушкой – матрёшкой. Задачи:Расширять представления о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства....