Главные вкладки

    Педагогический проект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.
    проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Колядина Ирина Васильевна

    Педагогический проект

    по развитию познавательно-исследовательской

    организованной образовательной деятельности

    по ознакомлению с окружающим миром

    на тему: «Изделиям из теста на столе найдётся место»

    в старшей группе.

    Выполнила воспитатель г.Усть-Лабинск МБДОУ № 8

     Колядина Ирина Васильевна

    «Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе»

    Иоанн Златоуст.

    Тип проекта: Познавательно-исследовательский

    Вид проекта: Краткосрочный (3 месяца).

    Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

    Актуальность: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

       Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

    Постановка проблемы: Нет достаточных знаний о процессе выращивания и выпекания хлеба и профессиях людей, которые

    участвуют в этих процессах, о традициях русского народа, связанных с хлебом.

    Новизна: Тестопластика

    Цель проекта: Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба, выпекания хлеба, о профессиях людей, задействованных в этих процессах. Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и выпекании.

    Задачи проекта:

    развивающие:

    -развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы.

    -развивать связную монологическую и диалогическую речь.

    обучающие:

    -совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом. --систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, агронома, пекаря (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).

    воспитывающие:

    -воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к тем, кто его вырастил и испек.

    Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришёл хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

    Принципы реализации проекта:

    1. Доступность:

    -учёт возрастных особенностей детей;

    -адаптированность материала;

    2. Систематичность и последовательность:

    -постепенная подача материала от простого к сложному;

    -частое повторение усвоенных знаний;

    3. Наглядность и занимательность:

    -предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым;

    4. Динамичность:

    -интеграция проекта в разные виды деятельности;

    5. Дифференциация:

    -создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребёнком;

    Предполагаемый результат:

    - сформировать у детей представления о ценности хлеба;

    - получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

    - воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

    - воспитывать бережное отношения к хлебу.

        План реализации проекта

    1 этап. Подготовительный

    · Обсуждение темы проекта с участниками.

    ·  Диагностика детей по средствам наблюдений и бесед.

    · Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

    · Подбор материалов для реализации проекта.

    · Подбор, изготовление дидактических игр.

    ·Организация предметно-развивающей среды.

    · Реализация проекта.

    2 этап. Основной

    · Систематизация знаний о хлебе.

    · Взаимодействия с родителями: беседы.

    3 этап. Заключительный

        · Подведение итогов и анализ работы.

       · Презентация проекта в форме демонстрации работы.

    1 этап. Подготовительный

     

    Содержание деятельности

    Участники деятельности

    Сроки

    Подбор наглядных материалов: фото, плакаты, иллюстрации, репродукции картин, презентации «Хлеб-всему голова».

    Воспитатели группы

    04.09.-11.09

    Подбор художественной литературы о хлебе;

    Воспитатели, родители

    11.09-18.09

    Подбор и изготовление дидактических игр: «Назови профессию»; «Что сделано из муки»; «Что сначала, что потом?»; «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий», «Что нужно для работы хлебороба?»

    Воспитатели, родители

    18.09-02.10

    Работа с родителями: Создание альбома «Хлеб да соль»;

    Мини-музей «Хлеб-всему голова»;

    Изготовление макета «Поле»

    Рекомендации для родителей: Экскурсия в хлебный отдел супермаркета, на пищеблок, на хлебозавод.

     

    Воспитатели, родители,

    Сентябрь-ноябрь

     

    2 этап. Основной

     

    Содержание деятельности

    Участники деятельности

    Сроки

    Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Узнай на вкус», «Скажи иначе», «Кто назовет больше блюд?», «Откуда хлеб пришел?».

    Воспитатели, дети

    02.10-09.10

    Исследовательская деятельность:

    Изучение свойств муки; Сравнение зёрен (ржи, пшеницы, овса)

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Конструктивная деятельность: Выставка Аппликаций «Колосок из салфеток»

    Воспитатели, дети

    09.10-16.10

    Знакомство с поговорками и пословицами о хлебе.

    Воспитатели, дети

    16.10-23.10

    Чтение литературных произведений:

    загадки, считалки, приметы, легенды;

    Заучивание стихотворений о хлебе:

    В. Орлов «В каждом зернышке пшеницы…»,  Я. Аким «Пшеница», И. Такмаковой «Пахнет хлебом».

    Чтение художественной литературы: В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», В. Крупин «Отцовское поле» Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», В. Дацкевич «От зерна до каравая», Г. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»     

    Воспитатели, родители, дети

     

    Сентябрь-ноябрь

    Продуктивная деятельность:

    Изделиям из теста на столе найдётся место (тестопластика); Рисование хлебных полей; Составление узоров и рисунков из круп.

    Воспитатели, дети

    23.10-27 .10

    Трудовые поручения: Посев пшеницы (ржи); Очистка кормушек для птиц и насыпание зерна

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Беседы: «Кто выращивает пшеницу (рожь)?»; «Кто такой пекарь»; «Профессия комбайнёр»; «Откуда хлеб на стол пришёл?»

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Подвижные игры: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»; «Дружные зёрна»; «Кто быстрее соберёт колосья». Соревновательные игры: «Покажи колосок»; « Пшеница и хлебороб»; «Жнецы и пахари».

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная»; «Кулинария»; «Фермер»;

    Воспитатели, дети

    27.10-06.11

    Рассматривание репродукций картин художников: И.И. Шишкина «Рожь»; С.А. Куприянова «Вспашка»; Т.Н. Яблонская «Хлеб»; З.Е. Серебрякова «Уборка».

    Воспитатели, дети

    06.11-15.11

    Слушание музыкальных произведений: «Колосок»; «Ладушки, ладушки»; «Я пеку, пеку, пеку»; «Ой, блины, блины, блины…»

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Работа с родителями: беседы, изготовление макета «Фермер», «Поле», консультации, мастер-класс Хлебобулочные изделия»  из солёного теста

    Воспитатели, родители

    Сентябрь-ноябрь

     

    3 этап. Заключительный

    Содержание деятельности

    Участники деятельности

    Сроки

    Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.

    Воспитатели, дети

    15.11-25.11

    Презентация проекта на педагогическом часе.

    Воспитатели

    25.11-30.11

     

    Рефлексия:

    Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Откуда хлеб на стол пришёл», привлечению родителей к образовательному процессу. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.

       У ребенка сформирована система знаний о производстве хлеба. У детей сформировано понимание ценности и пользы хлеба. Сформировано проявление заботы,  уважения к труженикам села, бережного отношения к хлебу. Ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    Список литературы:

    1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.- 240с.

    2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

    3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

    4. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

    5. Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с

    6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_hleb.docx33.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический проект

    по развитию познавательно-исследовательской 

    организованной образовательной деятельности

    по ознакомлению с окружающим миром

    на тему: «Изделиям из теста на столе найдётся место»

    в старшей группе.

    Выполнила воспитатель г.Усть-Лабинск МБДОУ № 8

     Колядина Ирина Васильевна

    «Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе»

    Иоанн Златоуст.

    Тип проекта: Познавательно-исследовательский

    Вид проекта: Краткосрочный (3 месяца).

    Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

    Актуальность: Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

       Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

    Постановка проблемы: Нет достаточных знаний о процессе выращивания и выпекания хлеба и профессиях людей, которые

    участвуют в этих процессах, о традициях русского народа, связанных с хлебом.

    Новизна: Тестопластика

    Цель проекта: Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба, выпекания хлеба, о профессиях людей, задействованных в этих процессах. Воспитать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и выпекании.

    Задачи проекта: 

    развивающие: 

    -развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы.

    -развивать связную монологическую и диалогическую речь.

    обучающие: 

    -совершенствовать технические навыки работы с соленым тестом. --систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, агронома, пекаря (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба).

    воспитывающие: 

    -воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к тем, кто его вырастил и испек.

    Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришёл хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

    Принципы реализации проекта:

    1. Доступность:

    -учёт возрастных особенностей детей;

    -адаптированность материала;

    2. Систематичность и последовательность:

    -постепенная подача материала от простого к сложному;

    -частое повторение усвоенных знаний;

    3. Наглядность и занимательность:

    -предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым;

    4. Динамичность:

    -интеграция проекта в разные виды деятельности;

    5. Дифференциация:

    -создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребёнком;

    Предполагаемый результат:

    - сформировать у детей представления о ценности хлеба;

    - получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

    - воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

    - воспитывать бережное отношения к хлебу.

        План реализации проекта

    1 этап. Подготовительный

     Обсуждение темы проекта с участниками.

      Диагностика детей по средствам наблюдений и бесед.

     Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

     Подбор материалов для реализации проекта.

     Подбор, изготовление дидактических игр.

    Организация предметно-развивающей среды.

     Реализация проекта.

    2 этап. Основной

     Систематизация знаний о хлебе.

     Взаимодействия с родителями: беседы.

    3 этап. Заключительный

     Подведение итогов и анализ работы.

            

     Презентация проекта в форме демонстрации работы.

    1 этап. Подготовительный

    Содержание деятельности

    Участники деятельности

    Сроки

    Подбор наглядных материалов: фото, плакаты, иллюстрации, репродукции картин, презентации «Хлеб-всему голова».

    Воспитатели группы

    04.09.-11.09

    Подбор художественной литературы о хлебе;

    Воспитатели, родители

    11.09-18.09

    Подбор и изготовление дидактических игр: «Назови профессию»; «Что сделано из муки»; «Что сначала, что потом?»; «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий», «Что нужно для работы хлебороба?»

    Воспитатели, родители

    18.09-02.10

    Работа с родителями: Создание альбома «Хлеб да соль»;

    Мини-музей «Хлеб-всему голова»;

    Изготовление макета «Поле»

    Рекомендации для родителей: Экскурсия в хлебный отдел супермаркета, на пищеблок, на хлебозавод.

    Воспитатели, родители,

    Сентябрь-ноябрь

    2 этап. Основной

    Содержание деятельности

    Участники деятельности

    Сроки

    Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Узнай на вкус», «Скажи иначе», «Кто назовет больше блюд?», «Откуда хлеб пришел?».

    Воспитатели, дети

    02.10-09.10

    Исследовательская деятельность:

    Изучение свойств муки; Сравнение зёрен (ржи, пшеницы, овса)

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Конструктивная деятельность: Выставка Аппликаций «Колосок из салфеток»

    Воспитатели, дети

    09.10-16.10

    Знакомство с поговорками и пословицами о хлебе.

    Воспитатели, дети

    16.10-23.10

    Чтение литературных произведений:

    загадки, считалки, приметы, легенды;

    Заучивание стихотворений о хлебе:

    В. Орлов «В каждом зернышке пшеницы…»,  Я. Аким «Пшеница», И. Такмаковой «Пахнет хлебом».

    Чтение художественной литературы: В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом», В. Крупин «Отцовское поле» Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», А. Букалов «Как машины хлеб берегут», В. Дацкевич «От зерна до каравая», Г. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб»      

    Воспитатели, родители, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Продуктивная деятельность:

    Изделиям из теста на столе найдётся место (тестопластика); Рисование хлебных полей; Составление узоров и рисунков из круп.

    Воспитатели, дети

    23.10-27 .10

    Трудовые поручения: Посев пшеницы (ржи); Очистка кормушек для птиц и насыпание зерна

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Беседы: «Кто выращивает пшеницу (рожь)?»; «Кто такой пекарь»; «Профессия комбайнёр»; «Откуда хлеб на стол пришёл?»

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Подвижные игры: «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»; «Дружные зёрна»; «Кто быстрее соберёт колосья». Соревновательные игры: «Покажи колосок»; « Пшеница и хлебороб»; «Жнецы и пахари».

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная»; «Кулинария»; «Фермер»;

    Воспитатели, дети

    27.10-06.11

    Рассматривание репродукций картин художников: И.И. Шишкина «Рожь»; С.А. Куприянова «Вспашка»; Т.Н. Яблонская «Хлеб»; З.Е. Серебрякова «Уборка».

    Воспитатели, дети

    06.11-15.11

    Слушание музыкальных произведений: «Колосок»; «Ладушки, ладушки»; «Я пеку, пеку, пеку»; «Ой, блины, блины, блины…»

    Воспитатели, дети

    Сентябрь-ноябрь

    Работа с родителями: беседы, изготовление макета «Фермер», «Поле», консультации, мастер-класс Хлебобулочные изделия»  из солёного теста

    Воспитатели, родители

    Сентябрь-ноябрь

    3 этап. Заключительный

    Содержание деятельности

    Участники деятельности

    Сроки

    Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.

    Воспитатели, дети

    15.11-25.11

    Презентация проекта на педагогическом часе.

    Воспитатели

    25.11-30.11

    Рефлексия:

    Данный проект способствовал систематизации знаний детей по теме «Откуда хлеб на стол пришёл», привлечению родителей к образовательному процессу. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению качества образовательного процесса.

       У ребенка сформирована система знаний о производстве хлеба. У детей сформировано понимание ценности и пользы хлеба. Сформировано проявление заботы,  уважения к труженикам села, бережного отношения к хлебу. Ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

    Список литературы:

    1. «Мы» Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: «Детство-Пресс», 2000.- 240с.

    2. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.

    3. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л. А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

    4. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

    5. Шорыгина Т. А. Злаки. какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. -48с

    6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - М.:УЦ Перспектива, 2011. - 52с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: «Семья».

    Программное содержание: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любв...

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».

    Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром с элементами ручного труда. Тема занятия: «Белая ромашка».

    Программное содержание:Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, пластмассовых трубочек);Закрепить умение делать разметку с помощью шабло...

    Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ и развития речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    При разработке содержания художественной конструктивной деятельности старших дошкольников отбираются определённые лексические темы, которые постепенно усложняются конструкциями. Эти усложнения зависят...

    Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном планировании образовательно-воспитательной работы.

    Перспективное планирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Ознакомление с окружающим миром » __первая младшая группа_________ в примерном пл...

    План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром» Тема: «В мире стекла»

    План - конспект НОД образовательная область«Ознакомление с окружающем миром»Тема: «В мире стекла»    Цель: познакомить детей  со свойствами стекла ( прозрач...