Главные вкладки

    конспект непосредственно образовательной деятельности тема "Страна в которой мы живем"
    консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

    конспект

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию Тема: «Страна в которой мы живем».

    Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

    Задачи: Познакомить детей с понятием «Родина» «Отечество». Воспитывать любовь к своему родному краю, расширять представления о родном крае. Закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе.

    - формировать у детей представление о России как о родной стране;

    - формировать уважительное отношение к государственным символам;

    - воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.            

    Материалы: Карта мира, глобус, предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, герба и флага, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков о родном городе, крае.

    Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

    Ход занятия.

    Воспитатель читает стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?»

    С чего начинается Родина?

    С картинки в твоём букваре,

    С хороших и верных товарищей,

    Живущих в соседнем дворе.

    А может, она начинается

     С той песни, что пела нам мать,

    С того, что в любых испытаниях

     У нас никому не отнять.

    С чего начинается Родина?

    С заветной скамьи у ворот,

    С той самой берёзки, что во поле,

    Под ветром склоняясь, растёт.

    А может, она начинается

     С весенней запевки скворца

     И с этой дороги просёлочной,

    Которой не видно конца.

    С чего начинается Родина?

    С окошек, горящих вдали.

    Со старой отцовской будёновки,

    Что где-то в шкафу мы нашли.

    А может, она начинается

     Со стука вагонных колёс

     И клятвы, которую в юности

     Ты ей в своём сердце принёс…

    С чего начинается Родина?..

    Воспитатель задает детям вопрос : «С чего начинается Родина?

    Ответы детей………

    Воспитатель: вспомните какие вы знаете пословицы о Родине?

    Ответы детей:

    Где кто родится, там и пригодится.

    Если народ един, он непобедим

    Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

    Если вздохнуть всем миром - ветер будет.

     Жить - Родине служить

    Воспитатель: Почему родную землю называют по-разному?

    Родина, Отчизна, Отечество? .

    Ответы детей.

    Воспитатель: об этом задумывались и рассуждали многие. Вот что думал об этом Константин Дмитриевич Ушинский.

    Воспитатель читает отрывок из произведения «Наше Отечество».

    Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

    Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

    Воспитатель задает вопросы: Как называется ноша Родина?

    Продолжи фразу наша Родина –… (матушка Россия). Мы зовем Россию матерью потому что……..

    Как отвечает Ушинский на вопрос почему мы зовем Россию Отечеством? (Родиной?)

    Наша Родина – Россия. А мы живущие в России люди-(россияне).

    Игра «Какое слово не подходит?»

    Родина, родители, росинка, родственники.

    Отец, Отечество, отчий дом, отпуск.

    Мать, матушка Русь, мастер, мама.

    Физкультминутка:

    Руки подняли и покачали

     Это – березы в лесу,

    Руки согнули, кисти встряхнули

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем,

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже покажем,

    Руки согнули назад.

    Молодцы!

    Флаг.

    Воспитатель показывает детям изображение Российского флага.

    Посмотрите сколько горизонтальных полосок на флаге. Какого цвета верхняя полоска, средняя, нижняя?

    Воспитатель рассказывает детям почему именно эти цвета Государственного Российского флага.

    У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России?

    Необъятные просторы нашей Родины зимой покрывают сверкающим снегом. «Ядам Российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег и на флаге появилась белоснежная полоска.

    В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

    По утрам над страной встает солнце.» Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнце. И третья полоска на флаге стала красной.

    Вот он какой наш Российский флаг три полосы-белая, синяя, красная.

    Гимн.

    Воспитатель: Что такое гимн?

    Это самая главная торжественная песня нашей страны. Гимн появился намного раньше, чем флаг и герб. Гимн исполняется в особо важных случаях например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Поэт Сергей Михалков который сочинил много сказок и стихов для детей написал слова гимна.

    Воспитатель читает гимн.

    Россия — священная наша держава,

    Россия — любимая наша страна.

    Могучая воля, великая слава —

    Твоё достоянье на все времена!

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    От южных морей до полярного края

    Раскинулись наши леса и поля.

    Одна ты на свете! Одна ты такая —

    Хранимая Богом родная земля!

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    Широкий простор для мечты и для жизни

    Грядущие нам открывают года.

    Нам силу даёт наша верность Отчизне.

    Так было, так есть и так будет всегда!

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой

    Москва – столица России

    Воспитатель: В каждой стране есть главный город который называют столицей. В столице живет президент.

    Столица России- город Москва. В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздника здесь проходят военные парады. Красная площадь очень древняя и красивая.

    Герб России

    Воспитатель: Однажды на лесной поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах) Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой вышла красавица белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!» Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!» Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!» Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.

    Чтение стихотворения В. Степанова.

    У России величавой

    На гербе орёл двуглавый,

    Чтоб на запад на восток

    Он смотреть бы сразу мог.

    Сильный, мудрый он и гордый.

    Он – России дух свободный

    Кроме двуглавого орла на гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец.

    Около Ливанских гор, недалеко от города Бейрута там , где родился святой Георгий, находилось большое озеро. В этом озере поселился гигантский змей, пожирающий людей. Однажды змей потребовал, чтобы правитель города отдал ему на съедение свою единственную дочку. Родители отвели ее и оставили одну на берегу озера. Девушка отчаянно рыдала в ожидании своего смертного часа, но неожиданно она увидела перед собой прекрасного юношу на белом коне. Это и был сам Георгий Победоносец. Узнав, что произошло с девушкой, святой Георгий решил расправиться с чудовищем. Когда змей показался из озера, Георгий Победоносец, помолился и бросился с копьем на чудовище. Пронзив змея в самую глотку, святой Георгий прижал его к земле, а конь стал топтать  его ногами. После слов: «Во имя Иисуса Христа, покорись, жестокий зверь!», змей с легкостью был связан поясом царской дочери, и как послушный пес приведен в город. Испуганные жители в ужасе смотрели на связанное чудовище. После того как змей был убит на главной площади города, более 25 тысяч жителей, приняли святое крещение. С тех пор Георгия стали почитать как великого героя.

    Подведение итогов занятия.

    Понравилось ли вам занятие? Что интересного узнали? Что такое гимн? Как называется столица России? Как называют жителей России , г. Москва? Кто изображен на гербе России? Какого цвета Российский флаг?.

    Открытое занятие по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России»

    Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе

    Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

    Задачи:

    1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, воспитывать любовь к Родине.

    2. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к ее судьбе.

    3. Формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природном символе России - березке.

    Материал: Видео - презентация (карта России, государственные символы -флаг,герб,достопримечательностиМосквы,фотогор,рек,полей,лесов,березок,наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков.

    Предварительная работа: Беседы о российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке ;чтение пословиц и поговорок о Родине; разучивание хороводной песни о березке; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, фото лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д нашей Родины

    Ход занятия:

    1. Воспитатель :-Здравствуйте, дорогие ребята!

    - Дети, а вы любите путешествовать?(где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное ,делать новые открытия).Мы вам предлагаем сегодня отправиться в путешествие. -Ребята, а на чем можно путешествовать? (Ответы детей)

    1. Воспитатель: Мы предлагаем вам путешествие на поезде. Занимаем места в вагоне. Отправляемся. (Дети садятся на стульчики). (На экране изображение поезда).

    Звучит музыка "Паровоз"

    1. Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая" На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?(Россия)

    -Правильно, Россия. А какая она наша Россия?(Большая,любимая,красивая,огромная,богатая,сильная,мужественная,гордая)

    -Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории,как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель обращает внимание детей на экран,на карту России).Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать,на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег,а на другом -припекать солнышко. чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней -неделю, а на самолете лететь почти сутки.

    Как велика моя земля!

    Как широки просторы

    Озера, реки и поля

    Леса и степь и горы!

    Раскинулась моя земля

    От севера до юга.

    Когда в одном краю весна-

    В другом снега и вьюга!

    (Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)

    - Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина?(Родина- место, где мы родились ;страна, в которой мы живем, мой дом.)

    1. Воспитатель: Ребята, прочитайте нам стихи о Родине.

    Дети читают стихи:

    Великую землю,

    Любимую землю,

    Где мы родились и живем,

    Мы Родиной светлой,

    Мы Родиной милой,

    Мы Родиной нашей зовем.

    Что мы Родиной зовем?

    Дом, где мы с тобой живем,

    И березки, вдоль которых,

    Вместе с мамой мы идем.

    1. Воспитатель: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

    -Жить- Родине служить;

    -Кто за Родину горой ,тот истинный герой;

    -Родина любимая ,что мать родная;

    -Человек без Родины, что соловей без песни;

    -Жить- Родине служить;

    -Родина- мать, умей за неё постоять.

    1. Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов

    - А наше путешествие продолжается. занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.

    1. Воспитатель: Следующая станция на которую мы прибываем называется "Лесная"

    Отгадайте загадку:

    Нам в дождь и зной

    Поможет друг,

    Зеленый и хороший.

    Протянет нам десятки рук

    И тысячи ладошек. (Дерево)

    1. Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, листья, ветки).

    - Россия- самая богатая лесами страна в мире. Лес-это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле, лиса живет в норе, птицы вьют на ветках гнезда ,дятел ищет пищу в коре дерева, под корой живут жучки и т. д.).А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья вам знакомы?(Дуб, осина, елка, клен, рябина ,береза и др.)

    -Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза! эти два символа неразделимы. С чего начинается Родина? Наверное с белых берез. Мы с вами разучили несколько стихотворений о березе. Давайте их послушаем.

    (Дети читают стихи)

    Опять о них кудрявых и белесых,

    А что тут делать, если на Руси

    У всех дорог встречаются березы

    Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

    Люблю березку русскую

    То светлую, то грустную

    В белом сарафанчике

    С платочками в карманчике

    С красивыми застежками

    С зелеными сережками

    Вся в сережках. Не боится

    Вьюги и мороза.

    Белоствольная царица-

    Русская береза.

    Белоствольная береза-

    Символ Родины моей.

    Нету деревца другого

    Сердцу русскому милей.

    Изумрудная весною,

    А зимою - в серебре,

    Машет веткой золотою,

    Всем детишкам в сентябре.

    Каждый листик, как сердечко,

    Полюбуйся, погляди.

    У родимого крылечка

    Ты березку посади.

    - А теперь встаньте врассыпную ,мы с вами поиграем.

    Физкультминутка:

    Руки подняли и покачали.

    Это- березы в лесу.

    Руки согнули, кисти встряхнули-

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно помашем,

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже покажем

    Руки согнули назад.

    (Дети выполняют движения, в соответствии с текстом)

    Песня"Мы вокруг березки встанем в хоровод"

    1. Воспитатель: Лес-это наше богатство. Давайте беречь природу.

    Мы отправляемся дальше, занимайте места.

    2. Воспитатель: Следующую станция называется "Государственная"

    Мы прибыли в главный город нашей страны - Москву - столицу нашего государства. Давайте послушаем стихотворение о Москве

    Москва - это красная площадь,

    Москва - это башни Кремля,

    Москва - это сердце России,

    Которое любит тебя.

    2. Воспитатель: Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В. - на экране слайд с президентом)

    -Назовите государственные символы России (Флаг, герб, гимн)

    - Что же такое флаг и для чего он нужен?

    В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран, там слайд с флагами разных государств).Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом)

    Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Белый цвет нам напоминает (Березу, снег, облака, ромашку).

    Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Синий цвет нам напоминает(Небо, реки ,озера, моря).

    Красный цвет-цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает(Солнце, огонь, тепло).

    Задание для детей с использованием наглядно-дидактического пособия

    -Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, ребенок выбирает из предложенных флаг России).

    -Молодцы! А теперь послушаем стихотворение о флаге.

    Белый цвет-березка,

    Синий неба цвет,

    Красная полоска-

    Огненный рассвет.

    2. Воспитатель: А кто знает, что такое герб? Герб -это второй символ нашего государства. Герб России является символом единства народов, живущих в России. Посмотрите на экран. Давайте с вами рассмотрим герб. Что изображено на гербе России?(Двуглавый орел, всадник, побеждающий змея).

    -Как вы думаете, что означает всадник?(воин)

    -А змея?(зло, то есть воин побеждает зло - это победа над злом)

    -Ребята, посмотрите на орла. Это птица-царь. По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице, запряженной двумя птицами. с востока на запад. Но они пролетали так быстро и, казалось, что на одном туловище находится 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.

    -Давайте послушаем стихотворение о гербе.

    У России величавой

    На гербе орел двуглавый,

    Чтоб на запад на восток

    Он смотреть бы сразу мог

    Сильный, мудрый, он и гордый.

    Он России дух свободный!

    -А что же такое гимн?(Гимн -это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)

    - Правильно! У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).

    2. Воспитатель: А наше путешествие продолжается. занимайте места в вагонах. Поехали.

    - Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная"

    - В нашей стране много государственных праздников. Ребята, какой праздник наш народ будет отмечать в мае? Самый главный праздник нашей страны? (День победы).

    -Да ,ребята, День победы -великий, важный праздник всего нашего народа. В этом году мы отмечаем 70 годовщину победы. В этот день мы вспоминаем всех ,кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности ветеранам. (На экране слайды с изображением ветеранов).Этому празднику мы посвятили нашу выставку рисунков. (Показ выставки). А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. (На экране слайды с салютом).

    - Давайте послушаем стихотворение.

    Все мы гордимся нашей Москвой,

    Наша столица - город -герой.

    Красные звезды горя над тобой,

    Город родной, город-герой.

    Смело с врагами ты битву вела

    И победила, наша Москва.

    Все мы гордимся сегодня тобой,

    Город родной, город-герой.

    Дети исполняют песню "Салют Победе"

    2. Воспитатель :Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось?(Ответы детей).Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись.

    Наш дом(стихотворение)

    На карте мира не найдешь

    Тот, дом в котором ты живешь.

    И даже улицы родной

    Мы не найдем на карте той.

    Но всегда на ней найдем

    Свою страну -наш общий дом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в сраршей группе (ФЦКМ) "Живая природа"

    Дать детям понятие, что природа – это наш общий дом, закрепить знания детей о животных: зверях, рыбах, птицах. Закреплять умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить ...

    конспект непосредственно образовательной деятельности "Дом, в котором мы живем"

    Данный материал рекомендую воспитателям вторых младших групп для проведения непосредственно образовательной деятельности воспитателя  с детьми по развитию речи по теме "Семья"....

    Конспект организованной – образовательной деятельности "Город, в котором я живу!"

    Конспект  ООДо.о."Познавательное развитие"«Город,  в котором я  живу!»...

    Непосредственная образовательная деятельность "Улица, на которой я живу"

    Предлагаю примерный конспект занятия по воспитанию у детей среднего  дошкольного возраста любви к своей малой Родине. По желанию можете дополнить конспект своими разработками, вопросами и играми....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Город, в котором я живу"

    Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие. Используемые технологии:Игровые, здоровьесберегающие, чтение и заучивание посл...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности "Край, в котором мы живем"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности "Край, в котором мы живем"...