Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Свет и тень"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Юмашева Марина Максимовна

Задачи: формирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно-исследовательскую деятельность, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_oed.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

Конспект ОД

по опытно-экспериментальной деятельности  «Свет и тень»

для детей младшего возраста 3-4 лет

Подготовила Юмашева М.М.,

воспитатель  1 категории

Цель: формирование познавательных действий ребенка через его включение в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- развивать умение детей наблюдать, видеть свет  и тень;

- развивать умение экспериментировать с помощью света;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи  (как образуется тень);

- развивать умение фиксировать полученные результаты (пиктографирование);

- развивать умение делать вывод.

Оборудование и материал:

Куклы «Свет и Тень» ,карточки на каждого ребенка(пиктограмма),теневой театр, ширма.

Предварительная работа:

Изготовление кукол для теневого театра,  беседа на тему «День, ночь».

I Подготовительный этап:

Воспитатель выставляет плоскостные фигуры кукол на мольберт и обращает внимание детей.  

- Посмотрите, кто к нам пришел? К нам пришли куклы. Как выглядят куклы: один весь светится, прямо как луч солнца, а другая наоборот вся темная, но очень похожа на первого, если не считать что она девочка. Кто же это могут быть? Это Свет и Тень.

- Хоть они и друзья, но все же иногда ссорятся. Вот и сейчас никак не могут договориться,  кто из них главнее. А вы как думаете? (высказывание детей)

- Для того что бы это узнать, кто из них прав, давайте это проверим.

- Откуда берется свет в природе? (От солнца).

- А когда пасмурно, как сделать чтоб в группе было светло? (Включить свет). - А сейчас давайте превратимся в маленьких исследователей и понаблюдаем.

- Если в групповой комнате выключить свет, что будет? (ответ детей). Правильно! У нас будет темно. (Выключить и включить свет).

- Если включим свет, что будет? Будет светло.

II Основной этап:

     За ширмой плачет зайка (перчаточная кукла).

- Ой, ребята кто-то плачет.

 Воспитатель выносит из-за ширмы зайчика (перчаточная кукла).

 Вместе с детьми выясняет, почему зайчик плачет? (Боится темноты). Воспитатель предлагает научить зайчика не бояться темноты.

Давайте попробуем сделать тень.

- Вы умеете? (ответ детей)

- Если мы поставим ширму, направим на нее свет от лампы, а на пути световых лучей поставим какую-либо фигуру, то на ширме появится тень. Тень может быть любой формы.

- Давайте с вами поиграем с тенью. 

Воспитатель показывает фигуру собаки и спрашивает детей:

 -Кто это?

- Это собака.

- А если я занесу эту фигуру за ширму, то на ширме появится тень от собаки. (Воспитатель показывает фигурки петушка, зайца, лисы, медведя)

- Кто это?

- Это петушок.

- А что это?

- Это тень от петушка и т.д.

- Ребята, а если выключить свет, тень образуется?

- Нет. Без света тень не образуется.

- Слова свет и тень можно изобразить так:

Свет - карточка, с каким кругом? (с белым кругом)

Тень - карточка, с каким кругом? (с черным кругом)

- Давайте с вами поиграем.

Дети подходят к столам. (На столах для  каждого ребенка приготовлены по две карточки)

- Я буду произносить слово «тень», вы поднимаете карточку с черным кругом. Я говорю слово «свет», вы поднимаете карточку с белым кругом.

Проводится игра!

- Молодцы ребята! Мы с вами сегодня узнали очень многое. Мы были исследователями и исследовали тень и свет.

- Что мы исследовали? (тень и свет)

- Узнали, как образуется тень. А теперь я вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Тень - тень-потетень…»

Проводится игра.

Тень-тень-потетень,                                           Дети идут по кругу.

Выше города плетень,                                        Руки вверх.

Сели звери под плетень                                     Присесть.

Похвалялися весь день:                                     Показывают движения

Похвалялася лиса:                                              характерные

«Всему свету я краса!».                                     для животных.

«Поди, подогоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубки хороши!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

III Заключительный этап:

- Ребята, а вы любите сказки? (Да).

Я вам предлагаю посмотреть сказку с помощью теневой куклы.

 А театр наш называется - теневой.

Демонстрация теневого театра.

 Опыт №2

«Солнечные зайчики»

Цель: помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом).

Оборудование: зеркала.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.

Хорошая копеечка, а в руки не дается.

Пойдите, приведите четырнадцать коней,

Пойдите, позовите пятнадцать силачей!

Пускай они попробуют копеечку поднять!

Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,

Но маленькой копеечки не подняли с земли,

Не подняли, не подняли, и сдвинуть не смогли.

Дети. Солнечный «зайчик».

2. Уточнение правил безопасности.

Во время занятия:

- аккуратно обращаться с зеркалами;

- крепко их держать.

3. Выполнение эксперимента.

Воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами.

Воспитатель. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно только в освещенном помещении.

Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние).

Воспитатель предлагает детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

- Почему солнечные «зайчики» не появляются? (Нет яркого света).

4. Фиксирование результатов эксперимента.

Поместить картинку с изображением способа создания солнечного «зайчика».

Вывод: Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.

Опыт №3

Солнце дарит нам тепло

Задачи: дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.

Материалы: настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.

Описание. Дед Знай, к которому пришли дети, загадывает им загадку.

Что на небе расцветает И теплом всех согревает? (Солнце)

После того как дети отгадали ее, он интересуется, почему они так думают.  На что похоже Солнце? (Огненный шар.)

После этого дед Знай рассказывает, что Солнце — самая близкая к Земле звезда. Солнце — главный осветитель. Оно горит над Землей как гигантская лампочка. Что было бы, если б не было Солнца? (Можно вспомнить «Краденое солнце» К. И. Чуковского).

Не будь Солнца, все погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре бы угасла. Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло?

• Представим, что электрическая лампа — это Солнце. Подставьте ладошку. Что чувствуете?(Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электрической лампочки разные предметы. Что вы обнаружили?
Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце — это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.

•  Хотите в этом убедиться? Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте ее. На что похожа спираль? (На змею.) С помощью иголки

проденьте сквозь ее голову нитку. Подвесьте змею над лампочкой. Что наблюдаете? Почему змейка вертится?

Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои воздуха опускаются вниз. Как вы думаете, какая температура на поверхности Солнца? (Большая.)

На поверхности Солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура еще больше. Как вы думаете, все ли предметы Солнце нагревает одинаково?

•  Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампочкой (расстояние от поверхности стола до лампы 12—15 см).

На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!». Детям предлагаются белые и черные лоскутки ткани,  темные  и светлые  камешки,  песок.  Проверяем  на ощупь степень нагревания. Какие материалы нагреваются сильнее? Почему?

Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

Дед Знай. Поэтому жители жарких стран красят стены домов в белый цвет. Светлые поверхности отражают часть тепловых лучей, не могут сильно нагреваться. Почему люди Солнце ласково называют «солнышко»?

С неба смотрит

Солнце миллионы лет,

Льет на Землю

Солнце и тепло, и свет.

Солнце — великий труженик — работает круглые сутки. Как оно работает, вы нарисуете и в следующий раз покажете мне, а я украшу рисунками свою лабораторию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Конспект открытого НОДа по познанию "Путешествие капельки"....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности "Батарейка"

Образовательная область "Познание". В ходе совместной деятельности дети знакомятся с физическим явлением - электрическим током, его природой, у ребят формируются основы электробезопасности в быту, эко...

конспекты занятий опытно-экспериментальной деятельности

опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Красавица картошка»

:. познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере  изучения свойств картофеля.Обобщить и расширить знания детей о картофеле...