ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
статья по окружающему миру на тему

Кравченко Ирина Васильевна

В статье рассказано какие можно применить экскурсии прогулки, занятия, которые повлияют на формирование любви к природе родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Формирование любви к природе у ребенка происходит еще в дошкольном возрасте и комплексное прививание любви к родному краю значительно усиливает патриотическое чувство.

Маленький ребенок - это кладезь любопытства и жажда игры. Как раз эти две составляющие помогут эффективно развивать истинную любовь к природе родного края. Вокруг столько неизведанного для ребенка и все хочется увидеть, узнать, ощупать потрогать, вдохнуть аромат. Природа многогранна, и готова открыть свои тайны и особенности флоры и фауны. Наша страна самая большая и поэтому очень разнообразная. Каждый край обладает своими особенностями, а многие уголки родины кардинально отличаются друг от друга.

Ребенку необходимо узнавать природу своего края, понимать ее погодные изменения и природные явления, видеть отличия, красоту и хрупкость окружающего мира. Именно это понимание дает возможность ребенку развивать бережное отношение к природе, формировать заботу и условия поддержания и сохранения природы для будущего своего родного края.

Знакомить маленького ребенка можно уже в первые годы жизни, помогать увидеть красоту времен года и их отличия, природные явления, такие как радуга, дождь, снег, деревья, цветы. Активное взаимодействие с природой - вот главный способ формирования любви к природе. Активное взаимодействие включает в себя: экскурсии, занятия и игры.

Из опыта моей работы, наиболее эффективные взаимодействия с природой нашего города Санкт-Петербурга были отмечены:

1. Экскурсия по Летнему саду.

Здесь задействовано сразу несколько ключевых моментов. Прогулка по историческому месту, которая позволяет сделать акцент на патриотическом воспитании, также задействовано культурное развитие при знакомстве с монументами и памятными

достопримечательностями. Конечно в Летнем саду природа богата зелеными насаждениями. В саду есть огород, огромное разнообразие деревьев и кустарников, изящные клумбы и художественные ландшафты, лебеди и белки. Эта прогулка обеспечит ребенку эмоциональный отклик в сторону формирования любви к природе родного Санкт-Петербурга.

2. Прогулка в Санкт-Петербургский Зоопарк

В этом густо населенном животном городке, ребенок может воочую увидеть хищников, лесных и домашних зверей. Узнать об их особенностях и отличиях, познакомиться с их жизнедеятельностью и понять важность и значимость каждого вида животного на земле.

3. Занятия с природными материалами

В занятия входят поделки, открытки, композиции с использованием природного материала (листья, мох, кора деревьев, ветки, шишки, камни, ракушки и т.д). Используя в работе природный материал, ребенок знакомиться с ним более близко. Ребенок осматривает, ощупывает, ощущает, интересуется и запоминает принадлежность материала к природной среде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

4. Посадка цветов

Весной, дети в моей группе принимают активное участие в посадке цветов на игровой площадке детского сада. Одни выкапывают лунки, другие высаживают семена и луковицы, третьи засыпают. Все дети стремятся заложить семена, поэтому все действия происходят в порядке очереди и каждый принимает участие во всем процессе. При посадке с детьми ведется беседа, насколько важно наше взаимодействие с природой, и какой вклад мы можем внести для процветания природы в родном городе. Забота и бережное отношение, насаждение растениями, кустами и деревьями улучшает экологию и общий климат в целом, а правила поведения отдыха на природе обеспечат безопасность и сохранность природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

5. Забота о природе

- Подкормка птиц в холодное время года (Создание кормушек и подкармливание пшеном, хлебом)

- Бережное отношение к зеленым насаждениям (не рвать, не ломать ветки деревьев и кустов, предотвращать пожары)

- Субботник. Совместная с родителями и воспитателем ведется посильная деятельность: уборка листьев, подметание территории и так далее.

6. Игры

Игры включают в себя два раздела: флора и фауна. Фауна разделяется на: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы.

Игра состоит из открыток с видом животного или растения с описанием с обратной стороны. На занятиях я сначала рассказываю о каждом виде и демонстрирую карточки. После ознакомления с карточками дети отвечают на вопросы: "Какой это вид", "Что это за животное", "Чем питается?", "Где обитает" и так далее. Ребенок по памяти отвечает на вопросы по заданной открытке.

Такое воспитание расширяет знания ребенка о природе родного края. Ребенок дошкольного возраста уже в состоянии отличить лист дуба от листа рябины; зимнее время года от летнего; дикого зверя от домашнего. Почему птицы улетают на юг, почему лед на реке, отчего появилась радуга, какие деревья растут в нашем городе.

Из своего опыта работы я вижу, что процесс формирования любви к природе родного края должен быть системным и не прерывным. Именно эти два показателя играют воспитательную роль и дают положительные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование любви к Родине на основе любви к природе родного края»

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение...

Формирование любви к природе родного края через поисково - познавательную деятельность

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ...

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)

Экологическая тропа одна из форм ознакомления дошкольников с природой родного края (из опыта работы)...

Открытое занятие "Формирование нравственных качеств, воспитания у детей любви к природе родного края в ходе ООД по речевому развитию".

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, любить ее. Формировать нравственное поведение в природе; умение замечать в ней неблагополучие и устранять их. Помочь детям запомнить стихотворение А...